Цель:
- Способствовать формированию у детей познавательных интересов через совершенствование навыков вырезывания круглых и овальных форм.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с овощами (помидор, огурец, морковь и т.д.);
- пополнять и активизировать словарь по теме, за счёт слов: тыква, баклажан, кабачок. Словообразование: корнеплод.
- упражнять в координации движения рук и глазомера;
- предоставить возможность для проявления инициативы, творчества, оригинальности при создании аппликации;
- совершенствовать навыки вырезывания круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника, путём срезания углов;
- формировать желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной композиции.
Оборудование: корзина со свежими овощами; овощи в нарезке на шпажках; стаканчики для использованных шпажек; карточки с изображением овощей; дидактическая игра «Огород»; блюдо круглой и овальной формы; тарелки 4-х цветов (красного, синего, жёлтого, зелёного); фланелеграф с макетом огорода (грядки для корнеплодов, стебли для огурцов, помидоров, кабачков и т.д.); коллективная аппликация «Корзина» (плоскостное изображение из бумаги – фон для будущей работы); квадраты, прямоугольники разных размеров и цветов; ножницы; клей; тряпочки; клеёнки.
Предварительная работа:
- рассматривание, обследование и обыгрывание овощей (натуральных и муляжей);
- рассматривание иллюстраций в книгах, репродукций;
- чтение стихов и загадок об овощах;
- прослушивание аудиозаписи сказки «Репка наоборот»;
- обыгрывание сказки «Репка»;
- игры «Магазин», «Весёлый повар»;
- настольно-печатные игры «Двойняшки», «Цвета», «Определи на вкус», «Четвёртый лишний»;
- составление натюрмортов.
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Постановка и введение в проблему | Эмоциональное введение детей в проблемную ситуацию. Помощник воспитателя вносит в группу корзину с овощами. – Ребята, посмотрите, что на крыльце нашла Антонина Алексеевна. – Помогите принести корзину. |
|
– Какая это корзина? Что про нее можно сказать? | Ответы детей (большая, тяжёлая, огромная…) | |
– Как еще можно назвать большую корзину, а как можно сказать про маленькую? | Ответы детей (корзинища, корзиночка…) | |
– Посмотрите, что лежит в корзине? | Дети называют овощи: морковь, свёкла, капуста, огурец и т. д. | |
– Как можно назвать одним словом? | Ответы детей (овощи, плоды…) | |
– Сколько овощей в корзине? | Ответы детей. | |
– Выберите себе любой овощ. Потрогайте, погладьте, покатайте их. | Дети выбирают овощи и обследуют их. | |
– Расскажите о своих овощах. | Дети рассказывают о своих овощах. | |
Педагог задаёт уточняющие вопросы. – Как
называется овощ? |
Высказывают предположения. Дети обследуют, катают овощи. |
|
Игровая ситуация.
Педагог предлагает детям найти в группе предмет такого же цвета, как и его овощ. |
Дети ищут предметы в группе, называют цвета. | |
– Почему ты взял красный мяч? | Дети объясняют свои действия (он круглый, красный…) | |
– Разложите овощи по тарелкам. Овощи красного цвета положить на красную тарелку, зелёные – на зелёную и т. д. | Дети раскладывают овощи по тарелкам. | |
– Почему вы положили кабачок на зеленую тарелочку?
Какого он цвета? Какие еще овощи можно положить вместе с кабачком на
зеленую тарелку? – Где растут овощи? |
Дети объясняют свои действия. Ответы детей (зеленый, светло-зеленый, огурец….) Ответы детей (на огороде, на грядках…) |
|
– Пойдёмте к нашему огороду. | Дети подходят к фланелеграфу. | |
– Вспомните, какие овощи растут в земле? | Ответы детей (репа, свёкла, морковь…) | |
– Какая часть растения прячется в земле? – Давайте, посадим овощи в грядку и посчитаем их. – Как ещё их можно назвать овощи, которые растут в земле? Назовите их одним словом. – Правильно, такие овощи называют корнеплодами |
Ответы детей. Дети по одному расставляют овощи на грядке и считают их. Ответы детей (корень, плод, корнеплод…) |
|
– А теперь назовите те овощи, которые растут на земле. | Ответы детей (кабачок, огурец и т.д.) | |
– Давайте их тоже посадим. | Дети расставляют овощи по одному, называют их. Считают. | |
Игра «Овощи» – Я буду показывать овощ, если он растёт на земле – стоите, а если он растёт в земле – присядьте. |
Дети играют. | |
Игровая ситуация. Найти в группе 2 блюда. – Какой они формы? |
Дети находят, рассматривают, обследуют, обсуждают. Дети рисуют пальчиком в воздухе круг, овал. |
|
– Овощи круглой формы положить на круглое блюдо, а овальной – на овальное блюдо. | Дети обследуют овощи, сравнивают, рассуждают, раскладывают. | |
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи | – Ребята, мы вчера с вами сделали из бумаги чудесную корзинку. Как вы думаете, в неё можно положить наши овощи? Почему? Да, ребята, положить в нашу корзинку овощи нельзя потому, что они объёмные, настоящие, а корзинка плоская. | Ответы детей. Дети рассуждают, объясняют свою точку зрения (корзина – плоская, сделана из бумаги….). |
– Что же нам делать? – Что нам для этого нужно? – Из чего мы будем вырезать? – Покажите пальчиком на прямоугольнике, квадрате, как вы будете срезать уголки. |
Ответы детей. Дети рассуждают, объясняют | |
3. Работа над образом, практическая деятельность | – Подумайте и скажите, какие овощи вы хотите вырезать. | Ответы детей. |
Педагог стимулирует деятельность детей наводящими и
уточняющими вопросами: – Из какой геометрической фигуры будешь
вырезать свой овощ? |
Дети воплощают свои творческие замыслы. Во время работы обсуждают, оценивают свою работу, испытывают радость от результата. |
|
В конце: – Как много овощей мы сделали. |
Дети любуются и рассказывают какие овощи сделали.
Считают, показывают. Дети аккуратно берут кусочки овощей на шпажке, пробуют, а шпажку кладут в стаканчик. Делятся вкусовыми ощущениями. |
|
– Куда мы повесим нашу корзину с овощами? – Расскажите родителям, какие овощи и как вы сделали. |
– Украсим группу, раздевалку.
– Покажем родителям, чтобы они тоже полюбовались. |