Цели:
- Закрепление представлений о розовом, голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом, фиолетовом цветах.
- Дифференциация цветов.
- Обучение согласованию названий геометрических фигур с прилагательными, обозначающими цвет, согласованию прилагательного розовый с местоимениями ОДИН, ОДНА, ОДНО, ОДНИ и с существительными.
- Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, пространственной ориентировки, артикуляционной и мелкой моторики, соотнесения речи с движением.
Оборудование: Магнитофон, запись песни «Розовый слон», мягкая игрушка – слон, геометрические фигуры семи цветов, семь разноцветных мешочков, предметы и картинки розового цвета, мультимедийная презентация игр «Озорные карандаши» и «Четвёртый лишний», цветные бумага и картон, клей, кисточки для клея, салфетки, салфетки розового цвета, розовые воздушные шарики.
Ход занятия
I. Организация начала занятия.
Психолог: Скажите, в каких сказках мы с вами уже побывали?
Дети: В «Желтой», «Зеленой», «Красной», «Синей», «Белой», «Оранжевой», «Голубой», «Фиолетовой».
Психолог: Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие. Вы попадёте в сказку, когда выполните одно задание.
II. Развитие зрительного внимания и диалогической речи. Закрепление знания пройденных цветов и их дифференцирования. Согласование названий геометрических фигур с прилагательными, обозначающими цвет.
Психолог: Злая колдунья рассыпала цветные геометрические фигуры. Их необходимо собрать и разложить по цветным мешочкам в соответствии с их цветом.
Дети под музыку раскладывают фигуры по мешочкам.
Логопед: Расскажите, какие фигуры лежат в СИНЕМ (КРАСНОМ, ЗЕЛЁНОМ и т. д.) мешочке.
Дети: В СИНЕМ мешочке лежит синий квадрат, синий, круг и.т.д.
Психолог накрывает детей куском прозрачной розовой ткани. Дети рассматривают группу через ткань.
Психолог: Вот мы и попали в Розовую страну.
Дети рассматривают предметы и картинки розового цвета. Затем усаживаются на ковёр.
III. Согласование прилагательного розовый с местоимениями ОДИН, ОДНА, ОДНО, ОДНИ и с существительными.
Логопед: Про какие предметы розового цвета можно сказать ОДИН (ОДНА, ОДНО, ОДНИ)
Дети: Один розовый мяч … и т.д.
IV. Отгадывание загадок (мультимедийная презентация), игры на дифференциацию розового, красного, синего, голубого и фиолетового цветов.
Психолог: Отгадайте загадки о предметах розового цвета.
Любит чистые озёра
Эта птица неспроста.
Её розовые перья –
Это просто красота!
(Розовый фламинго)
Логопед:
Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска)
Хвост крючком,
Нос пятачком,
Розовая спинка,
На спинке щетинка.
(Поросёнок)
Цветом розовым расцвёл
Под окошком пышный куст,
Я бы ближе подошёл,
Но шипов его боюсь.
(Шиповник, куст розы)
Соответствующие отгадкам картинки появляются на мультимедийном экране.
Игра «Озорные карандаши» (мультимедиа)
Логопед: Посмотрите на экран. Что видите? Какого цвета карандаши? (по мере называния цвета карандаша соответствующие карандаши появляются на экране)
Давайте поиграем с озорными карандашами
- Каким карандашом раскрасили цветок?
- Каким карандашом раскрасили дельфина?
- Каким карандашом раскрасили воздушный шарик?
- Каким карандашом раскрасили звёздочку?
Игра «4-й лишний» (мультимедиа)
- яблоко, туфля, телефон, сумочка
- баклажан, виноград, фиалка, кресло
- рыбка, сумка, цветок, медвежонок
V. Решение проблемной ситуации, артикуляционная гимнастика, логоритмическое упражнение, чтение стихов.
Логопед вносит в группу мягкую игрушку – слоника.
Психолог: Ребята, посмотрите, какой грустный слоник.
Слушание песенки «Розовый слон» (с мультимедиа)
Психолог: Ребята, почему слон такой грустный?
Дети: Слон хочет быть розовым, а не серым.
Психолог: Подумайте, как мы можем помочь слону?
Ответы детей.
Логопед: Мы можем угостить слона пышками
Логопедическая гимнастика
- «Месим тесто». Толкать язычком в одну щеку, затем в другую.
- «Раскатываем тесто». С силой проталкивать язык через зубы и втягивать обратно в рот.
- «Блинчик». Держать язык широкой лопаткой.
- «Кладем начинку». Заворачивать края языка.
- «Печем пышки». Надувать щеки и медленно выпускать воздух через расслабленные губы, произнося «пух-х-х».
- «Вкусная пышка». Облизать губы языком.
Стихотворение с движением «Поедалочка»
Пышка сметанная. Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая).
Корочка румяная,
В печи она сидела, Ставят руки «полочкой» перед грудью.
На нас она глядела. Округляют большой и указательные пальцы и приставляют их к глазам, делая «большие глаза».
Пыхтела, пыхтела Ставят руки на поле, поднимают и опускают плечи.
Да в рот захотела. Касаются ладонями губ
Л. Яхнин
Психолог: Может мы ему расскажем стихи о розовом цвете и это его утешит?
Пять детей читают стихи
Логопед: Что в стихотворении было РОЗОВОЕ?
Дети: …
Психолог: Наш слонёнок всё ещё грустит. Может наши гости подскажут, как его развеселить?
Ответы.
VI. Аппликация.
Руководитель Дизайн-студии: Я предлагаю подарить слону его портрет. Мы можем сделать его сами.
Аппликация «Розовый слон»
Дети дарят свои работы слону и прощаются с ним.
VII. Возвращение из Розовой страны.
Дети встают в кружок, накрываются розовой тканью и закрывают глаза. Ткань убирается.
Психолог: Наше путешествие в Розовую страну закончилось. А на память о Розовой стране мы дарим вам воздушные шарики.
Логопед: Какого цвета шарики?
Дети: Розового.