Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений.
Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.
Развитие связной речи как одной из составляющих процесса подготовки ребенка дошкольного возраста к обучению в школе, является одним из направлений моей деятельности. Основой данного направления является развитие связной речи средствами развития восприятия произведений художественной литературы, средствами организации взаимодействия между различными участниками образовательного процесса.
Программное содержание:учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей логически мыслить, развивать воображение, память, фантазию.)
Закрепить у детей понятие о том, что слова могут быть образованы способами (с помощью вопроса (под чем?) и путем слияния двух слов). Учить детей придумывать слова-определения (отвечающая на вопрос какая?) к слову «лягушка» и составлять простые, сложные и сложноподчиненные предложения с этим словом. Развивать коммуникативные качества детей.
Материал к занятию:
Ёлки – лес, домик; грибы-лягушки или открытки на подставках. Листочки деревьев с заданиями, Куклы волка и козла; маска волка – ребенку; канат – болото.
У детей: набор геометрических фигур, на каждого ребенка.
Листы квадратов зеленого цвета (для лягушек) по количеству детей.
Ход занятия
I. Разминка в кругу
комплекс пальчиковой гимнастики
Долгоносый журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелит
Козел засыпает
А маленькие козлятки
Муку выгребают
А барашки – круты рожки
В дудочку играют
А сороки-белобоки
Пошли примечати
А вороны-стережены
Пошли танцевати:
Ножками топ-топ
Глазками хлоп-хлоп.
Речевая:
Козел бредет,
бородой трясет.
Разминка: (Дети произносят эту скороговорку с различной интонацией – утвердительно, вопросительно, восклицательно и с различной громкостью: шепотом, обычным голосом, громко.)
Речевая игра:
Ай-дили-дили-дили
А мы кого-то видели
Глазастого, ушастого,
Зубастого, вихрястого. Дети с помощью мимики и жестов изображают сказочных персонажей.
Он сидел под кустом
Громко щелкал языком.
Может это был козел?
Может из лесу пришел
Серый волк?
Может это был медведь?
Не смогли мы разглядеть –
Потому что испугались,
Разбежались.
Дети садятся за столы.
II. Сказка «Хитрый козел»
(каждому ребенку заранее раздать комплекты из геометрических фигур, разного размера и цвета.)
Воспитатель называет и показывает фигуры (по порядку) Дети отыскивают их, показывают и кладут на стол. Выкладывается «дорожка».
Затем воспитатель рассказывает сказку и каждая фигура становится каким-либо героем или предметом.
Воспитатель: Козел, вот какую длинную «дорожку» преодолел, давайте и мы попробуем по ней прошагать.
Дети восстанавливают дорожку повторяя сказку. (Илья К., Соня Ш., Настя Г.)
– Ребята сказка продолжается:
– Остановился козел рядом с зеркалом в раздумье: нужна ему эта вещь или нет?
– Ребята постарайтесь убедить козла в полезности зеркала.
III. Версии детей
Дети составляют предположения-рассуждения.
- В зеркало можно посмотреться и увидеть красивый ты или нет (Никита М.)
- Если у тебя плохое настроение, и ты это увидишь в зеркале, то захочется улыбнуться. (Коля Л.)
- С помощью зеркальца можно пускать солнечные зайчики. (Илья К.)
- Если поставить зеркальце вертикально, то можно увидеть, что делается сзади тебя (Марина П.)
- Можно подарить кому-нибудь, или обменять на что-нибудь. (Дима А.)
Воспитатель: Убедили козла, взял он зеркальце, положил в сумочку и пошел дальше.
(Раздался стук в дверь. Появился козел – дети его рассматривают в сумочке у него зеркальце.)
– Шел, шел козел, устал, решил отдохнуть. И мы с вами отдохнем.
IV. Физкультминутка
Дети вышли из-за столов и стоят в кругу.
Шел мужик дорогою, дорогою, дорогою.
Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
А мужик ругается, ругается, ругается.
А коза бодается, бодается, бодается.
V. Продолжение
– Отдохнул наш козел, пошел дальше. И вот пришел он в лес.
– Ребята, а вы хотите побывать в сказочном лесу? (Да!)
– Тогда пошли. (дети идут гуськом за воспитателем, переходят через мостик, попадают в лес (под елочками растут грибы, около грибов листочки – клена, липы, осины, березы, на них написаны задания))
– Посмотрите так много здесь грибов!
– Какие грибы вы видите? Назовите! (Спросить детей II уровень развития – Алеша, Кирилл)
– Давайте поможем нашему козлу выполнить задания, написанные на волшебных листочках, и двинуться дальше.
Загадка 1
Не спорю, не белый
Я братцы попроще
Расту я, обычно, в березовой роще. (подберезовик)
– Про какой гриб эта загадка? Почему вы так думаете?
Загадка 2
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту
Зовусь я …(подосиновик)
Воспитатель:
– Подберезовик, Подосиновик
– Что общего в названии этих грибов?
– Как образованы эти слова? (с помощью вопроса под чем?)
– Какие слова вы еще знаете, которые образованы также (под чем растут?, под чем находятся?)
Дети называют слова, воспитатель обговаривает их ответы. (Подснежник, подсолнух, подбородок, подоконник, подлокотники…)
Загадка 3
В красной шапке модной
Никуда не годный
Он в лесу стоял
Никто его не брал.
(Дети находят гриб, объясняют, почему его никто не берет)
– Как образовалось слово МУХОМОР (сложное слово, состоит из двух слов, муха и морить)
– Какое еще слово также образовано, им называется другой съедобный гриб? (сыроежка)
– Назовите, какие еще сложные слова вы знаете? (пароход, паровоз, теплоход, ледокол, луноход, самолет, вездеход, водолаз, скалолаз…)
Воспитатель читает на листочке следующее задание:
Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шляпкой, а мухомор несъедобный.
(для детей I уровня)
– Правильно ли проведено сравнение?
– Почему нет?
– Объясните, как надо составить предложение?
(Дети составляют: Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шляпкой, а мухомор с тонкой ножкой и красной шляпкой в горошек. (Настя Г.))
Воспитатель: А если у этого предложения оставить вторую часть, тогда измените первую часть?
Белый гриб съедобный, а мухомор не съедобный (Соня Ш.)
Воспитатель:
– Подберите слова синонимы к слову несъедобный – ядовитый (Рома К.)
– Какие еще грибы растут в нашем лесу? (Рыжик, масленок, лисички)
– Попробуйте объяснить их название? (Дети объясняют название грибов.)
– Сказка продолжается. (Дети проходят в глубь леса. Садятся на ковер перед домиком.)
VI. Продолжение
– Пошел наш козел дальше. А солнце уж к земле клонится. Решил козел ночлег поискать, а тут как раз домик увидел, обрадовался: Кто бы в домике не жил, а путнику в ночлеге не откажут. Открыл козел скрипучую дверь, да так и обомлел: сидит возле печки волк. Увидел он козла и засмеялся: «Я только думаю, чем бы мне поужинать, а ужин сам ко мне в дом явился!»
– Тут-то козел, хоть и трясся весь от страха, решил перехитрить волка, ведь не зря он был умным козлом.
– Ребята давайте придумаем конец этой сказки.
(Дети сочиняют и рассказывают сказку)
- Козел достал из сумки сухарики, пока волк их ел, козел убежал. (Миша)
- Козел стал пускать зеркальцем солнечных зайчиков, волк подумал, что зайчики настоящие и стал их догонять. Козел тем временем убежал. (Марина)
- Козел стал пускать зеркальцем солнечных зайчиков. Волк стал гоняться за ними, врезался в стену и набил себе огромную шишку. (Соня)
- Волк захотел съесть козла, испечь его как пирог. А козел не знал, как сесть на противень и попросил волка показать, как это делается. Волк сел на противень, а козел его задвинул в печь и закрыл. Волк изжарился, а козел убежал. (Маша)
- Козел достал снотворное, подсыпал их волку в бокал и предложил выпить. Волк уснул, а козел тем временем, ушел к своему хозяину.
После ответов детей, Воспитатель обыгрывает конец сказки. (куклы волка и козла)
Версия автора сказки.
– Подумал козел и достал из сумки зеркальце. Смотрит козел в зеркальце и так повернет и эдак. А волка любопытство разбирает: что это гость бородатый делает?
– Ты что разглядываешь? – не утерпел волк.
– Да вот перед смертью с отцом-батюшкой прощаюсь.
– А ну, покажи, что у тебя за родитель? Взял волк зеркальце, глянул, а на него из зеркала волчья пасть щурится!
Удивился волк:
– Никогда бы не подумал, что у волка могут быть такие дети! Что ж ты мне раньше не сказал, что ты мой родственник!
– А ведь я тебя и съесть мог!
– Не сразу, но догадался волк, что козел его обхитрил.
VII. Итог
– Ребят, а давайте все вместе придумаем другой конец этой сказки.
– Задумал козел навсегда прогнать волка из этого леса.
– Узнал козел, что волк до смерти боится лягушек.
– Ребята, а мы с вами уже умеем делать лягушек из бумаги! Давайте поможем козлу! (Дети садятся за стол и делают из бумаги, зеленого цвета лягушек-оригами, упрощенный вариант.)
– Какие красивые получились лягушки!
– А сейчас давайте придумаем к слову «лягушка» слова, отвечающие на вопрос (какая?) (зеленая, прыгучая, пучеглазая, большеротая…)
– А теперь давайте попробуем оживить наших лягушек: надо сказать о них или от их имени добрые слова.
(Дети делятся на подгруппы. Каждая подгруппа составляет предложения о лягушке, «оживает» и «прыгает» в болото»)
Волк-мальчик подбегает к болоту, чтобы попить. Лягушки громко квакают, волк от страха и отвращения к лягушкам, убегает из леса навсегда.
– Убежал волк без оглядки, а козел пригласил своих друзей, лесных зверей, и стали они жить поживать, да горя не знать.
– Тут и сказке конец, а кто помогал мне, тот – МОЛОДЕЦ!