Цели урока.
Задачи урока.
- Закреплять знания условных обозначений гласных и согласных звуков; формирование умения дифференциации парных согласных звуков; совершенствование умения наблюдать за оглушением согласных в корне слова.
- Формирование навыков сознательного, правильного, плавного, выразительного, беглого чтения; развивать устную речь, творческое воображение, кругозор учащихся.
- Учить групповой и парной работе; формировать навыки самооценки.
Оборудование: мультимедийная презентация, экран, мультимедийная установка, компьютер, Букварь Горецкий, “Звездочка”,игрушка матрешка, фишки для звуко-буквенного анализа, пластилин, карточки-опоры, карточки для групповой работы.
Ход урока
Организационный момент.
- Вы знаете, сегодня утром произошло чудо:
Мне звезда упала на ладошку.
Я ее спросила: - “Откуда ты?”
- “Дай мне отдохнуть совсем немножко,
Я с такой летела высоты…”.
Повторение пройденного.
Актуализация знаний.
- Начинаем наш урок с игры “Вопросики”. Поможет нам игрушка матрешка.
- Какой бывает наша речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Какими бывают предложения по цели высказывания?
- Придумайте повествовательное, побудительное, вопросительное предложения.
- Из чего состоит предложение?
- Из чего состоит слово?
- Как называется самый сильный и долгий слог в слове?
- Из чего состоят слоги?
- Какими бывают звуки?
- Какие звуки называются гласными, согласными?
Фонетическая гимнастика.
Пропеть гласные звуки, опираясь на ленту букв.
Произнесение непарных звонких согласных звуков (девочки – мягко, мальчики – твердо).
Игра “Фишки”
Учитель называет звуки, дети показывают соответствующие фишки ([ы], [п], [ни] ,[в], [ру].
Игра “Молоточек” (деление слов на слоги)
Учитель называет слова (слон, змея, черепаха), дети делят их на слоги следующим образом: один ученик с помощью пластмассового молоточка отстукивает слоги, а остальные учащиеся хлопают в ладоши.
Игра “Эхо” (выделение ударного слога в слове)
Зебра. Кенгуру. Обезьяна.
Дети “зовут” слово, выделяя и повторяя три раза нужный слог.
Работа по теме урока.
- Кто запомнил имя нашей гостьи? (Звездочка)
- Какой первый звук в этом слове?
- Сколько таких звуков?
- Где находится первый звук в слове “звездочка”?
- Где находится второй звук?
- Поставьте правую руку на свое горлышко и произнесите твердо [з], мягко [ з’].
- Почувствовали, как работают голосовые связки. Значит, звуки [з] и [ з’] - звонкие или глухие?
- Посмотрите на ленту букв и назовите парный звук, дайте ему характеристику.
- Как вы думаете с какими звуками и с какой буквой мы сегодня познакомимся?
- Как называется место, где живут животные из разных стран мира?
- Давайте познакомим нашу гостью Звездочку с зоопарком. Мы его сделаем сами. И будет он у нас необычным. С одной стороны зоопарка у нас будут располагаться звери, в названиях которых есть звуки [ з ], [ з’]. А с другой стороны - звери, в названиях которых эти звуки отсутствуют.
Учитель загадывает загадки. Учащиеся распределяют животных, используя компьютерную презентацию.
- Надели коняшки
Морские тельняшки. (Зебра)
- Очень много силы в нем.
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос
Лет тыщу рос. (Слон)
- Он высокий и пятнистый
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями с деревьев. (Жираф)
Физминутка.
Знакомство с буквой.
- Внимание! К нам в зоопарк прибыло новое животное.
- Как оно называется? (Баран)
- На какую территорию мы его поселим?
- Что это у него за рога такие? Давайте внимательно на них посмотрим. Какая буква там спряталась? (З)
Работа с учебником.
- Посмотрите, как в старину украшали букву З и как она выглядит в наше время.
Чтение слогов в “Азбуке”.
Игра “Птичий базар”
- Вы. Как птички. Каждый в полголоса прочитает текст внизу страницы. Хоровое чтение.
Физминутка для глаз (с использованием компьютерной презентации).
Работа в тетради.
Дети хором читают стихотворение.
- Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запись в тетрадях: з, за, зо, зы, зу. зи.
Творческая работа (работа в группах, парах).
Разукрашивание новой буквы, лепка из пластилина.
Выставка работ, обсуждение.
Рефлексия.
- Какой необычный гость сегодня был у нас на уроке?
- С какими звуками мы познакомились? С какой буквой?
- Как вы думаете, понравился ли наш урок Звездочке?
- А что ей понравилось больше всего?
- На память о себе она оставила каждому из вас разноцветные звездочки.
- Те ребята, которые считают, что сегодня работали замечательно, поднимут красную звездочку.
- Те ребята, которые считают, что у них не все сегодня получалось, поднимите синие звездочки.
- Посмотрите, сколько у нас звездочек. Получилось целое звездное небо с подружками для нашей гостьи. Всем спасибо за урок.