Изучение курса направлено на развитие творческого потенциала обучающихся музыке, знакомство с прикладными возможностями информационных технологий в сфере музыкального искусства. Курс рассчитан на 2 года.
Количество часов: 1 час в неделю.
Объём курса – 32 часа в год.
Работа инструментовщика - аранжировщика сродни занятиям живописью. Мелодия - это рисунок, а гармония – цвета и краски, и если чувство цвета отсутствует, то живописи не получится. Художники знают, что рисунку научить можно, а живописи – нет. Так что в самом начале надо определить, есть ли у обучаемого склонность к предмету.
Такие предметы как “Инструментоведение” (изучение специфических свойств музыкальных инструментов), “Гармония” (изучение аккордов, их связей, правила голосоведения), должны подготовить, подвести учащегося к занятиям по предмету “Инструментовка и аранжировка”. Приобретение первоначальных навыков инструментовки эстрадно-джазового ансамбля; приобретение необходимых сведений о современном эстрадном и джазовом оркестре и ансамбле, о входящих в их состав инструментах; ознакомление учеников со специфическими приемами игры на этих инструментах в рамках этих стилей; приобретение сведений об основных технических и музыкально-выразительных средствах, присущих этим инструментам; ознакомление с приемами написания партитур для комбо или отдельных групп инструментов эстрадного, джазового ансамбля или оркестра; овладение средствами современной оркестровки для эстрадно - джазовых составов, приобретение навыков аранжировки мелодии для любого состава, характерного для джаза и эстрады, создание партитуры для биг-бэнда и инструментального и вокального ансамблей, ее непосредственная реализация.
Занятия по предмету целесообразно начинать аналогично занятиям по гармонии. Первые задания напоминают задачи по гармонии. Эти задания, как и последующие, выполняются на двух нотных станах, соединенных акколадой: верхний – со скрипичным ключом, нижний – с басовым, то есть в форме клавира - дирекциона с указанием используемых инструментов над нотной строкой или в начале нотоносца.
Методы работы над инструментовкой-аранжировкой в виде клавира не позволяют ученику отвлекаться от главного – создавать музыкальную ткань наглядно, не тратя силы и внимание на дополнительную, но второстепенную сложность – такую как записывание инструментов на отдельной строчке и транспонирование.
Существует различие понятий “инструментовка” и “аранжировка”, а так же еще два понятия – “оркестровка” и “переложение для оркестра”.
Аранжировка отличается от инструментовки, прежде всего тем, что подразумевает обработку или переработку исходного материала: изменение тональности, фактуры, гармонического языка, введение новых мелодических элементов, изменение метра и ритма, вплоть до переосмысления общего характера музыки (например, превращение “классики” в “джаз”).
В данной программе особое внимание уделено изучению музыкальной структуры, познанию музыкального образа как бы “изнутри”, что поможет ученику в его дальнейшей деятельности по основной специальности. Он, возможно, не станет аранжировщиком, но будет лучше понимать музыкальную структуру и взаимодействие музыкальных элементов.
Цель курса и задачи:
Основные формы работы:
Тематический план
1 год обучения (10 класс)
№№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Практическое задание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Предмет инструментоведения | 1 час | ||
Нотный редактор “Overture” | 8 часов | Набор нотного текста | |
Инструменты ритм-группы | 10 часов | Запись отдельных инструментов | |
Шаблоны ритм-группы | 3 часа | Запись шаблонов ритм-группы | |
Духовые инструменты | 6 часов | Устройство, диапазон, функции | |
Струнные смычковые инструменты | 2 часа | Диапазон, техника игры | |
Вокальная группа | 2 часа | Составы, диапазон | |
Итого: | 32 часа |
2 год обучения (11 класс)
1 | 2 | 3 | 4 |
Предмет аранжировки и композиции | 1 час | ||
Мелодия и контрапункт | 5 часов | Запись мелодии и контрапункта | |
Гармонизация мелодии | 6 часов | Аккордовая запись мелодии | |
Регармонизация мелодии | 6 часов | Запись новой гармонии мелодии | |
План аранжировки и форма | 3 часа | Создание вступления и коды | |
Партитура и её оформление | 2 часа | Редактирование партитуры | |
Редактирование MIDI файла | 9 часов | Обработка эффектами, запись CD | |
Итого: | 32 часа |
Содержание курса
1 год обучения (10 класс)
Инструментоведение – 32 часа.
I. Введение (1 час).
- Предмет инструментоведения - 1 час.
II. Изучение нотного редактора“Overture” (8 часов).
- Главное окно программы, панели инструментов - 2 часа.
- Меню File, Edit, Score, Measure, Notes, Options, Windows - 2 часа.
- Окно Track List, Graphic, Chord Input, Lyrics - 2 часа.
III. Инструменты ритм группы (10 часов):
Ударные инструменты (4 часа).
- Ударная установка, перкуссия - 1 час.
- Настройка ударной установки в редакторе “Overture” - 1 час.
- Запись современных ритмов для ударной установки - 2 часа.
Бас-гитара, контрабас (3 часа).
- Устройство и диапазон, приёмы игры, способы заполнения басовой линии - 1 час.
- Запись басовой линии - 2 часа.
Гитара (3 часа).
- Устройство и диапазон, приёмы игры, способы нотной записи - 1 час.
- Запись гитары - 2 часа.
Клавишные инструменты (3 часа).
- Функция фортепиано и синтезатора в ритм группе - 1 час.
- Запись фортепиано - 2 часа.
IV. Создание шаблонов ритм-группы на основе современных прогрессий в редакторе “Overture” (3 часа).
V. Группа духовых инструментов (6 часов).
- Группа саксофонов - 1 час.
- Трубы - 1 час.
- Тромбоны - 1 час.
- Духовые деревянные инструменты - 1 час.
- Запись духовых инструментов - 2 часа.
VI. Группа струнных смычковых инструментов (2 часа).
- Скрипка, альт, виолончель - 1 час.
- Запись струнных инструментов - 1 час.
VII. Вокальная группа (2 часа):
- Женская, мужская, смешанная вокальные группы - 1 час.
- Запись вокальной группы - 1 час.
Итоговая оценка
- оформленная партитура с записью популярной мелодии в сопровождении ритм-группы;
Критерий оценки
- партитура оформлена в нотном редакторе;
- сопровождение ритм-группы включает музыкальные инструменты оркестра “Big Beat”.
2 год обучения (11 класс)
Аранжировка и композиция – 32 часа.
I. Введение (1 час).
- Предмет аранжировки и композиции; ансамбли “Combo”, “Big Beat” “Big Band” - 1 час.
II. Мелодия и контрапункт (5 часов).
- Приёмы изложения мелодии - 1 час.
- Принципы противосложения, заполнения - 1 час.
- Запись мелодии и контрапункта - 3 часа.
III. Гармонизация мелодии (6 часов).
- Способы гармонизации - 1 час.
- Мелодический анализ - 1 час.
- Гармонизация популярной мелодии - 4 часов.
IV. Регармонизация мелодии (6 часов):
- Цепочки септаккордов по квинтовому кругу - 1 час.
- Замена тонических и доминантовых аккордов - 1 час.
- Регармонизация популярной мелодии - 4 часа.
V. План аранжировки и форма (3 часа).
- Форма композиции - 1 час.
- Создание вступления и коды популярной мелодии - 2 часа.
VI. Редактирование и печать партитуры (2 часа).
VII. Редактирование MIDI-сонга в программе “Cubase” (9 часов).
- Пересведение на два аудиотрека - 1 час.
- Обработка эффектами - 7 часов.
- Запись компакт-диска – 1 час.
Итоговая оценка:
- оформленная партитура с регармонизованной популярной мелодией;
- записанный компакт диск.
Критерий оценки:
- партитура оформлена в нотном редакторе;
- сопровождение ритм-группы включает музыкальные инструменты оркестра “Big Beat”;
- мелодия изложена в гармоническом виде;
- созданы вставки и заполнения;
- сочинены вступление и кода;
- подобраны тембры и создан MIDI файл;
- аудио-фонограмма отвечает начальным техническим требованиям;
Творческое задание:
- записанные на компакт-диск произведения использовать в проводимых школьных праздниках и мероприятиях.
Методическая литература
- Г. Гаранян “Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей”. – М.: Музыка, 1986.
- С. Горчаков “Практическое руководство по инструментовке для духового оркестра”. – М.: Музыкальное издательство, 1962.
- А. Мальтер “Таблицы по инструментоведению”. – М.: Советский композитор, 1972.
- Ю. Саульский “Аранжировка для Биг-Бэнда”. – М.: Композитор, 2001.
Учебная литература
- К. Олеников “Аранжировка”. – Ростов на Дону, Феникс, 2003.
- Ю. Чугунов “Гармония в джазе”. – М.:, Современная музыка, 2003.
- В. Романенко “Гармония популярной песни”. – Москва.: “Смолин К.О.”, 2004.
- Р. Петелин, Ю. Петелин “Аранжировка музыки на РС”. – СПб.: “Арлит”, 1999.
- Р. Петелин, Ю. Петелин “Музыка на РС Cakewalk”. – СПб.: “Арлит”, 1999.
- Р. Петелин, Ю. Петелин “Cakewalk Pro Audio 9 Секреты мастерства”. – СПб.: “Арлит”, 2000.
- С.В. Пучков, М.Г. Светлов “Музыкальные компьютерные технологии” – СПб.: СПб ГУП, 2005.
- Р. Петелин, Ю. Петелин “Cubase SX 3”. – СПб.: “БХВ-Петербург”, 2007.
Материальное обеспечение
- Компьютеры, оборудованные звуковой картой и наушниками.
- Компьютерные столы и стулья.
- Синтезатор.
- Микшерный пульт.
- Классная доска.