Содержание:
- Введение.
- Пояснительная записка.
2.1. Значение физики в школьном образовании.
2.2. Роль предмета и его место в О.У.
2.3. Цель и задачи рабочей программы.
2.4. Основания к выбору содержания рабочей программы.
2.5. Особенности данной программы.
2.6. Ожидаемый результат. - Организация общеобразовательного процесса (график прохождения материала).
- Требования к уровню подготовки учащихся и выпускников.
- Система оценивания.
1. Введение.
В 1992 году в Российской Федерации принят Закон «Об образовании» – нормативный документ, предусматривающий реорганизацию системы школьного образования. Ориентация учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей, интересов, и способностей школьников вывела среднее образование на путь дифференциации.
Введение нормативного документа – стандарта физического образования – определяет требования:
- к содержанию общеобразовательного курса физики и базовому уровню его предъявления учащимся;
- к объему учебной нагрузки в виде сетки часов в учебном плане школы;
- к уровню обязательной подготовки школьников, сформулированному в виде требований к научным представлениям, знаниям, умениям, а также в виде образцов типовых задания.
Приказом Министерства России от 19.05.98 № 1236 утвержден нормативный документ – «Обязательный минимум содержания образования», который является ядром образования, определяет объем и содержание учебного материала, предъявляемый школой учащимся.
Физика как наука имеет своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Характерные для современной науки интеграционные тенденции привели к существенному расширению объекта физического исследования, включая космические явления (астрофизика), явления в недрах Земли и планет (геофизика), некоторые особенности явлений живого мира и свойства живых объектов (биофизика, молекулярная биология), информационные системы (полупроводники, лазерная и криогенная техника как основа ЭВМ). Этим определяются образовательное значение учебного предмета «Физика» и его содержательно-методические структуры:
- Электродинамика.
- Атомная физика.
В аспектном плане физика рассматривает пространственно-временные формы существования материи в двух видах – вещества и поля, фундаментальные законы природы и современные физические теории, проблемы методологии естественнонаучного познания.
Общими целями, стоящими перед курсом физики, является формирование и развитие у ученика научных знаний и умений, необходимых для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, быту, для продолжения образования.
2. Пояснительная записка.
Статус документа.
Программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями: об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии.
Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений вечернего типа по 2,5 часа в неделю в 11 классах, авторской программой А.В. Перышкина и в соответствии с выбранными учебниками.
Программа дает определенные рекомендации:
1) По содержанию образования: перечень элементов учебной информации, предъявляемый учащимся из обязательного минимума содержания основного общего образования и вышеназванной авторской программы и учебников соответственно по разделам, прописанные в рабочей программе жирным курсивом.
2) По организации общеобразовательного процесса: в виде графика прохождения учебных элементов, включающего примерные сроки изучения разделов (тем), структурной последовательности прохождения учебных элементов по классам, по четвертям; количество часов, отведенных на изучение определенного раздела.
3) По уровню сформированности у школьников умений и навыков, указанных в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» основной школы в рамках как инвариантной составляющей, так и рабочей программы, т.е. описание в деятельностной форме необходимого минимума предметного содержания образования и специальных учебных умений, которыми в обязательном порядке должны овладеть учащиеся.
Общая характеристика учебного предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цели изучения физики.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.
Место предмета в учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения физики на этапе основного общего образования отводится не менее 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории.
Результаты обучения.
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
3. Организация общеобразовательного процесса.
Тема | Кол-во занятий |
Основы электродинамики. | 14+14 |
Электростатика. | 8+8 |
И.К.Что такое электродинамика. | 1 |
И.К.Что такое электростатика. | 1 |
Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Элементарный электрический заряд. | 1 |
Закон сохранения электрического заряда | 1 |
Закон Кулона. Единица электрического заряда. | 1 |
Урок-практикум решения задач по теме «Закон Кулона». | 1 |
Близкодействие и действие на расстоянии Электрическое поле. | 1 |
Напряженность электрического поля. | 1 |
Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара. | 1 |
Проводники в электростатическом поле. | 1 |
И.К. Практикум решения задач по теме «Закон Кулона». | 1 |
И.К. Принцип суперпозиции полей. | 1 |
Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков. | 1 |
Работа электрического поля. Разность потенциалов. Напряжение. | 1 |
Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. | 1 |
Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. | 1 |
Электроемкость. Конденсатор. | 1 |
Энергия заряженного конденсатора. | |
Урок-практикум решения задач по теме «Электростатика». | 1 |
Контрольная работа №1 по теме «Электростатика». | 1 |
И.К.Анализ контрольной работы. | 1 |
И.К. Зачет №1 по теме «Электростатика». | 1 |
Законы постоянного тока. Электрический ток в различных средах. | 6+6 |
Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. | 1 |
Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. | 1 |
Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность постоянного тока. | 1 |
Лабораторная работа №1 по теме «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». | 1 |
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 1 |
Электрическая проводимость различных веществ. | 1 |
Носители заряда в металлах, электролитах, газах и вакууме. | 1 |
Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. | 1 |
Электрический ток через контакт полупроводников р- и /n-типов. Транзисторы. | 1 |
Электрический ток в различных средах. | 1 |
И.К.Практикум решения задач по теме «Законы постоянного тока». | 1 |
И.К. Зачет №2 по теме «Законы постоянного тока. Электрический ток в различных средах». | 1 |
Контрольная работа №2 по теме «Законы постоянного тока». | 1 |
Анализ контрольной работы. | 1 |
Повторение. | 1 |
Повторение. | 1 |
Резерв. | 1 |
Резерв. | 1 |
Магнитное поле. Электромагнитная индукция. | 6+6 |
Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. | 1 |
Модуль вектора магнитной индукции Сила Ампера. | 1 |
И.К. Вектор магнитной индукции. | 1 |
И.К. Сила Ампера. | 1 |
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. | 1 |
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. | 1 |
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. | 1 |
Направление индукционного тока. Правило Ленца. | 1 |
Закон электромагнитной индукции | 1 |
Лабораторная работа №2 «Изучение электромагнитной индукции». | 1 |
Вихревое электромагнитное поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. | 1 |
Самоиндукция. Индуктивность. | 1 |
И.К. Практикум решения задач по теме «Сила Ампера. Сила Лоренца». | 1 |
И.К. Практикум решения задач по теме «Сила Ампера. Сила Лоренца». | 1 |
Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | 1 |
Контрольная работа №3 по теме «Электромагнитная индукция». | 1 |
Колебания и волны. | 8+8 |
Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. | 1 |
Математический маятник. Гармонические колебания. | 1 |
Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях. | 1 |
Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника». | 1 |
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. | 1 |
И.К. Механические колебания. | 1 |
И.К. Электромагнитные колебания. | 1 |
Колебательный контур. Период свободных электрических колебаний. | 1 |
Переменный электрический ток. | 1 |
Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения. | |
Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. | 1 |
Электромагнитная волна. | 1 |
Свойства электромагнитных волн. | |
Изобретение радио А.С.Поповым. | 1 |
Принципы радиосвязи. Модуляция и детектирование. | 1 |
И.К. Распространение радиоволн. | 1 |
И.К. Радиолокация. | 1 |
Практикум решения задач по теме «Электромагнитные волны». | 1 |
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные волны». | 1 |
Анализ контрольной работы. | 1 |
Повторение. | 3+3 |
Повторение. | 1 |
Повторение. | 1 |
Повторение. | 1 |
И.К. Зачет № 3 по теме «Колебания и волны». | 1 |
И.К. Зачет по теме «Колебания и волны». | 1 |
Итоговый контроль. | 1 |
Повторение. | 1 |
Повторение. | 1 |
4. Требования к уровню подготовки учащихся и выпускников.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
- знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
5. Система оценивания.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.