Гласная буква Я, я, обозначающие звуки [й, а]

Разделы: Начальная школа


Цели урока: через наблюдение познакомить детей с новыми гласными буквами Я, я, обозначающими два звука в начале слова и после гласного звука); работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного и выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания; воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

Ход урока

I. Организационный момент.

Я пришла к вам неспроста:
До меня молва дошла –
В первой школе появилась
Очень дружная семья.
Вместе учатся, играют
И друг другу помогают.
Все девчонки хороши,
А мальчишки удальцы!

II. Актуализация знаний.

А) Логическая разминка. Кроссворды.

Б) Работа над скороговоркой.

Проворонила ворона вороненка. (Слайд №2. Презентация находится у автора)

- произнесите с сожалением.

- произнесите с удивлением.

- произнесите с обидой на мать ворону.

В) Работа над гласными звуками.

- Ребята, давайте вспомним, какие гласные буквы мы уже с вами выучили? (Слайд №3)

- Почему одни на ленте букв располагаются внизу, а другие вверху?

- А теперь вспомните, какая из гласных букв может обозначать два звука?

III. Самоопределение к деятельности.

- Правильно, Е. Ребята, а как вы думаете, есть ли в русском алфавите еще гласные буквы, при произношении обозначающие два звука?

- Кто-то считает, что есть такие буквы,некоторые уверенны, что таких букв не существует. Кто прав из вас, мы узнаем в ходе нашего урока, если вы будете внимательно и активно работать.

- Давайте вспомним, что мы знаем о букве Е?

- Сегодня вы познакомитесь с новой буквой – подругой буквы Е.

IV. Работа по теме урока.

1. Звуко-буквенный анализ слов.

- Кто внимательный? Найдите одинаковые звуки в словах: (Слайд №4)

(Производится слого-звуковой анализ слов)

А) - Произнесите слово “яблоки” по слогам.

- Сколько слогов? (3) Какой слог ударный?

- Какой первый слог: (яб), второй - (ло), третий – (ки).

(Рассмотрение схемы слова на слайде)

(Устанавливается, что первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком)

- Ребята, давайте еще раз медленно произнесём первый слог - слияние. Какие мы слышим звуки? ([Й], [а]).

Б) Аналогично проводится работа по слайду над схемой к слову маяк.

2. Знакомство с буквой Я, я

- Два звука, образовавшие слог-слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной. (Буквой Я, я (показ буквы))

(Слайд №5) На доске картинка.

- На что же похожа буква Я? (Чтение отрывка из книги)

(Картинка бродяги)

Я бродяга с рюкзаком,
Путешествую пешком.

- Ребята, а давайте определим, какая это буква Я, гласная или согласная? Почему?

- Так что же мы узнали про букву Я, что же она похожа с гласной буквой Е? (Если буква “я” стоит в начале слова или после гласной буквы, она обозначает два звука ([й], [а]).

- Всем на свете буква Я
Доложить готова:

- А вы знаете, кто я?
Я не только буква Я -
Буква,
Слог
И слово!

3. Работа в тетрадях для печатания.

- А сейчас откройте тетради. Давайте напечатаем строчку буквы Я, чередуя маленькая, большая буква через клеточку.

5. Распознавание звуков, обозначающих букву Я.

Игра “Светофор”

(Сигнальные карточки)

- Если вы слышите в слова звуки обозначающие букву я, поднимаете зеленый сигнал. Будьте внимательны, запоминайте слова.

Яма, еда, день, яйца, ярко, дети, ястреб, язык, майка, Вася, ябида.

- Какие слова запомнили? Какие из них для вас оказались непонятными?

6. Закрепление изученного материала. Чтение слогов и слов с изученной буквой.

А) Работа по учебнику. С. 111.

- Ребята, так с какой мы буквой сегодня познакомились, что будем делать на уроке? (Слайд №6)

Чтение слогов-слияний. (Учебник)

- Что вы заметили, при чтении слогов с буквой Я? Как звучат согласные в слогах слияния?

Б) Чтение слов с интерактивной доски. (Слайд №7)

Яблоки, яблони, Зоя, Рая.

- Где находится буква Я в первых двух словах? Какие два звука мы слышим?

- Где букву я мы встречаем в другой паре слов? После каких букв? Какие два звука мы слышим? Почему эти слова пишутся с большой буквы?

В) Самостоятельное чтение слов в азбуке.

7. Физкультминутка.

8. Беседа о России.

- Посмотрите внимательно в учебник кого вы там видите, и что он делает?

- Давайте прочитаем, о чем у нас сейчас пойдет речь.

На доске тема. (Слайд № 8)

- Ребята, а что мы Родиной зовем?

(Слайд № 9, № 10, № 11). Дети читают стихи о родине.

- Россия – это наша Родина. Столица нашей Родины - Москва. (Слайд № 12) Каждое государство имеет свою символику, Россия тоже имеет герб РФ, Флаг РФ и Гимн РФ.

(Слады о символике. Учитель рассказывает о символах Российского государства. Дети читают стихи)

Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран.

Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.

Первый государственный Герб России появился в конце 15 века, первый Флаг - в 18 веке, а первый Гимн – в 19 веке.

Герб – это отличительный знак государства изображаемый на флагах и других официальных документах.

В нем отражена история.

(Слайд 13)

Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России.

(Стих)

- Наш российский флаг – трёхцветный.

Каждому цвету придаётся своё значение. Какое?

(Белый цвет – цвет чистоты и надежды. Красный – цвет крови, жизни. Синий – цвет безоблачного мирного неба)

(Слайд 14)

- Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

- Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом так и в настоящем. (Слайд №15)

Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.

9. Чтение текста в учебнике.

- Сейчас мы прочитаем текст. После прочтения скажите,о чем говорится в тексте.

Чтение текста хорошо читающими учениками. (Аксенова София)

Вопросы по содержанию текста:

- О чем этот текст?

- Что мы посадим у дома?

- Какие фрукты вырастут?

- Кто будет рад нашим успехам?

- Чем же славятся русские?

10. Чтение текста цепочкой.

- Сейчас мы прочитаем этот текст еще раз цепочкой. Возьмите в руки карандаш. Во время чтения найдите и отметьте изученную букву Я в словах.

- Какие слова встретились с буквой Я?

11. Музыкальная пауза. (Слайд №16)

(Демонстрация “Ромашковой поляны”)

12. Составление рассказа по опорным словам. Работа в парах.

- Прочитайте слова на доске.

Россия, Родина, Москва, земля. Разбор написания.

- Напечатайте эти слова в терадь. (Заслушиваются рассказы)

13. Игра “Угадай сказку”. (Слайды №17)

14. Чтение пословиц.

(Учитель выясняет, как дети поняли смысл этих пословиц)

- Прочитайте самостоятельно пословицы.

V. Рефлексия. (Слайд №18)

- Что особенно понравилось на уроке? Что вызвало затруднение?

Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

VI. Итог урока.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

Вывод: учебник 111, Сова.