Мендель и основные закономерности генетики

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (668 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: ученик, умеющий анализировать проблемные ситуации и решать генетические задачи.

Задачи урока:

Образовательная: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач.

Воспитательная: Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний.

Развивающая: Развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи.

Оборудование: мультимедийный проектор, SMART доска, дидактический программный продукт (презентация), карточки с задачами по генетике.

Структура урока:

1) организационный этап
2) фронтальный опрос
3) проверочная работа

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

Постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности.

Тема урока “Г. Мендель и основные закономерности генетики”. Сегодня на уроке мы с вами постараемся обобщить и систематизировать материал по данной теме, а так же обсудим вопросы, которые могут вызывать затруднения.

Но вначале несколько слов об основоположнике науки генетики Г. Менделе. ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧ-СЯ (биография, его эксперименты и законы передачи наследственных признаков).

Проблемная задача:

1. Где сегодня применяются законы генетики? селекции растений, в селекции животных, в генной и клеточной инженерии, анализировать признаки у детей, для переливания крови, определения резуса фактора)

2) Актуализация в знании. (фронтальный опрос)

2. А сейчас мы с вами выясним, как вы знаете основные понятия темы для того, чтобы смогли применить их на практике.

  • Что такое наследственность?
    Ответ: Наследственность – это свойство живых организмов, сохранять и передавать признаки от поколения к поколению.
  • Что такое гибридизация?
    Ответ: Гибридизация это скрещивание особей с контрастными, альтернативными признаками.
  • Какие гены называются аллельными?
    Ответ: Аллельные гены (аллели) – это разные формы одного и того же гена, расположенные в одних и тех же участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака.
  • Что такое доминантные и рецессивные признаки?
    Ответ: Доминантный признак – подавляющий. Рецессивный признак – исчезающий, не появляющийся у гибридов первого поколения.
  • Какой организм называется гомозиготным? Гетерозиготным?
    Ответ: гомозиготный организм – это организм, имеющий одинаковые аллельные гены. (АА, аа – особи не дающие расщепления в поколениях по этому признаку)
    Гетерозиготный организм – организм имеющий разные аллельные гены (Аа – особи, в потомствах которых образуется расщепление по этому признаку)
  • Что такое генотип?
    Ответ: Генотип – это совокупность генов организма.
  • Что такое фенотип?
    Ответ: Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков данного организма. Фенотип формируется под влиянием Генотипа и условия внешней среды.

Хорошо! Термины знаем, попробуем применить их на практике, устанавливая причинно-следственные связи.

3. Установить причинно-следственные связи.

(Работа с таблицей, каждому ряду по одному условию, затем представитель от ряда оформляет на доске ответ)

ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ

Условие

Следствие

Дано: потомство доброй собаки Греты все было добрым в нескольких поколениях. Следовательно: доминирует ген ДОБРОТЫ, рецессивен ген ЗЛОБНОСТИ, а Грета была ГОМОЗИГОТНОЙ по данному признаку.
Дано: в потомстве кота Василия и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в 3 раза больше. Следовательно: доминирует ген СЕРОГО ЦВЕТА, рецессивен ген ЧЕРНОГО ЦВЕТА, а кот Василий ГЕТЕРОЗИГОТЕН по данному признаку.
Дано: белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном. Следовательно: белые кролики ГОМОЗИГОТНЫ по этому признаку.

Хорошо! Вы справились, умеете применять теоретические знания для установления причинно-следственной связи.

4. Следующим этапом нашей с вами работой будет отработка навыков решения задач и умения оформлять их.

Задачи

№1. У крупного рогатого скота ген комолости (безрогости) доминирует над геном рогатости. Какое потомство можно ожидать от скрещивания рогатого быка с комолой коровой, если известно, что в прошлом эта корова принесла от этого же быка рогатого теленка.

Прежде чем мы приступим к решению следующей задачи у меня к вам следующее предложение: посмотрите др. другу в глаза, затем соседу сидящему за вами. А теперь примите позу наполеона. У кого правая рука сверху – правша, у кого левая – левша. Поднимите руку – кто правша, левша. Так определяли раньше. А сейчас к науке.

№2. У человека ген карих глаз доминирует над геном голубых, а умение владеть преимущественно правой рукой – над левой. Какими могут быть дети, если отец левша, но гетерозиготен оп цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготная в отношение владеть руками.

Какие возникли трудности при решении задач, где вы ошиблись? Где не уверены?

Тест

(програм. на интеракт. д)

1. По какому признаку Мендель избрал горох объектом своих исследований?

А) Перекрестноопыляющийся.
Б) Самоопыляющийся.
В) Многолетник.

2. Сколько альтернативных признаков учитывается при моногибридном скрещивании?

А) Один.
Б) Два.
В) Три.
Г) Четыре.

3. Какой способ опыления применял Мендель для получения гибридов второго поколения?

А) Перекрестное.
Б) Искусственное опыление.
В) Самоопыление.

4. Какую информацию несет ген?

А) Синтез молекулы белка.
Б) Образование организма.
В) Образование органа.

Вывод: Итак, мы умеем решать задачи, оформлять их, применять теоретические знания для объяснения ситуаций. А сейчас проведем практическую работу на оценку.

5. Самостоятельная работа по карточкам

(Индивид. работа )

I вариант

Задача

У человека лопоухость доминирует над геном нормальных прижатых ушей, а ген не рыжих волос над геном рыжих волос. Каков генотип лопоухости рыжего отца, если в браке с нерыжей женщиной имеющей нормальные уши, у него были только лопоухие не рыжие дети.

II вариант

Ззадача

У собак черный цвет шерсти доминирует над палевым, а короткая шерсть над длинной. Какой процент короткошерстных черных щенков можно ожидать от скрещивания двух, гетерозиготных по обоим признакам, собак:

А) 37,5%;
Б) 56,2%;
В) 18,75%;
Г) 75%.

6. Дополнительное задание к уроку.

№3. При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от скрещивания белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение буду иметь потомки двух особей с пестрым оперением, если белая окраска доминирует.

Проект по биологии (приложение 1)

Приложение 2

Приложение 3 (раздаточный материал)