Цель: расширять и уточнять знания детей о животном и растительном мире родного края.
Программное содержание.
- Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе.
- Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Учить детей использовать модель для обобщения представлений детей о животных (зверях).
- Воспитывать у детей интерес к жизни животных в осенний период.
Индивидуальная работа.
- Упражнять Диму составлять рассказ о зверях по модели.
Словарная работа.
- Ввести в активный словарь детей слова: трухлявые, хворост, шатёр, ил, клубок, трудолюбивая.
Оборудование.
- Картины: «Медведи осенью», «Белки осенью»,
- картинки животных,
- условные знаки природных изменений,
- разрезные картинки,
- модель «Звери»,
- игрушка Сова.
Методы:
- словесный,
- наглядный,
- практический.
Приёмы:
- игровая ситуация,
- загадка,
- рассматривание картин,
- составление рассказов по модели,
- игра.
Предварительная работа.
- беседы с детьми,
- рассматривание иллюстраций,
- отгадывание загадок,
- работа с моделями («Птицы», «Насекомые»).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приходит на занятие Сова. Загадывает детям загадку:
Пусты поля, мокнет земля,
День убывает, когда это бывает? (Осенью)
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель к детям: Давайте сегодня поговорим о том, как животные готовятся к зимним холодам.А Сова послушает и посмотрит, как мы будем говорить о животных.
– Ребята, почему то уже не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не звенят над головой? Почему их не видно? (Ответы детей.)
Дети рассказывают, а воспитатель дополняет. (Холодно).
Выставляются осенние знаки
– Куда прячутся от холодов жуки? (Под кору деревьев, под опавшие листья, в щели домов.)
Муравьи (картинка).
– Что делают муравьи? (Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок глубоко в земле. Так глубоко где земля не замерзает.)
– Бабочки превратились в куколок, как в колыбельках будут спать до тёплой весны.
– Ребята, в тёплое время, на дорожке можно было увидеть ящериц и лягушек. Куда прячутся ящерицы и змеи? (Ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.)
– А лягушки? (Лягушки зарываются в тины на дне водоёмов.)
– Что делает осенью ёжик? (Ёжик еле-еле передвигается, куда делась его быстрота и ловкость, спит на ходу. Он уже приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.)
– Ребята, а каких вы ещё знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Медведь, барсук, бурундук,)
– Ребята, оказывается осенью надо по лесу ходить осторожно, тихо, Почему? (Дети называют правила поведения в лесу.) (Чтобы не разбудить уже заснувших животных.)
– А где зимует медведь? (В берлоге)
– Давайте посмотрим на эту картину «Медведи в осеннем лесу»
- Какое время года в лесу?
- Как вы узнали, что это осень?
- Что делает медведица?
- Что делают медвежата?
– Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосен и елей полосы коры и перемешивает их со мхом. Роет глубокую яму. Устилает травой, листьями, ветками высокую постель. А ёлочки, что по краям ямы росли, подгрызает – они наклоняются и получается как шатёр. Надумает медведь спать укладывается, свернётся калачиком и уснёт с медвежатами до весны.
Физминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили
Головой они крутили:
Вот так, и вот так
Ещё эдак, ещё так.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали:
Вот таки вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили:
Вот так и вот так
Ещё эдак, ещё так.
А потом они плясали,
Дружно лапы подымали
Вот так и вот так
Дружно лапы подымали.
– Ребята, посмотрите на картину. (Выставляется другая картина.)
– Чем занимаются белочки в осенние дни?
– Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи – всё зимой пригодится. В лесу у неё есть кладовочки. В таких кладовочках много запасов, что за зиму сама не съест. Очень трудолюбивые белочки. Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Какие это животные? (Лиса, заяц, волк, лось, кабан, олень.)
– Всем этим животным щедрая осень раздаривает тёплые пушистые красивые шубки. В таких щубках можно пережить морозы. Очень любит переодеваться заяц. Какую шубку? Из серой в белую) Почему?
– Правильно, у зайцев слишком много врагов, а на белом снегу его зимой не заметят. А белка, лиса?
– Ребята, на столе лежат конверты, возьмите и сложите из частей целое изображение. Какое животное получилось?
Затем выставляется схема для составления рассказа.
– Я расскажу о волке по схеме, а вы послушайте.
Затем рассказывают дети.
Сова благодарит детей за рассказы. Ей понравилось у детей в гостях и она угощает детей клюквой. Прощается с детьми и улетает.
Воспитатель предлагает детям выбрать листочек. Если ребёнок считает что со всеми заданиями справился и на занятии ему понравилось, то жёлтый листочек, а если что-то не получилось – коричневый листочек.