Воспитательная работа в классе в направлении "Я и семья"

Разделы: Работа с родителями


Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию.
(В.А. Сухомлинский)

Учитель начальных классов выступает главным действующим лицом в педагогическом руководстве семейным воспитанием. Ежедневно ему приходиться сталкиваться с различными ситуациями, правильное решение которых в значительной степени зависит от его эрудиции, арсенала педагогических приёмов, умения применять их в практической деятельности. Работа по руководству семейным воспитанием предполагает:

  • психологическую подготовку учителя (осознание необходимости организации педагогического руководства семейным воспитанием);
  • качественное руководство воспитанием детей;
  • создание целенаправленной системы перспектив, планирования работы с родителями, побуждение учителя к творческому поиску, к критическому анализу своей работы с родителями, к изучению лучшего опыта семейного воспитания.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников – важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Педагоги нашей школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, хорошо представляют себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций её членов. Владение такой информацией позволяет им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагоги выбирают направления и формы работы с родителями.

Работа классного руководителя с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. И в том, и другом случае могут реализовываться как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Большие возможности представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведётся в двух направлениях: повышение педагогической культуры и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплочённый коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса. Основная задача этой работы- активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно-значимый характер.

Система работы классного руководителя с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это – координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач. Большую помощь в работе с родителями классного коллектива учителю оказывает родительский комитет.

К традиционным формам работы с родителями относятся:

  • родительские собрания;
  • общеклассные и общешкольные конференции;
  • консультации для родителей;
  • посещение на дому;
  • переписка с родителями;
  • лекции;
  • практикумы;
  • открытые уроки;
  • дискуссии, диспуты.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить:

  • индивидуальные тематические консультации;
  • родительские чтения;
  • родительские вечера;
  • ролевые игры;
  • тренинги;
  • ринги.

Родители – частые гости на внеклассных мероприятиях. Всё это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, увлечений, талантов. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Формы досуга:

  • совместные праздники;
  • просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей;
  • соревнования, конкурсы, КВН;
  • домашние клубы выходного дня;
  • кружки, организованные родителями.

Родители всегда готовы помочь классным руководителям. А педагоги, в свою очередь, не скупятся на добрые слова в адрес самых активных помощников. Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети и родители находятся в постоянном поиске. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя- привлечь и умело использовать его.

Большое значение работе с родителями я уделяю с первого дня ребенка в школе. Знакомлюсь не только с особенностями своих учеников, но и традициями семьи, где растет ребенок, её трудностями и радостями. Считаю, что только в тесной взаимосвязи с семьей учащихся, педагог может реализовать функцию родительского просвещения и корректировку семейного воспитания- именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку.

Предлагаем коллективно-творческое дело родителей и детей.

Сценарий праздника

Выставка работ детского творчества

(дети заходят в класс под песню «маленькая страна»)

Ведущий:

Сегодня в этом зале собрались мы не зря,
Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.
Давайте же о дружбе в семье поговорим
И дружбе в наших семьях наш праздник посвятим!

Ведущий:

Открываем наш радостный праздник
Открываем торжественный вечер
Сколько лиц здесь прекрасных и разных
Как мы рады сегодняшней встрече!

Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть вас на семейном празднике в честь Дня семьи.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Стихи детей о семье.

«Песня Мамонтенка». 10 мин.

Ведущий: Что такое семья? Это слово понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.

Ведущий:

Семья – людей святой оплот,
Надежду жить она даёт,
Даёт простор, дает тепло
Проблемам и беде назло.

Ведущий:

Семья дает поддержку нам,
С ней всё по силам, по зубам,
Всё по плечу и по судьбе –
Семья, святой поклон тебе!

– Но семья – это не только мама, папа, бабушки, дедушки и дети. В сентябре 2010 года родилась еще одна семья. Очень большая. Школьная. И сегодня мы чествуем наших первоклассников, которые в течение всего учебного года с огромным старанием и упорством отлично учились.

Ведущий: Вот они – те, кто сидел вечерами над книгами.

Ведущий: Вот они – те, кто с особым усердием учился писать и считать…

Ведущий:

За терпение, настойчивость и прилежание
Будем, ребята, мы вас поздравлять!

(Вручение дипломов) 20 мин.

Ведущий: Все мы живем одной дружной школьной семьей. А вот какая она – мы сейчас узнаем.

Дети:

Класс наш в школе самый умный,
Пятёрок хватит нам едва!
Мы вам скажем откровенно
Это класс наш – 1А!

Класс наш в школе – самый шумный,
Что кружится голова!
Мы вам скажем честно – честно:
Это класс наш – 1А!

Класс наш в школе всех активней,
и при деле он всегда,
Мы вам скажем непременно
Это класс наш – 1А!

Класс наш в школе самый дружный,
Просто не разлей вода!
Мы вам скажем без сомненья
Это класс наш – 1А!

А какой весёлый самый?
Улыбка не сойдёт с лица!
Мы вам громко все воскликнем:
Это класс наш – 1А!

Класс наш в школе самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем вместе – дружно:
Это класс наш – 1А!

А ещё моя семья –
Класс! Ведь это ясно же!
А учительница наша –
Наша “мама классная”.

Ведущий: Как и у любой семьи в школьной семье тоже есть свои секреты. Вот небольшой секрет о школьной жизни наших детей.

(сценки) 6 мин.

Ведущий: Ребята! Всё это время из урока в урок, из четверти в четверть вместе с вами учились заново и ваши родители. Они часто больше вас волновались, переживали неудачи, радовались вашим победам. Ведь это ваша семья.

Сюрприз. Презентация «Моя семья!»

Ведущий: Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает нам о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. О нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. В семье все чем - то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия.

Ведущий:

Волшебный символ жизни – семья,
В нём капелька Отчизны, в нём – я
В нём мама, папа, бабушка, сестра,
В нём мой любимый дедушка
маленький квадратик двора.
В нём солнце. И берёзка, и дом,
В нём всё тепло смеётся кругом.
И в этот праздник счастья всех нас
Мы поздравляем прямо сейчас,
Пусть крепкой будет наша семья –
Иначе и жить на свете нельзя!

Ведущий: На нашем семейном празднике присутствуют семейные команды. И первый конкурс – домашнее задание – "Визитная карточка семьи".

Презентация «Моя семья»

Каждая команда – семья расскажет о своих семейных увлечениях, традициях, семейных праздниках.

(у каждой семьи заранее номер, под которым они выступают) 50 мин.

КОНКУРС 1. «Знаем ли мы друг друга»

Ведущий: Приглашаем самого смелого. Возьми с собой маму или папу. Сейчас мы будем задавать вопросы маме (папе), а ребенок пока постоит за дверью. А потом ответит на эти же вопросы. (2-3 человека)

Анкета для родителей:

  • Любимый цвет вашего ребенка?
  • Любимый праздник вашего ребенка?
  • Любимая игрушка вашего ребенка?
  • Как зовут друзей вашего ребенка?

Анкета для ребенка:

  • Твой любимый цвет?
  • Твой любимый праздник?
  • Твоя любимая игрушка?
  • Твои друзья?

Игра с болельщиками «Узнай своего ребенка».

Мы зачитываем сочинения детей, а родители должны узнать чей ребенок это написал. 10 мин.

Ведущий: Для участников праздника исполняется танец …

– А теперь, уважаемые участники и болельщики, заканчивая сегодняшний праздник, хочется поблагодарить самых активных участников праздника, (объявляется благодарность семье...). Сказать большое спасибо всем и выразить надежду, что семейный праздник помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству. Давайте возьмемся за руки и все вместе споем песню, слова которой являются девизом нашего праздника.

(песня «Так давайте устроим большой хоровод»)

приглашаем на чаепитие...