Цель: систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся через различные виды учебной деятельности.
Задачи:
- воспитывающая: вызвать музыкально-эстетический отклик на произведения; чувство прекрасного через работу с красками, интерес и любовь к классической музыке;
- развивающая: способствовать развитию слухового внимания, музыкальной памяти, воображения; развитие умения сравнивать музыкальные произведения, опираясь на различие выразительных средств; способствовать развитию ритмичности движений под музыку, эмоциональной отзывчивости в процессе игровой деятельности;
- обучающая: обеспечить усвоение учащимися знаний о музыкальных произведениях, изображающих животных и птиц; отработать умения различать музыкальные произведения; предоставить возможность учащимся проявлять свои творческие способности в процессе практической деятельности.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядно-образный, практический, игровой.
Ресурсное обеспечение: СD-проигрыватель, фонотека, иллюстрации животных и птиц, фортепиано, нотный материал, листы бумаги, карандаши и фломастеры, школьная доска, мольберты, рисунки учащихся.
Ожидаемые результаты: учащиеся проявят музыкально-эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство прекрасного через работу с красками; активизируются слуховое внимание, музыкальная память, воображение; учащиеся проявят умение сравнивать музыкальные произведения, смогут ритмично двигаться под музыку; усвоят необходимые знания по теме, проявят свои творческие способности в практической деятельности.
План урока
Текущее время занятия | Действия педагога | Действия учащихся | Используемые средства |
5 минут Организационный момент |
Приветствует детей, объявляет тему урока, дает информацию об уроке. | Входят в класс, приветствуют педагога, проходят к своим местам, прослушивают информацию об уроке. | |
10 минут Актуализация знаний |
Предлагает исполнить песню «Веселые
путешественники»;
беседа о музыкальных и шумовых звуках, распределение рисунков по группам; проводит игру «Звери». |
Исполняют песню;
отвечают на вопросы; играют в игру (отгадывают, кого изображает музыка, показывают движениями). |
СD-проигрыватель, аудиозапись музыки; школьная доска, иллюстрации животных и птиц; фортепиано, нотный материал. |
25 минут Закрепление изученного материала и знакомство с новым музыкальным материалом |
Объясняет задания; проводит игру «Цветик-семицветик»; Беседа о новом музыкальном произведении с показом иллюстрации; предлагает детям проявить свои творческие способности, раздает листы, карандаши и фломастеры; Предлагает показать «Танец утят», передать в танцевальных движениях образные черты; включает песню «Голубой вагон»; задает вопросы по материалу урока. |
Отгадывают знакомую музыку, находят нужного героя; анализируют новый музыкальный материал (отвечают на вопросы), раскрашивают и дополняют предлагаемый рисунок, передают настроения и чувства, вызванные музыкой; танцуют; подпевают песню; отвечают на вопросы. |
СD-проигрыватель, аудиозапись музыки, мольберт с
наглядным материалом; иллюстрация, листы бумаги, карандаши и фломастеры; аудиозапись музыкальной пьесы; СD-проигрыватель, аудиозапись музыки, песни; |
2 минуты Оценивание |
Просит учащихся дать оценку уроку, раздает круги
разного цвета; оценивание деятельности учащихся. |
Оценивают урок, выбирают определенный круг, учитывая свое отношение. | Раздаточный материал. |
3 минуты Домашнее задание |
Дает и объясняет задание на дом: 1. закончить
рисунок; Прощается с детьми. |
Слушают задание, прощаются с педагогом, под музыку выходят из класса. |
Ход урока
(дети входят в класс, рассаживаются)
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наш урок. Сегодня он не совсем обычный. Мы отправимся в путешествие по удивительному миру музыки. Этот мир невозможно потрогать руками, или увидеть глазами, или ощутить на вкус, его можно воспринять только сердцем и душой. Тогда мир музыки подарит нам удивительные открытия.
Урок называется «Музыка изображает животных и птиц». Сегодня вы будете выполнять разные задания, а верными помощниками будут ваши знания, внимание, дисциплина, память, любознательность, организованность, воображение.
Итак, мы отправляемся в зоопарк. Представьте, что вы сели в волшебный поезд, Чтоб он смог куда-нибудь поехать, необходимо исполнить песню.
Торопится поезд, колеса стучат.
А в поезде этом ребята сидят.
(Дети исполняют песню «Веселые путешественники» на муз. М. Старокадамского, сл. С. Михалкова.)
Учитель (подходит к мольбертам, на которых нарисованы двери с замком): Вот мы и на месте, но двери в зоопарк закрыты. Если вы правильно ответите на мои вопросы, они откроются. Вы готовы отвечать?
Дети: Да.
Учитель:
Все на свете дети знают, звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот, самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка, тихий шелест ветерка.
Это звуки …
Дети: Шумовые.
Учитель: Правильно. Но есть еще звуки другие. Какие?
Дети: Музыкальные.
Учитель: Сейчас я буду показывать вам изображения животных и птиц, а вы будете голосом изображать того, кто на рисунке и определять какой это звук: музыкальный или шумовой (проводится игра «Назови звуки», распределяются рисунки на доске в нужной части)
(Приложение 1, Рисунки 1–13)
Учитель (открывает нарисованные двери): Добро пожаловать в зоопарк! (на мольберте рисунки детей)
Учитель: Давайте вспомним, какими бывают музыкальные звуки по высоте и длительности звучания (На инструменте показывает разные звуки).
Дети: Высокие, низкие, средние; короткие, длинные.
Учитель: Музыкальные звуки могут изобразить не только голос животных, но и движения: например, мягкую поступь лисы, неуклюжие движения медведя, как скачут зайцы или летает птичка. Теперь поиграем в игру.
(Проводится игра «Звери» – музыкальный материал: Д. Кабалевский «Маленькая полька», «Вроде вальса», «Маленькая арфистка», «Пьеса»; дети показывают движениями того, кого изображает музыка)
Учитель: Посмотрите, на нашем пути необычный цветок!
Чудо-цветик, диво цветик
Музыкальный семицветик.
Уж давно известно всем:
Лепестков в нем ровно семь!Музыкальный семицветик
Хочет с вами поиграть.
Вам поможет семицветик
Животных и птиц угадать.
Учитель: Сейчас этот семицветик поможет мне проверить, как хорошо вы запомнили музыкальные произведения, которые мы уже прослушивали на уроках, а также, как вы внимательно умеете слушать новые музыкальные произведения.
(Звучит пьеса «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского)
Учитель: Как называется это музыкальное произведение?
Дети: «Балет невылупившихся птенцов».
(Звучит пьеса «Слон» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса)
Учитель: Кого изображает музыка?
Дети: Слона.
Учитель: Назовите, какие музыкальные средства выбрал композитор?
Дети: Низкие звуки, медленный темп.
Учитель: Какой танец танцует слон?
Дети: Вальс.
(Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета П. Чайковского «Лебединое озеро»)
Учитель: Как называется этот музыкальный номер? Из какого балета?
Дети: «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».
Учитель: В каком мультфильме звучит эта музыка, какие герои танцуют?
Дети: «Ну, погоди!» Курицы-балерины и волк.
Учитель (педагог играет пьесу Д. Кабалевского «Ёжик»): Кого изобразил композитор в этой пьесе?
Дети: Ёжика.
Учитель: Какими звуками он изображается? На что они похожи?
Дети: Звуки короткие, отрывистые, «колючие» как иголки ёжика.
(Звучит пьеса «Лебедь» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса)
Учитель: Назовите музыкальное произведение?
Дети: «Лебедь».
Учитель: Вспомните, как называется сказка, в которой маленький некрасивый птенец превращается в прекрасного лебедя.
Дети: «Гадкий утенок».
Учитель: А как называется балетный номер на эту музыку?
Дети: «Умирающий лебедь».
(Звучит пьеса «Кенгуру» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса»)
Учитель: Как вы думаете, кого изобразил в этой пьесе композитор, как он назвал эту пьесу?
Дети: «Кенгуру», композитор изображает её прыжки.
Учитель: У семицветика остался один лепесток (переворачивается лепесток, дети читают надпись)
Дети: «Аквариум».
Учитель: Это – новое произведение, которое я предлагаю вам прослушать сегодня. Композитор «музыкальными красками» изображает обитателей аквариума. А что бывает в аквариуме?
Дети: Вода, растения (водоросли), камни, ракушки, песок, улитки, разноцветные рыбки …
(Рисунок 14, см. Приложение 1)
Учитель: Композитор создал лёгкую, прозрачную музыку, которая словно искрится и переливается всеми цветами радуги (раздаются листы бумаги с изображением пустого аквариума – водоросли, камни, ракушки и др., карандаши и фломастеры)
(Рисунок 15, см. Приложение 1)
Перед вами аквариум, пока звучит музыка заполните его разноцветными рыбками.
(Звучит пьеса «Аквариум» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса – 2 раза)
Учитель: Конечно, за такое короткое время невозможно создать красивый аквариум. Поэтому, вы возьмете их домой и дорисуете. А сейчас прошу вас выйти из-за парт, встать парами. Мы будем танцевать. Я буду мамой-уткой, а вы моими утятами
(Исполняется «Танец утят», дети в танцевальных движениях передают образные черты утят, по окончании танца усаживаются за парты)
Учитель: Итак, наше путешествие подошло к концу. Вспомните, с какими новыми музыкальными произведениями вы познакомились.
Дети: «Слон», «Ёжик», «Кенгуру», «Аквариум».
Учитель: Что узнали, слушая эти пьесы?
Дети: В пьесе «Слон» композитор использует низкие звуки, слон медленно и тяжело танцует вальс. В пьесе «Ёжик» звуки короткие, «колючие», как иголки у ёжика. В пьесе «Кенгуру» композитор изображает прыжки. В пьесе «Аквариум» изображены разные обитатели аквариума, музыка очень красивая, красочная.
Учитель: Мы еще встретимся на уроках с музыкой, которая изображает животных и птиц. Наш урок завершается, я хочу узнать, понравился он вам или нет, с каким настроением вы уходите. Я раздам вам кружки двух цветов: желтый – урок понравился, зеленый – не понравился. Покажите тот кружок, как вы оцениваете урок
(Дети дают оценку уроку)
Спасибо вам за активную работу на уроке, внимание и доброе отношение. Было приятно сегодня с вами работать. Сегодня вы все получаете «5».
Вашим домашним заданием будет: дорисовать рисунок, подготовить и рассказать стихотворение или маленький рассказ о животном или птице.
Я желаю вам новых интересных встреч с музыкой. Урок окончен. До свидания!
(Дети прощаются, выходят из класса)