Тема урока "Состав слова. Повторение изученного". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

- обобщить полученные знания о составе слова;

- закреплять умение находить в слове приставку, суффикс, корень, окончание, подбирать однокоренные слова;

- развивать умение образовывать новые слова с данными приставками, суффиксами; закреплять умение изменять форму слова;

- формировать коммуникативные учебные умения через работу в группе;

- развивать регулятивные умения через организацию работы в малой группе по алгоритму;

- развивать словарный запас, обогащать речь, учить правильно формулировать мысль;

- развивать личностные качества обучающихся, учить терпению, взаимопомощи, уважению друг к другу, формировать положительный настрой на учебу.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

Оборудование: учебник, тетрадь для работ по русскому языку, дидактический раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Планете Знаний . Путешествовать будем на трамвайчике “Состав слова” по станциям, которые сейчас вспомним. (Дети вспоминают части слова). Но сначала повторим правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, смеяться, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

– Итак, в путь! Наш трамвайчик отправляется и быстро набирает ход. А чтобы в дороге не было скучно, каждая группа получает задание, которое надо выполнить по дороге до первой остановки.

Дети под музыку песенки “Мы едем, едем, едем в далекие края…” рассаживаются по группам.

Каждая группа получает задание на карточке.

1 группа. Вспомнить, что такое корень слова, однокоренные слова, подобрать однокоренные слова с корнем ход.

2 группа. Вспомнить, что такое окончание слова, для чего оно служит, образовать новые формы слова ход.

3 группа. Вспомнить, что такое приставка, для чего она служит, образовать новые слова с корнем ход, используя разные приставки.

4 группа. Вспомнить, что такое суффикс, для чего он служит, образовать новые слова с корнем ход, используя разные суффиксы.

2. Станция 1. Корень.

- Первая остановка. Она называется Корень.

Ребята 1 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (На доске появляется определение корня, однокоренные слова: ходить, ходовой, выход, ходули и др.)

– Продолжаем наше путешествие дальше. (Звучит музыка песенки “Мы едем, едем, едем в далекие края…”)

3. Станция 2. Окончание.

Ребята 2 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (На доске появляется определение окончания, формы слова: ход, хода, ходу, ходом, о ходе)

– Вы все задания выполнили правильно. Едем дальше. (Звучит музыка песенки “Мы едем, едем, едем в далекие края…”)

4. Станция 3. Приставка.

Ребята 3 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (На доске появляется определение приставки, новые слова: заход, переход, выход, поход, сход, обход , подход, приход.)
– Продолжаем наше путешествие дальше. (Звучит музыка песенки “Мы едем, едем, едем в далекие края…”)

5. Станция 4. Суффикс.

Ребята 4 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (На доске появляется определение суффикса, новые слова: ходики, ходоки, выясняется значение этих слов).

– Вы все задания выполнили правильно. Едем дальше. (Звучит музыка песенки “Мы едем, едем, едем в далекие края…”) В дороге немного отдохнем.

6. Физкультминутка.

– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку возвращаемся в класс.

7. Самостоятельная работа. (Задание на листочках)

1. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

1.

а) гром 
б) громадный
в) громкий
г) громкость

2.

а) жалость 
б) жалоба
в) жалкий
г) жалить

3.

а) мышонок 
б) мышиный
в) смышленый
г) мышка

2. Выберите слова с приставками:

  • (по)горели
  • (по)горе
  • (за)болели
  • (от)боли
  • (за)грустил
  • (за)лесом

3. Укажите слова, строение которых соответствует схеме: корень, суффикс, окончание:

  • книжка
  • полянка
  • дождик
  • палатка
  • заплатка
  • картинка

8. Подведение итогов.

1. Какие части слова мы сегодня повторили? 2. Какие части слова служат для образования новых слов? 3. Какие слова называются однокоренными? 4. Были ли вы на уроке внимательны друг к другу?

Выставление оценок за работу в группах.

9. Рефлексия.

1. Урок-путешествие был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

Учитель: Я благодарю вас за успешную работу на уроке. Предлагаю вам подарить улыбку друг другу.Молодцы, ребята!

10. Домашнее задание.