Цели урока: через наблюдение познакомить детей с новыми гласными буквами Я, я, обозначающими два звука в начале слова и после гласного звука); работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного и выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания; воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.
Ход урока
I. Организационный момент.
Я пришла к вам неспроста:
До меня молва дошла –
В первой школе появилась
Очень дружная семья.
Вместе учатся, играют
И друг другу помогают.
Все девчонки хороши,
А мальчишки удальцы!
II. Актуализация знаний.
А) Логическая разминка. Кроссворды.
Б) Работа над скороговоркой.
Проворонила ворона вороненка. (Слайд №2. Презентация находится у автора)
- произнесите с сожалением.
- произнесите с удивлением.
- произнесите с обидой на мать ворону.
В) Работа над гласными звуками.
- Ребята, давайте вспомним, какие гласные буквы мы уже с вами выучили? (Слайд №3)
- Почему одни на ленте букв располагаются внизу, а другие вверху?
- А теперь вспомните, какая из гласных букв может обозначать два звука?
III. Самоопределение к деятельности.
- Правильно, Е. Ребята, а как вы думаете, есть ли в русском алфавите еще гласные буквы, при произношении обозначающие два звука?
- Кто-то считает, что есть такие буквы,некоторые уверенны, что таких букв не существует. Кто прав из вас, мы узнаем в ходе нашего урока, если вы будете внимательно и активно работать.
- Давайте вспомним, что мы знаем о букве Е?
- Сегодня вы познакомитесь с новой буквой – подругой буквы Е.
IV. Работа по теме урока.
1. Звуко-буквенный анализ слов.
- Кто внимательный? Найдите одинаковые звуки в словах: (Слайд №4)
(Производится слого-звуковой анализ слов)
А) - Произнесите слово “яблоки” по слогам.
- Сколько слогов? (3) Какой слог ударный?
- Какой первый слог: (яб), второй - (ло), третий – (ки).
(Рассмотрение схемы слова на слайде)
(Устанавливается, что первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком)
- Ребята, давайте еще раз медленно произнесём первый слог - слияние. Какие мы слышим звуки? ([Й], [а]).
Б) Аналогично проводится работа по слайду над схемой к слову маяк.
2. Знакомство с буквой Я, я
- Два звука, образовавшие слог-слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной. (Буквой Я, я (показ буквы))
(Слайд №5) На доске картинка.
- На что же похожа буква Я? (Чтение отрывка из книги)
(Картинка бродяги)
Я бродяга с рюкзаком,
Путешествую пешком.
- Ребята, а давайте определим, какая это буква Я, гласная или согласная? Почему?
- Так что же мы узнали про букву Я, что же она похожа с гласной буквой Е? (Если буква “я” стоит в начале слова или после гласной буквы, она обозначает два звука ([й], [а]).
- Всем на свете буква Я
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?
Я не только буква Я -
Буква,
Слог
И слово!
3. Работа в тетрадях для печатания.
- А сейчас откройте тетради. Давайте напечатаем строчку буквы Я, чередуя маленькая, большая буква через клеточку.
5. Распознавание звуков, обозначающих букву Я.
Игра “Светофор”
(Сигнальные карточки)
- Если вы слышите в слова звуки обозначающие букву я, поднимаете зеленый сигнал. Будьте внимательны, запоминайте слова.
Яма, еда, день, яйца, ярко, дети, ястреб, язык, майка, Вася, ябида.
- Какие слова запомнили? Какие из них для вас оказались непонятными?
6. Закрепление изученного материала. Чтение слогов и слов с изученной буквой.
А) Работа по учебнику. С. 111.
- Ребята, так с какой мы буквой сегодня познакомились, что будем делать на уроке? (Слайд №6)
Чтение слогов-слияний. (Учебник)
- Что вы заметили, при чтении слогов с буквой Я? Как звучат согласные в слогах слияния?
Б) Чтение слов с интерактивной доски. (Слайд №7)
Яблоки, яблони, Зоя, Рая.
- Где находится буква Я в первых двух словах? Какие два звука мы слышим?
- Где букву я мы встречаем в другой паре слов? После каких букв? Какие два звука мы слышим? Почему эти слова пишутся с большой буквы?
В) Самостоятельное чтение слов в азбуке.
7. Физкультминутка.
8. Беседа о России.
- Посмотрите внимательно в учебник кого вы там видите, и что он делает?
- Давайте прочитаем, о чем у нас сейчас пойдет речь.
На доске тема. (Слайд № 8)
- Ребята, а что мы Родиной зовем?
(Слайд № 9, № 10, № 11). Дети читают стихи о родине.
- Россия – это наша Родина. Столица нашей Родины - Москва. (Слайд № 12) Каждое государство имеет свою символику, Россия тоже имеет герб РФ, Флаг РФ и Гимн РФ.
(Слады о символике. Учитель рассказывает о символах Российского государства. Дети читают стихи)
Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран.
Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.
Первый государственный Герб России появился в конце 15 века, первый Флаг - в 18 веке, а первый Гимн – в 19 веке.
Герб – это отличительный знак государства изображаемый на флагах и других официальных документах.
В нем отражена история.
(Слайд 13)
Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России.
(Стих)
- Наш российский флаг – трёхцветный.
Каждому цвету придаётся своё значение. Какое?
(Белый цвет – цвет чистоты и надежды. Красный – цвет крови, жизни. Синий – цвет безоблачного мирного неба)
(Слайд 14)
- Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.
- Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом так и в настоящем. (Слайд №15)
Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.
9. Чтение текста в учебнике.
- Сейчас мы прочитаем текст. После прочтения скажите,о чем говорится в тексте.
Чтение текста хорошо читающими учениками. (Аксенова София)
Вопросы по содержанию текста:
- О чем этот текст?
- Что мы посадим у дома?
- Какие фрукты вырастут?
- Кто будет рад нашим успехам?
- Чем же славятся русские?
10. Чтение текста цепочкой.
- Сейчас мы прочитаем этот текст еще раз цепочкой. Возьмите в руки карандаш. Во время чтения найдите и отметьте изученную букву Я в словах.
- Какие слова встретились с буквой Я?
11. Музыкальная пауза. (Слайд №16)
(Демонстрация “Ромашковой поляны”)
12. Составление рассказа по опорным словам. Работа в парах.
- Прочитайте слова на доске.
Россия, Родина, Москва, земля. Разбор написания.
- Напечатайте эти слова в терадь. (Заслушиваются рассказы)
13. Игра “Угадай сказку”. (Слайды №17)
14. Чтение пословиц.
(Учитель выясняет, как дети поняли смысл этих пословиц)
- Прочитайте самостоятельно пословицы.
V. Рефлексия. (Слайд №18)
- Что особенно понравилось на уроке? Что вызвало затруднение?
Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
VI. Итог урока.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
Вывод: учебник 111, Сова.