Урок обучения чтению в 1-м классе (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Тема: Звуки [п], [п’], [б], [б’ ], буквы П, п, Б, б.

Цели:

  • научить обозначать согласные звуки буквами П, Б;
  • учиться самостоятельности, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом, учителем;
  • развивать фонематический слух, речь, коммуникативные качества личности;
  • воспитывать уважение друг к другу, толерантность.

Оборудование: азбука, карточка-алгоритм, конверты с заданиями, буквы, рисунки сказочных персонажей, таблица “Луг”.

Этапы урока

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Актуализация знаний (1 мин.)

III. Постановка учебной проблемы (3 мин.)

IV. Введение нового знания (23 мин.)

1. Характеристика звуков.

2. Знакомство с новой буквой.

3. Игра “Буква потерялась”.

4. Работа букв в словах. Чтение по сигналу значка (глухой-звонкий).

5. Работа с текстом.

V. Итог урока (4 мин.)

VI. Рефлексия (3 мин.)

I. Организационный момент.

- Какой сейчас урок? (Обучение грамоте)

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? (Хорошее)

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. Пожелаем друг другу удачи. (Хлопки в ладони друг с другом)

- А теперь настроимся на урок.

1-2-3 – слушай и смотри,

3-2-1 – мы начнем сейчас.

- Как вы думаете, кто самый главный, самый нужный человек на уроке? (Ответы детей)

- У меня есть один сказочный предмет: волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. А пока это секрет. Я надеюсь, что в конце урока, вы сможете открыть этот секрет.

II. Актуализация знаний.

- Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки? (Гласные и согласные)

- Дайте общую характеристику гласному звуку. (Можно спеть, протянуть, при произношении воздух не встречает преграду)

- Как доказать, что звук согласный? (Не поется, не тянется, при произношении воздух встречает преграду)

III. Постановка учебной проблемы.

- Внимательно послушайте слова, которые я произнесу. Найдите в них общее: Печкин, Долин, Левин. (1 - все слова обозначают фамилии людей; 2 - в этих словах по два слога; 3 - во всех словах ударение падает на первый слог)

- Послушайте слова еще раз: Печкин, Долин, Левин. Исключите одно из них по нескольким признакам одновременно, и вы узнаете фамилию героя, который пришел к нам на урок. (Печкин, т.к. в нем 6 звуков, а в других словах по 5; в нем есть и глухие согласные и звонкие, а в тех словах только звонкие)

- Какой же можете сделать вывод? (На урок пришел Печкин)

- Правильно. (Иллюстрация)

- Где живет наш герой? (В Простоквашино)

- Кто он по профессии? (Он почтальон)

- Еще к нам на урок пришли Буратино и Белоснежка. (Иллюстрация)

- Кто такой Буратино? (Герой сказки А. Толстого “Приключения Буратино, или Золотой ключик”)

- Кто такая Белоснежка? (Героиня сказки братьев Гримм “Белоснежка и семь гномов”)

- Произнесите про себя имена наших гостей, определите, с каких звуков они начинаются и сформулируйте тему нашего урока. (Звуки [п], [п’], [б], [б’] и буквы, которые их обозначают)

- Сформулируйте цель нашего урока. (Научиться обозначать звуки буквами)

III. Введение нового знания.

1. Характеристика звуков.

- Возьмите карточку-помогайку. Выполните по ней задание.

    1 Произнесите слово
    2 Выделите первый звук
    3 Назовите этот звук
    4 Дайте характеристику звука

1 группа

- Слово почтальон.

([п] - согласный, глухой, твердый)

2 группа

- Слово Печкин.

([ п’] - согласный, глухой, мягкий)

3 группа

- Слово Буратино.

([б]- согласный, звонкий, твердый)

4 группа

- Слово Белоснежка.

([б’]- согласный, звонкий, мягкий)

2. Знакомство с новой буквой.

- Белоснежка прикрепила на доску разные буквы, чтобы Буратино среди них нашел те, которые обозначают звуки [п], [п’], [б], [б’]. Буратино это задача оказалась трудновата. Давайте ему поможем. Кто покажет и назовет эти буквы? (Дети называют)

- На что похожа буква П? (На ворота, турник, дверной проем)

Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.

- На что похожа буква Б? (Бочонок с краном, толстяк в кепке)

Буква Б проснется рано.
Буква Б – бочонок с краном.

Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел:
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

3. Игра “Буква потерялась”.

- На столе у вас лежит конверт №1. Достаньте из него задание и буквы. Прочитайте слова. Подумайте, какая буква потерялась. Верните ее на место. (Из конверта достают карточки с разными буквами)

1 группа

    . арус, . лита, са . оги, . алуба, кар .

2 группа

    ка . итан, . илот, . екарь, . есня, . исьмо

3 группа

    . улка, . анан, аз . ука, . уква, . аранка

4 группа

    . елка, . ереза, . инт, . ерег, . егемот

Проверка.

- Какую букву вставили? Какой звук она обозначает? Прочитайте слова.

4. Работа букв в словах. Чтение по сигналу значка. (Глухой-звонкий)

Фронтальная работа. Азбука страница 92.

- Прочитайте слова парами в столбиках.

- Что заметили? (Буква глухого согласного заменяется на букву звонкого согласного, из-за этого изменяется смысл слова)

Физкультминутка

Паучок ползет по ветке,
А за ним все его детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало припекать,
Паучок ползет опять,
А за ним все его детки,
Чтобы погулять по ветке.

5. Работа с текстом.

- Достаньте задание из конверта №2. Прочитайте текст. Найдите слова с новыми звуками и подчеркните их.

1 группа (звук [б’])

По тропинке ребята идут в парк. За ними бежит собака Бимка. На ветвях деревьев мальчики увидели белку.

- Какой буквой обозначается звук [б’]?

2 группа (звук [б])

Все звери, птицы и букашки слушали песню жаворонка. Вылез из норы толстый барсук.

Медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.

- Какой буквой обозначается звук [б]?

3 группа (звук [п’])

Ребята делали скворечник, не торопились. Они разметили доску и пилой на части распилили. Затем сколотили скворечник. Хороший домик получился!

- Какой буквой обозначается звук [п’]?

4 группа (звук [п])

Пришла осень. Полили холодные дожди. Подул сильный ветер.

Покинули лес звонкие птицы.

- Какой буквой обозначается звук [п]?

Проверка. Какие слова вы подчеркнули? Какими буквами обозначаются эти звуки?

IV. Итог урока.

- Какую задачу мы ставили сегодня на уроке? (Знакомство с буквами П,Б)

-Удалось ли решить поставленную задачу? (Да)

- Какие получили результаты? Чему научились? (Обозначать согласные звуки буквами [п], [п’] - буквой П, [б], [б’] - буквой Б)

- Что у вас сегодня хорошо получилось?

- Характеризовать новые звуки удалось?

- Удалось ли вам сохранить ваше хорошее настроение?

V. Рефлексия.

- Кому удалось сохранить хорошее настроение, возьмите из конверта № 3 цветок и посадите его на нашем лугу.

А кому не удалось, оставьте цветок в конверте.

- Кто же самый важный и нужный человек на уроке?

- Посмотрите в шкатулку. (Ученик)

Молодцы! Урок окончен.