Учебный план

Разделы: Администрирование школы


I. Учебный план МОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы разработан на основе Базисного учебного плана вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения (1998 г.).

Учебный план школы отвечает требованиям СанПиНа .

Объёмы учебной недельной нагрузки учащихся рассчитаны, исходя из требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002 г. и действующих с 01.09.2003 г.

Учебный план МОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы вводится с целью:

– сохранения единого образовательного пространства РФ и Московской области;
– развития вариативного характера образования за счет организации очной и заочной формы обучения;
– повышения качества образования выпускников.

Содержание общего образования определяется образовательными программами, учитывающими возрастные особенности обучающихся, уровень их знаний, жизненный опыт, направленность интересов и планов, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми школой с учетом государственных образовательных стандартов.

Создание условий для реализации программ позволяет гарантировать учащимся возможность осуществления индивидуальных образовательных маршрутов. Это предполагает определение уровня готовности учащихся к освоению программы, разработки системы групповых и индивидуальных консультаций.

Учитывая, что внутришкольная ротация составляет 5 человек за учебный год, а миграция детей – около 20 человек за год, общеобразовательные планы скоординированы в параллели по содержанию учебных предметов и темпу освоения базовых учебных курсов.

Средняя школа ориентирована на достижение выпускниками стандарта образования на уровне методологической и общекультурной компетентности по предметам.

1. Как часть государственного стандарта учебный план школы представляет собой сочетание часов федерального, регионального и школьного компонентов, определяет продолжительность обучения на каждой ступени общего и среднего образования:

VI–IX классы – 4-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования;
X–XII классы – 3-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования.

План формировался, исходя из концептуальной установки, в соответствии с которой школа является целостным социально – педагогическим организмом, характеризуется тесной взаимосвязью всех входящих в него компонентов жизнедеятельности.

Основной целью образовательной деятельности школы является обучение учащихся основам наук, подготовка их к продолжению образования. Всемерное содействие всестороннему развитию личности, воспитанию нравственных качеств, основанных на общечеловеческих ценностях средствами учебных дисциплин в классно-урочной системе на основе групповых и индивидуальных методов обучения и средствами внеклассной работы, учебных практик и проектно-исследовательских деятельностей.

2. Учебным планом определен объем учебной нагрузки обучающихся, распределено учебное время на основании компонентов учебного плана по классам и образовательным областям.

Часами инвариантной части плана реализуется федеральный компонент государственного стандарта, обеспечивающий единство образовательного пространства РФ и гарантирующий овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений, навыков и возможность продолжения образования.

3. Учебный план определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, устанавливает нагрузку учащихся.

Предельно допустимая учебная аудиторская нагрузка при 5-дневной учебной неделе на каждой ступени основного (общего) и среднего (полного) образований учебных предметов федерального компонента, регионального и школьного компонентов:

класс Количество часов заочная форма обучения Количество часов очная форма обучения
1 V 14 23
2 VI 14 26
3 VII 14 26
4 VIII 14 23
5 IX 14 23
6 X 14 23
7 XI 14 23
8 XII 14 23

4. Продолжительность учебного года на всех ступенях образования:

IX–XII классы – 36 учебных недель;

Учебный план состоит из:

Федеральный компонент: предельно допустимая учебная нагрузка представлена суммарным объемом часов. определенных БУП.Федеральный компонент состоит из учебных предметов государственного стандарта общего и среднего образования. Количество отводимых учебных часов на изучение предметов гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, обеспечивающим возможность продолжения образования.

Указанное количество часов на изучение учебных предметов обоснованно региональным программно-методическим комплектом. Региональный компонент сочетает в себе своеобразие региональных потребностей и необходимость достижения нового качества образования. С учетом специфики социально-экономического развития области, района, многонационального состава населения и потребности в выполнении социального заказа в региональный компонент заложено изучение следующего учебного предмета:

– Духовное краеведение Подмосковья 1 час в 6, 7, 8 классах.

Часы вариативной части БУП используются на:

– расширенное изучение некоторых общеобразовательных учебных предметов в 10–12 классах;
– на обеспечение компьютерной грамотности в 11, 12 классах;

в связи с необходимостью формирования коммуникативной, языковедческой компетенций учащихся старшей школы и более качественной подготовки к ЕГЭ в 10, 11,12 классах добавлены часы по русскому язык и математике и введены по 1 часу элективных курсов по русскому языку и математике в 12 классах.

II. Основное общее образование

Учебный план для 6–9 классов ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования. Обучением охвачены учащиеся 6–9 классов в возрасте 15 и более лет.

Основное общее образование – это еще не завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому, одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени, является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения.

В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Региональный компонент БУП сочетает в себе своеобразие региональных потребностей и необходимость достижения нового качества образования в соответствии с концепцией модернизации российского образования. В вечерней школе – это «Духовное краеведение Подмосковья», на которое выделяется 1 час в неделю в 6, 7, 8 классах.

С учетом потребности в выполнении социального заказа, специфики социально – экономического развития области и необходимости достижения нового качества образования в соответствии с концепцией модернизации российского образования, увеличено количество часов на изучение следующих учебных предметов:

в 6, 7, 8 классах с очными формами обучения:

Наименование предмета Количество часов, отведенных БУП, для изучения предмета Количество часов добавленных из вариативной части БУП Количество часов индивидуальных консультаций Всего на изучение часов.
1 Духовное краеведение Подмосковья 1 1
2 Основы безопасности жизнедеятельности 1 1

в 9 классах с очными формами обучения:

Наименование предмета Количество часов, отведенных БУП, для изучения предмета Количество часов добавленных из вариативной части БУП Количество часов индивидуальных консультаций Всего на изучение часов.
1 Математика 4 1 1 6
2 Основы безопасности жизнедеятельности 1 1

III. Среднее полное (общее) образование

Учебный план для 10 – 12 классов ориентирован на трехлетий нормативный срок освоения образовательной программы сре6днего полного (общего) образования. Обучением охвачены учащиеся в возрасте 16 и более лет. С учетом потребности в выполнении социального заказа, специфики социально – экономического развития области и необходимости достижения нового качества образования в соответствии с концепцией модернизации российского образования, за счет вариативной части БУП увеличено количество часов на изучение следующих учебных предметов:

В 10 классах с очными формами обучения:

Наименование предмета Количество часов, отведенных БУП, для изучения предмета Количество часов добавленных из вариативной части БУП Количество часов индивидуальных консультаций Всего на изучение часов.
1 Русский язык и литература 3 2 1 6
2 Математика 2 3 1 6
3 Информатика 1 - 1
4 Химия 1 1 0,5 2,5

В 11 классах с очными формами обучения:

Наименование предмета Количество часов, отведенных БУП, для изучения предмета Количество часов добавленных из вариативной части БУП Количество часов индивидуальных консультаций Всего на изучение часов.
1 Русский язык и литература 3 1 1 5
2 Математика 2 2 1 5
3 Информатика 2 2
4 Химия 1 1 0,5 2,5
5 Биология 1 1 0,5 2,5

В 12 классах с очными формами обучения:

Наименование предмета Количество часов, отведенных БУП, для изучения предмета Количество часов добавленных из вариативной части БУП Элективные курсы Количество часов индивидуальных консультаций Всего на изучение часов.
1 русский язык и литература 3 2Из них 1 час на элективный курс по русскому языку 1 1 6
2 математика 2 3 из них 1 час на элективный курс по математике 1 1 6
3 информатика 2   2

Все это обусловлено необходимостью более качественной образовательной подготовки учащихся школы к государственной (итоговой) аттестации. Учащиеся поступают в вечернюю школу для продолжения обучения со слабой подготовкой, с низкой мотивацией к обучению и низкой потребностью к получению знаний, а проходить государственную (итоговую) аттестацию они должны на основании того же положения о государственной (итоговой) аттестации, что и учащиеся дневных школ. Именно поэтому увеличены часы, отведенные на изучение вышеуказанных общеобразовательных предметов. По 1 часу отведено на элективные курсы по русскому языку и математике в 12 классах с очной формой обучения в связи с необходимостью более качественной подготовкой к ЕГЭ. Так, с 6 по 12 класс увеличено количество часов на изучение химии, информатики, биологии (в связи с введением предметов в перечень экзаменов, сдаваемых в форме ЕГЭ и наиболее часто выбираемых учащимися, как государственные экзамены по выбору). IV. Согласно локальному акту школы об организации переводного контроля в 6, 7, 8, 10, 11 классах, переводные работы проводятся до 26 мая. Итоговая аттестация в 9, 12 классах после 20 мая. Изложенные принципы построения учебного плана апробированы, целесообразность его подтверждена положительными результатами в обучении и воспитании несовершеннолетних подростков города и района и работающей молодежи. (Приложение 1)