Конспект тематического занятия по музыкальному воспитанию в подготовительной группе "Осенние мотивы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки, картин художников, через песенное, музыкальное и игровое творчество).

Программное содержание.

1. Продолжать развивать культуру движений под музыку, умение перестраиваться по сигналу, совершенствовать пластику детей на основе осознанного восприятия музыки, способность двигаться соответственно характеру музыки, комбинировать различные движения. (Кружение, бег на носках, перестроение из большого круга в малый, движение из стойки на одном колене, легкий бег змейкой) .

2. Совершенствовать голосовой аппарат, опираясь на диапазон, сохраняя индивидуальность типа детского голоса, воспитывать культуру пения в зависимости от образно-поэтического характера песни, продолжать развивать умение петь коллективно по подгруппам.

Способствовать дальнейшему овладению приемами игры на ДМИ детей, создавать условия для инсценирования песен.

3. Воспитывать интерес к музыкально-художественному искусству, умение чувствовать выразительные особенности музыкальных и художественных образов. Воспитывать культуру поведения, поддерживать положительный эмоциональный настрой и доброжелательное отношение всех участников занятия.

Методические приемы.

  1. Выразительное исполнение педагогом музыкальных произведений.
  2. Художественное слово, показ картин.
  3. Двигательно-речевое упражнение “Нарисуем осень”.
  4. Упражнение на различение динамики звучания музыки.
  5. Дыхательная гимнастика.
  6. Показ портрета композитора.
  7. Прослушивание образца классического произведения.
  8. Беседа с детьми.
  9. Упражнение на распев голоса.
  10. Артикуляционная гимнастика.
  11. Дидактическая игра “ Где спрятались нотки?”.
  12. Выкладывание длительностей на фланелеграфе.
  13. Игра на ДМИ.
  14. Пение по подгруппам. (Мальчики и девочки)
  15. Подвижная игра.
  16. Выкладывание коллективного рисунка.
  17. Словарная работа. (“Осенняя песня” П. айковский; фоторепортер)

Материал и оборудование: листочки по количеству детей, мольберт, пособие для игр, ТСО (музыкальный центр), детские музыкальные инструменты, портрет композитора, фланелеграф.

Картина для демонстрации, эскиз для коллективной картины (с отдельными составляющими фрагментами на всех детей).

Ход занятия

Дети под музыку с листочками в руках вбегают в зал исполняют танцевальные движения, перестроение из большого круга в малый, бег змейкой, движение с положения, стоя на одном колене, плавные взмахи попеременно руками. После окончания композиции листочки пробегая, отдают воспитателю. Встают в круг

Воспитатель: Ребята, мы пришли в музыкальный зал давайте поздороваемся со всеми.

Дети говорят громко: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним музыкальное приветствие!

Приветствие “Здравствуйте!” по полутонам.

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня наше занятие посвящено прекрасному явлению . а какому об этом послушайте загадку:

Автор Тарабрина Е.В.

Шла волшебница по свету,
В свой черед сменила лето!
Разукрасила цветы и деревья, и сады!
Ну, скажите-ка ребятки, какая здесь отгадка?

Дети дают ответ.

Воспитатель: Пожалуйста (имя ребенка) прочитает нам стихотворение об осени.

Ребята:

Осень по тропинке шла, краски разные нашла.
Разукрасила весь лес от дорожки до небес!

Музыкальный руководитель: Ребята, а какая она бывает осень? Давайте кратко расскажем.

Дети перечисляют (дождливая, разноцветная, урожайная, и т.д.)

Музыкальный руководитель: Давайте поиграем в игру “Нарисуй осень”.

Двигательно-речевое упражнение “Нарисуй осень”.
Автор Тарабрина Е.В.

- Размешаем краску (круговые движения обеих рук).

- Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).

- Нарисуем осень (движения рисования художника).

- Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).

- Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).

- Речку голубую (волнообразные движения руки).

- Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая “много”).

- Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами).

Музыкальный руководитель: Какая яркая картинка получилась!

Воспитатель: А теперь мы представим себе на миг, что мы в лесу, и все мы прекрасные осенние деревья. Звучит музыка ветерка. Легкого, чуть-чуть ласково трогающего листочки.

Воспитатель: Ребята, вы слышите шум ветерка?

Музыкальный руководитель исполняет музыкальный отрывок на различение динамических оттенков (тихое нежное звучание сменяется бурными аккордами другого музыкального отрывка).

Воспитатель: Ну что, ребята вы заметили, как быстро меняется погода осенью, Легкий ветерок сменился чем? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы заметили - я рада.

Музыкальный руководитель: А теперь мы вернулись в музыкальный зал и я приглашаю вас на стульчики. (Дети по одному садятся на стульчики)

Воспитатель дает установку на правильную осанку.

Музыкальный руководитель: Давайте поиграем с каплями дождинок. (На ниточках дыхательная гимнастика)

На капельку дует ветерок слабый и долгий. (Выполняют упражнение)

А теперь ветер дует, усиливаясь, сильнее. (Выдох глубокий)

Молодцы вы справились с упражнением (капли убирают).

Говорить об осени мы еще будем, а сейчас давайте посмотрим на нее глазами фоторепортера, фотохудожника.

Что изображено на фотографии?

Какое время года?

Почему вы так думаете?

Дети отвечают полными ответами, поднимая руку.

Ребята, а почему осень называют волшебницей?

Красотой осени восхищались поэты и художники, и фоторепортеры конечно же композиторы.

Сегодня мы с вами прослушаем произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского (показ портрета) об осени называется она “ Осенняя песня”

Слушаем внимательно, можно закрыть глаза, сесть поудобней послушать и подумать. А потом мы побеседуем немного.

Слушание музыки

Музыкальный руководитель: Вы прослушали, а теперь ответьте какая музыка по характеру?

Какие чувства она у нас вызывает. Какой инструмент звучал? Какой изобразил осень композитор?

Я рада, что вам понравилось это произведение. Давайте еще раз повторим произведение называется “Осенняя песня” П.И. Чайковский.

Музыкальный руководитель: Мы с вами знаем об осени песни, а прежде чем петь, давайте распоемся. Стараемся петь чисто, четко проговаривая слоги, губы помогают исполнить песенку правильно.

“Дож-дик льет с утра о-пять, толь-ко мы и-дем гу-лять
Ес-ли зон-ти-ки возмем!
Не про-мок-нем под дождем! (Исполняется 2 раза)

А теперь исполним “беззвучную песенку”.

Артикуляционная гимнастика (беззвучная песенка)

Музыкальный руководитель: Теперь я думаю, мы готовы спеть песенку об осени.

Я не буду говорить название песенки, вы внимательно послушаете вступление и подхватите песенку.

Напомните мне как мы поем (передавая характер песни, настроение, стараемся правильно вести мелодическую линию и четко пропевать слова).

Песня “Ах, какая осень!”. З.Роот

Музыкальный руководитель: Эту песенку мы уже хорошо знаем, как вы думаете ребята вам удалось передать характер песни? Петь слажено? Конечно, вы постарались.

Воспитатель: Ребята, а чтобы исполнить следующую песенку нам надо вспомнить нотки. Только вот хитрые нотки от нас спрятались, нам необходимо их найти.

Игра “Найди, где спрятались хитрые нотки?”

На мольберт ставится дидактическая картинка.

Дети ищут куда спрятались нотки, проговаривая их название (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

Молодцы! Вы справились с заданием.

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете длительности из песенки тоже сбежали.

Нам нужно их выстроить по порядку.

Музыкальный руководитель выкладывает на мольберте песенку длительностями.

Музыкальный руководитель: Прохлопаем песенку. Узнали, что это за песенка?

Песня “Озорное солнце в золотой рубашке”.
Неизвестный автор

Сейчас мы исполним эту песенку вместе с игрой на шумовых ударных инструментах

Возьмите свои инструменты и приготовьтесь играть.

Музыкальный руководитель кратко оценивает исполнение.

Музыкальный руководитель: Ну что ж вы, конечно, все старались творчески, как вы задумали исполнить эту песенку.

Музыкальный руководитель: Ребятки, скажите какой главный подарок нам дарит осень кроме красоты природы?

Дети: Дарит щедрый урожай! А урожай раньше продавали на ярмарке. А еще за одной песенкой мы отправимся с вами на ярмарку. Какую песенку мы исполним?

Дети: “Где был Иванушка”?

Песня “Где был Иванушка? (Исполнение по подгруппам)

Музыкальный руководитель: Веселая песня у нас получилась

Воспитатель: Ребята, а возвращаться с ярмарки мы будем через лес. А чтобы нам не было скучно идти, мы поиграем в игру.

Игра называется “Найди свое дерево”
(по аналогии “ Чей кружок быстрее соберется?”)

Музыкальный руководитель: Ну что ж ребята наше занятие заканчивается.

Что нового вы узнали, что вам показалось интересным, что понравилось, что запомнилось?

Я рада, что вам понравилось на занятии.

Воспитатель: Мы очень рады, что столько узнали и вспомнили об осени, а на память мы хотим оставить картину. Говорили, что осень художник, давайте мы тоже побудем с вами немного художниками

Мы с вами украсим картину, оживим, добавим, разных красок вы поможете, хотите на минутку стать художниками?

Дети украшают отдельными элементами общий эскиз картины. (Фоном играет музыка)

Дети дают оценку.

Музыкальный руководитель: Спасибо вам ребята за активное участие на занятии, может у кого то что-то не получилось, обязательно получится в другой раз. До свидания!