Автоматизация звука [р] в словах, слогах и предложениях

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

 Задачи:

  • развивать интерес к логопедическим занятиям;
  • совершенствовать артикуляционную моторику и мелкую моторику рук;
  • расширять и уточнять словарный запас ребёнка;
  • работать над интонационной выразительностью речи;
  • развивать внимание, мышление и память.

 Оборудование: тазик с водой и бумажным корабликом; «Волшебная книга»; игрушки: львёнок, термометр, лекарство, шарф, чашка; ортопедический коврик; картинки с травяным фоном: рак, топор, рукавица, шар, ведро, рубашка, роза, рыба, морковь, груша, карандаш, гитара, ракета; «Загадочный конверт»: конверт с маленьким круглым отверстием по середине, в который вложены круги (розовый, красный, разноцветный, красный) и такого же цвета шнурки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед:  Какое у тебя сегодня настроение? (Ответ ребёнка.) Ты готов заниматься? Отгадай загадки:

Если б нос был просто носом,
Я б не мучился вопросом.
Если нос огромный рог,
Кто тогда я?
                          (Носорог).

Что за коняшки на всех тельняшки? (Зебра).

Он похож на кран подъёмный.
Только этот кран живой
С настоящей головой!
                          (Жираф).

Шалунишек за проказы
Мама в сумку прячет сразу.
                          (Кенгуру).

Логопед: Назови все отгадки (ответ ребёнка). Кто это?

Ребёнок: Животные жарких стран.

Логопед: Какой звук встречается во всех словах?

Ребёнок: Правильно и сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

2. Основная часть

Логопед: Я сегодня узнала новость. А ты хочешь её узнать?

Пальчиковая гимнастика «Разучился лев рычать»

Раз, два, три, четыре, пять.       Поочерёдно загибаем пальцы, начиная с большого.
Разучился лев рычать.               Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы рук.
Надо льва нам выручать
И рычанью обучать.

Логопед: Ты хочешь помочь льву? (Ответ ребёнка.) Тогда нам надо отправиться в путешествие. Как ты думаешь, на чём мы отправимся на машине, корабле или самолёте. (Ответ ребёнка.) Правильно на корабле. Тогда в путь!

Логопед подводит ребёнка к тазику с водой и бумажным корабликом.

Логопед: Посмотри, а вот и кораблик на море нас ждёт. А чтобы он поплыл надо сильно подуть на него, не надувая щёк. (Ребёнок выполняет задание.)

Логопед: А пока наш кораблик плывёт, мы пройдём в каюту и посмотрим в иллюминатор, что происходит на море. (Садятся перед зеркалом.)

Артикуляционная гимнастика [1]

В небе солнышко сияло,
Море безмятежно спало.
Но поднялся ветер вдруг,
И всё ожило вокруг.
Волны в берег биться стали
Расплескались, заиграли.
Может, Черномор на дне
Так готовится к войне?
Может быть, Конёк морской
Вскачь пустился под водой?
Стой, Конёк, остановись!
Шторм на море, прекратись!
Длительно удерживать широкий язык неподвижно на губе.

Резкие ритмичные выдохи
.

Упражнение «Индюк».

Воспроизвести звукосочетание ТРРРР…

Упражнение «Лошадка».

Воспроизвести звукосочетание ТПРРР
.

Логопед: За игрой мы и не заметили, как доплыли до Африки. Давай спустимся на берег. Ой, на нашем пути джунгли. В джунглях деревья растут так близко друг к другу, что переплетаются между собой, образуя густые заросли, через которые невозможно пробраться. Но мы сможем, если ты будешь внимательной и повторишь за мной слоги:
РА – РО – РУ – РЫ (Логопед несколько раз меняет слоги местами.)

Логопед: Мы с тобой преодолели джунгли, и посмотри у нас под ногами травка. Хочешь на ней постоять? Тогда разувайся. (Ребёнок разувается и встаёт на ортопедический коврик.) Ой, посмотри, в траве прячутся разные предметы.

Логопед по одной картинке даёт ребёнку и предлагает произнести название предмета, а потом протопать его (картинки с травяным фоном взяты из пособия [1]). После выполнения задания ребёнок обувается, и они вместе с логопедом находят львёнка.

Логопед: Здравствуй Львёнок. Что с тобой случилось?

Львёнок: Я простудился.

Логопед: Как же нам ему помочь?

Ребёнок: Его надо вылечить.

Логопед:  А давай попросим  «Волшебную книгу», чтобы она нам помогла.

Логопед достаёт из книги термометр, шарф, лекарство, чашечку. Ребёнок начинает лечить львёнка, проговаривая все свои действия. Звучит волшебная музыка и львёнок начинает рычать, а в благодарность за помощь дарит «Загадочный конверт» [1].

Логопед: Спасибо тебе Львёнок за подарок, но нам уже пора возвращаться в детский сад.

(Звучит гудок парохода.)
Львёнок прощается с ребёнком.

Логопед: Чтобы не было скучно, давай посмотрим подарок. Что это? (Достаёт из конверта шнурки.)

Ребёнок: Это шнурки.

Логопед: Какого цвета этот шнурок? (Показывает по одному шнурку.)

Ребёнок: Это красный (разноцветный, чёрный, розовый) шнурок.

Логопед: А ещё в конверте есть красный круг. (Показывает его ребёнку и вкладывает его обратно в конверт.)

Ребёнок: В конверте красный круг. (Затем он пропускает через отверстие в конверте любой из лежащих на столе шнурков, например чёрный.) Чёрный шнурок держит красный кружок.

Логопед достаёт из конверта не красный, а чёрный круг. Фокус повторяется с чёрным (разноцветным, розовым, красным)  кругом, который тоже меняет свой цвет в соответствии с цветом шнурка, продетого в него через конверт.
Ребёнок каждый раз проговаривает стандартные фразы: «В конверте круг» и «Разноцветный шнурок держит розовый кружок».
Логопед напоминает, что успех фокуса зависит от того, насколько чётко и правильно ребёнок произносит звук [Р].

3. Итог

Логопед: За фокусами мы и не заметили, как вернулись в детский сад. Какой звук мы учились произносить правильно?  Кому помогали? Что случилось с львёнком? (Ответы ребёнка.) Сегодня на занятии  ты правильно выполнял все задания и я желаю тебе, чтобы всегда чётко произносил звук [Р].

Список литературы:

1. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2005.