Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- развивать интерес к логопедическим занятиям;
- совершенствовать артикуляционную моторику и мелкую моторику рук;
- расширять и уточнять словарный запас ребёнка;
- работать над интонационной выразительностью речи;
- развивать внимание, мышление и память.
Оборудование: тазик с водой и бумажным корабликом; «Волшебная книга»; игрушки: львёнок, термометр, лекарство, шарф, чашка; ортопедический коврик; картинки с травяным фоном: рак, топор, рукавица, шар, ведро, рубашка, роза, рыба, морковь, груша, карандаш, гитара, ракета; «Загадочный конверт»: конверт с маленьким круглым отверстием по середине, в который вложены круги (розовый, красный, разноцветный, красный) и такого же цвета шнурки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: Какое у тебя сегодня настроение? (Ответ ребёнка.) Ты готов заниматься? Отгадай загадки:
Если б нос был просто носом,
Я б не мучился вопросом.
Если нос огромный рог,
Кто тогда я?
(Носорог).Что за коняшки на всех тельняшки? (Зебра).
Он похож на кран подъёмный.
Только этот кран живой
С настоящей головой!
(Жираф).Шалунишек за проказы
Мама в сумку прячет сразу.
(Кенгуру).
Логопед: Назови все отгадки (ответ ребёнка). Кто это?
Ребёнок: Животные жарких стран.
Логопед: Какой звук встречается во всех словах?
Ребёнок: Правильно и сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.
2. Основная часть
Логопед: Я сегодня узнала новость. А ты хочешь её узнать?
Пальчиковая гимнастика «Разучился лев рычать»
Раз, два, три, четыре, пять. Поочерёдно загибаем пальцы, начиная с большого.
Разучился лев рычать. Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы рук.
Надо льва нам выручать
И рычанью обучать.
Логопед: Ты хочешь помочь льву? (Ответ ребёнка.) Тогда нам надо отправиться в путешествие. Как ты думаешь, на чём мы отправимся на машине, корабле или самолёте. (Ответ ребёнка.) Правильно на корабле. Тогда в путь!
Логопед подводит ребёнка к тазику с водой и бумажным корабликом.
Логопед: Посмотри, а вот и кораблик на море нас ждёт. А чтобы он поплыл надо сильно подуть на него, не надувая щёк. (Ребёнок выполняет задание.)
Логопед: А пока наш кораблик плывёт, мы пройдём в каюту и посмотрим в иллюминатор, что происходит на море. (Садятся перед зеркалом.)
Артикуляционная гимнастика [1]
В небе солнышко сияло, Море безмятежно спало. Но поднялся ветер вдруг, И всё ожило вокруг. Волны в берег биться стали Расплескались, заиграли. Может, Черномор на дне Так готовится к войне? Может быть, Конёк морской Вскачь пустился под водой? Стой, Конёк, остановись! Шторм на море, прекратись! |
Длительно удерживать широкий язык
неподвижно на губе. Резкие ритмичные выдохи. Упражнение «Индюк». Воспроизвести звукосочетание ТРРРР… Упражнение «Лошадка». Воспроизвести звукосочетание ТПРРР. |
Логопед: За игрой мы и не заметили, как
доплыли до Африки. Давай спустимся на берег. Ой,
на нашем пути джунгли. В джунглях деревья растут
так близко друг к другу, что переплетаются между
собой, образуя густые заросли, через которые
невозможно пробраться. Но мы сможем, если ты
будешь внимательной и повторишь за мной слоги:
РА – РО – РУ – РЫ (Логопед несколько раз меняет
слоги местами.)
Логопед: Мы с тобой преодолели джунгли, и посмотри у нас под ногами травка. Хочешь на ней постоять? Тогда разувайся. (Ребёнок разувается и встаёт на ортопедический коврик.) Ой, посмотри, в траве прячутся разные предметы.
Логопед по одной картинке даёт ребёнку и предлагает произнести название предмета, а потом протопать его (картинки с травяным фоном взяты из пособия [1]). После выполнения задания ребёнок обувается, и они вместе с логопедом находят львёнка.
Логопед: Здравствуй Львёнок. Что с тобой случилось?
Львёнок: Я простудился.
Логопед: Как же нам ему помочь?
Ребёнок: Его надо вылечить.
Логопед: А давай попросим «Волшебную книгу», чтобы она нам помогла.
Логопед достаёт из книги термометр, шарф, лекарство, чашечку. Ребёнок начинает лечить львёнка, проговаривая все свои действия. Звучит волшебная музыка и львёнок начинает рычать, а в благодарность за помощь дарит «Загадочный конверт» [1].
Логопед: Спасибо тебе Львёнок за подарок, но нам уже пора возвращаться в детский сад.
(Звучит гудок парохода.)
Львёнок прощается с ребёнком.
Логопед: Чтобы не было скучно, давай посмотрим подарок. Что это? (Достаёт из конверта шнурки.)
Ребёнок: Это шнурки.
Логопед: Какого цвета этот шнурок? (Показывает по одному шнурку.)
Ребёнок: Это красный (разноцветный, чёрный, розовый) шнурок.
Логопед: А ещё в конверте есть красный круг. (Показывает его ребёнку и вкладывает его обратно в конверт.)
Ребёнок: В конверте красный круг. (Затем он пропускает через отверстие в конверте любой из лежащих на столе шнурков, например чёрный.) Чёрный шнурок держит красный кружок.
Логопед достаёт из конверта не красный, а
чёрный круг. Фокус повторяется с чёрным
(разноцветным, розовым, красным) кругом,
который тоже меняет свой цвет в соответствии с
цветом шнурка, продетого в него через конверт.
Ребёнок каждый раз проговаривает стандартные
фразы: «В конверте круг» и «Разноцветный шнурок
держит розовый кружок».
Логопед напоминает, что успех фокуса зависит
от того, насколько чётко и правильно ребёнок
произносит звук [Р].
3. Итог
Логопед: За фокусами мы и не заметили, как вернулись в детский сад. Какой звук мы учились произносить правильно? Кому помогали? Что случилось с львёнком? (Ответы ребёнка.) Сегодня на занятии ты правильно выполнял все задания и я желаю тебе, чтобы всегда чётко произносил звук [Р].
Список литературы:
1. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2005.