Литературно-музыкальный вечер. "Мои соотечественники. А.С. Пушкин". 4-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 4


Цели:

  • углубление знаний учащихся о биографии поэта;
  • формирование качеств гражданина, чувства сопричастности к истории своего Отечества.

Оборудование: мультимедийная установка, костюмы Пушкинской эпохи, костюмы к сказкам, музыка к танцу “Менуэт”, Встречный президентский марш.

Содержание

Звучит марш. Выходит церемониймейстер, три раза ударяет своим жезлом и уходит.

Танец “Менуэт”.

Звучит “Менуэт”. Выходят восемь танцевальных пар и исполняют танец. После этого кавалеры провожают своих дам до диванов и усаживают их, сами встают за ними.

Звучит марш. Выходит церемониймейстер, три раза ударяет своим жезлом и уходит.

Играет медленная лирическая мелодия. Начинается демонстрация презентации, которая сопровождается речью присутствующих дам и их кавалеров.

Биография поэта.

Ученик. Сегодня мы хотим поговорить об Александре Сергеевиче Пушкине, вспомнить его детские и юношеские года.

Пушкин появился на свет 6 июня 1799 года в Москве.

Ученик. Ребенком Пушкин ничем не выделялся и особых надежд не подавал. Разве что крупный был и неповоротливый. Часто сидел задумчивый.

Ученик. До 6 лет Александра. До 6 лет Александра силой заставляли гулять. Он упирался. Сердился. А. если уступали. То на радостях залезал в корзину, которая помещалась у ног его бабушки, Марьи Алексеевны. Она что-нибудь вязала. А внук молча До 6 лет Александра силой заставляли гулять. Он упирался, сердился. А, если уступали, то на радостях залезал в корзину, которая помещалась у ног его бабушки, Марьи Алексеевны. Она что-нибудь вязала, а внук молча наблюдал.

Ученик. В 7 лет он резко изменился. Прыжки, ужимки – прямо егоза! А тут подоспело время нанимать гувернеров, так прежде называли домашних учителей.

Ученик. Александру больше нравилось играть, чем учиться. Особенно любил танцы. Уроков не учил: был ленив. Спасала только память. Обычно он повторял уроки за сестрой, когда ее спрашивали. А, если первым спрашивали его, молчал как рыба.

Очень не нравилась ему математика. Из-за нее он часто плакал.

Ученик. Сильнее всего Пушкин любил чтение. Длинные стихи заучивались сами собой. Но книг, которые ему давали, Пушкину не хватало. Тогда он забирался в отцовский кабинет и читал, читал, читал…

Ученик. Когда настало время обучения в школе, родители отдали его в Лицей в Царском Селе.

Ученик. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября.

“Шуметь нельзя!” - объявят лицеистам в первый же день. А они будут шуметь, как самые обыкновенные дети. Таким же будет и Александр. Ему сразу же дадут два прозвища: “Француз” и “Егоза”.

Ученик. Своим знанием французского он покорил всех еще на вступительных экзаменах.

Ученик. Кюхля, Пущин и Дельвиг – трое самых близких друзей Пушкина. Среди них только Пущин не был поэтом.

Ученик. Лицей был своеобразным государством. Дело в том, что первые 3 года никого не отпускали по домам. Не приезжали и родители. У лицеистов не было каникул.

Ученик. В январе 1815 года в Лицее предстоял переходной экзамен. Пригласили гостей. Среди прибывших самый важный – поэт придворный, рангом не ниже министра – Гаврила Романович Державин. На Пушкина возлагали большие надежды.

Ученик. Державин был уже стар, поэтому на экзамене дремал. С первых же строк Александра Сергеевича он встрепенулся и даже привстал. Пушкин читал стихотворение самозабвенно. Ошеломленный зал замер. Замер и Державин. От восторга он помолодел лет на 15.

“Это будет второй Державин. Я ему лиру передаю! Теперь и умереть можно”, - сказал придворный поэт.

Ученик. Александр Сергеевич Пушкин прожил свои 37 лет ярко и полно. Он написал столько гениальных произведений, что есть надежда: они никогда не канут в лету, а останутся нашим общим достоянием.

Ученик. Самая большая тайна – его поэтический дар. Он подарил нам, своим потомкам великую поэзию. Великий язык, на котором мы сейчас говорим.

А сейчас давай те вспомним его прекрасные сказки и стихи.

Инсценировка сказок.

Звучит марш. Выходит церемониймейстер и ударяет своей палочкой три раза.

“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”

Уходит.

Царевна-Лебедь:

“Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?” -
Говорит она ему.

Князь Гвидон:

Князь Гвидон ей отвечает:
“Грусть – тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу”.

Царевна-Лебедь:

“А кого же на примете
Ты имеешь?” -

Князь Гвидон:

“Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава:
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?”
Князь со страхом ждет ответа.

Царевна-Лебедь:

Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
“Да! Такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом –
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом”.

Выходят купцы.

1 купец.

“Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквями,
С теремами и садами;

2 купец.

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки непростые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;

3 купец:

Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем царь Гвидон;
Он прислал тебе поклон”.

Звучит марш. Выходит церемониймейстер и ударяет своей палочкой три раза.

“Сказка о рыбаке и рыбке”

Старуха:

“Воротись, поклонися рыбке
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей”.

Старик:

Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство”.

Старуха:

“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью;
Не пойдешь, поведут поневоле”.

Звучит марш. Выходит церемониймейстер и ударяет своей палочкой три раза.

“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”

Королева:

“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”.

Зеркало:

“Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее”.

Королева:

“Ах, ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь, какая подросла!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?”.

Зеркало:

“Зеркальце в ответ:
“А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее”.

Звучит марш. Выходит церемониймейстер и ударяет своей палочкой три раза.

“Сказка о золотом петушке”

Царь:

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.

Мудрец:

“Посади ты эту птицу,
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно;
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется”.

Звучит марш. Выходит церемониймейстер и ударяет своей палочкой три раза.

Звучит менуэт. Кавалеры сопровождают своих дам до места начала танца. Исполняется танец менуэт.

Пары в определенном порядке покидают сцену.

Звучит марш. Выходит церемониймейстер и ударяет своей палочкой три раза.

Под лирическую музыку выходят все участники праздника на поклон.

Литература

1. А.Самозванцев “А.С.Пушкин”, “Белый город”, Москва. 2002.

2. А.С.Пушкин “Сказки”, Москва “Росмэн”, 1998.