Величие человека – в его способности мыслить.
Б. Паскаль
Эту игру с пятиклассниками я проводила в рамках предметной недели, которая у нас проводится традиционно в ноябре. Мы только начинаем учиться вместе и поэтому хочется побольше узнать друг о друге, кто на что способен. Такая форма внеклассного мероприятия очень нравится детям и позволяет каждому проявить себя.
Класс делится на 4-5 команд случайным образом. Каждая команда выбирает капитана, название команды. Для каждой команды выделяется стол. Игра состоит из четырёх конкурсов, после каждого тура - пауза, во время которой жюри подводит итоги прошедшего тура. В каждом туре вопросы предлагаются командам либо в порядке установленной очереди и, если команда не может ответить или отвечает неправильно, то право ответа переходит к другой команде, либо задание предлагается одновременно всем командам, оно выполняется письменно и передается в жюри. За каждое правильное решение выставляется определенное количество баллов, за неполное решение баллы снимаются, а также снимаются баллы за нарушение очередности ответов. В конце игры жюри подводит итоги, и объявляются места, которые занимает каждая команда.
Цели:
- Развивать познавательный интерес, интеллект.
- Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний.
- Формировать дружеские отношения, умение работать командой.
Оборудование:
- карточки с вопросами (16 карточек) – конкурс «Разминка»;
- карточки с вопросами (4 карточки – 1 задание, 4 карточки – 2 задание, 4 карточки – 3 задание) – конкурс «Минутка»;
- карточки с заданиями (4 карточки – вопрос капитану, 4 карточки – задание команде) – конкурс капитанов;
- призы (командам).
Жюри: ученики старших классов.
4 команды по 5-6 человек.
Ход игры
I. Конкурс «Разминка» (16 вопросов).
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Команды поочередно вытягивают вопросы и через 30 секунд дают ответ. Каждой команде по четыре вопроса.
1 набор:
- Каких камней не бывает в море? (Сухих.)
- На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое.)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)
- Как поймать тигра в клетку? (Тигров в клетку не бывает, они полосатые.)
2 набор:
- Когда «руки» бывают местоимением? (Когда они вы-мы-ты.)
- Когда лошадь бывает хищным зверем? (Когда бежит рысью.)
- Что делает сторож, когда у него на шляпе сидит ворона? (Спит.)
- Сколько в городе Кемерово поворотов? (Два, направо и налево.)
3 набор:
- Когда петух стоит на одной ноге, он весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? (5 кг)
- Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодня.)
- Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
- Сколько горошин может войти в стакан? (Ни одной, т.к. не умеют ходить.)
4 набор:
- Если в 12 ч ночи идет дождь, то можно ли через 72 ч ожидать солнца? (Нет, т.к. будет ночь.)
- Сколько месяцев в году содержит по 30 дней? (Все месяцы, кроме февраля.)
- Представьте, что вы – машинист, ведущий пассажирский поезд. Всего в составе 13 вагонов. Обслуживается поезд бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет. Сколько лет машинисту поезда? (Столько лет, сколько отвечающему.)
- В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (Сто, 100 или миллион, 1000000.)
II. Конкурс «Минутка» (3 вопроса).
За первый вопрос – 1 балл, за второй вопрос – 2 балла, за третий вопрос – 3 балла. Время на размышление – 1 минута. Ответы пишут на листочках и передают жюри.
- (1 балл) Спутник Земли делает один оборот за 1ч 40 мин. А другой оборот за 100мин. Как это объяснить? (1 ч. 40 мин. = 100 мин.)
- (2 балла) За покупку надо заплатить 19 рублей. У тебя только трехрублевые купюры, а у кассира только пятирублевые. Как ты расплатишься? (3 * 8 – 5)
- (3 балла) Незнайка начертил три прямые. На каждой их них он отметил 3 точки. Всего Незнайка отметил 6 точек. Покажите, как он это сделал. (Прямые пересекаются и образуют треугольник, три точки пересечения и на каждой прямой еще по одной точке.)
III. Конкурс «А знаешь ли ты?» (1 задание).
Командам предлагается записать как можно больше пословиц и поговорок, в которых встречаются числа. За каждую поговорку или пословицу – 1 балл.
IV. Конкурс капитанов (1 вопрос + 1 вопрос).
Дается один вопрос – капитану (он садится за отдельный стол). Один вопрос – команде.
За быстрое и правильное решение соответственно – 4 балла, 3 балла, 2 балла, 1 балл. Если капитан решил свое задание, то он может присоединиться к своей команде.
А) Задание капитанам: какая цифра заменена в примере на деление буквой А? 9А / 1А = А? (Цифра 6: 96 / 16 = 6.)
Б) Задание команде: используя любые арифметические действия и скобки, запишите число 25 с помощью семи двоек: 2 2 2 2 2 2 2 = 25. (2 / 2 + (2 + 2 + 2) * 2 * 2 = 25)
Пока жюри подсчитывает полученные каждой командой баллы и определяет победителя, можно провести блиц-опрос.
Вопросы для блиц турнира:
- Какой самый короткий месяц в году? (Май – 3 буквы.)
- Почему шляпу носят? (Она ходить не умеет.)
- Зачем мы едим? (За столом.)
- Какую цепь нельзя поднять? (Горную.)
- Из какого полотна не сошьешь рубашку? ( Из железнодорожного.)
- Как написать «Сухая трава» 4 буквами? (Сено.)
- Почему можно ходить, но нельзя ездить? (По лестнице.)
- Можно ли видеть что-либо с закрытыми глазами? (Да, сон.)
- Можно ли носить воду в решете? (Да, когда она замерзнет.)
- На какой вопрос невозможно ответить «да»? (Ты спишь?)
- Где на земле самые длинные сутки? (Везде одинаково.)
За правильный ответ – сладкий приз.
Жюри подводит итоги и объявляет победителя. Награждение команд.
Литература :
- Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.