Цель: Сформировать у присутствующих первоначальное понятие о защите компьютера от вирусов.
1. Приветствие. Индукция.
Здравствуйте! (приложение 1, слайд № 2).
«Компьютер позволяет решать все те проблемы, которые до изобретения компьютера не существовали».
Думаю трудно не согласиться с этим утверждением. Поэтому предлагаю вам, немного отвлечься и вспомнить, чем люди занимали свой досуг, когда не было компьютеров.
Правильно! Разгадывали кроссворды. Предлагаю и вам разгадать очень маленький кроссворд (приложение 1, слайд № 3).
1 по горизонтали: ИХ часто учили на уроках русского языка в школе.…Слово из 7 букв.
Ответ зала: правила (приложение 1, слайд № 4).
1 по вертикали: Мышка бывает полевая, домовая и…Слово из 12 букв.
Ответ зала: компьютерная (приложение 1, слайд № 5).
2 по вертикали: как называется область медицина, действующая под лозунгом: «Мойте руки перед едой!» Слово из 7 букв.
Ответ зала: гигиена (приложение 1, слайд № 6).
2. Социоконструкция.
Теперь я назову тему нашего занятия: Правила компьютерной «гигиены».
(Приложение 1, слайд № 7)
Что такое просто гигиена – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики
(приложение 1, слайд № 8).
А, что же такое компьютерная «гигиена»? Уберем из определения два слова «медицина» и «человек» и заменим их на «информатика» и «компьютер» соответственно (приложение 1, слайд № 9).
Получим: компьютерная гигиена – это область информатики, изучающая влияние условий «жизни» и труда на «здоровье» компьютера и разрабатывающая меры профилактики.
(приложение 1, слайд № 10)
Вопрос залу: И чем же может заразиться компьютер?
Ответ зала: вирусами.
3. Основная часть.
Информация о вирусах (приложение 1, слайд № 11).
Небольшая программа, способная само распространяться – это вирус.
ВЫ не поверите, но первым вирусам всего 18 лет – они даже несовершеннолетние и, тем не менее, от них:
- Зависают компьютеры (приложение 1, слайд № 12);
- Они уничтожают информации (приложение 1 слайд № 13);
- Самые младшие из них, им всего 5 лет, могут уже портить микросхемы (приложение 1, слайд № 14);
- Вирус, родившийся в январе 2010 года, элементарно вымогает деньги с пользователей (приложение 1, слайд № 15). Может кто-нибудь, уже внес деньги на счет новорожденных вирусов?
Как же происходит заражение опасными вирусами?
Представим себе, как работает компьютер. Для этого мне надо 6 добровольных помощников (выходят 6 человек из зала).
Давайте знакомится. Я – пользователь и представляю вам компьютерные программы.
(таблички с названиями программ прикрепляются участникам (Windows, MS Word, Tetris, GIMP, WORM, TROJAN))
Пользователь: включаю компьютер (приложение 1, слайд № 16).
(Две «программы», Windows, MS Word, кружатся, взявшись за руки.)
Пользователь: Мне необходимы еще программы. Загружаем.
(заходят еще двое, (GIMP, WORM) все становятся в круг).
Пользователь: Включаю компьютер. Что случилось? Сломался? Кувалдой вроде бы по нему не били? (к зрителям) Что случилось?
Обнаружены вирусы
Зрители: Вирусы (приложение 1, слайд № 17).
Пользователь: Ах, да-да вирусы. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Зрители: Нужен антивирус.
Пользователь: это полезные программы, которые уничтожают вирусы.
(Пользователь надевает на голову корону, на которой написано АНТИВИРУС)
Антивирус: Ну-ка посмотрим, какие вирусы я знаю, и нет ли, их в компьютере? (антивирусная база, приложение 1, слайд № 18).
А вот он вирус, выкидываем! (Обнаруженный «вирус WORM» сажаем на стул, оставшиеся «программы» продолжают вращаться, взявшись за руки).
(Приложение 1, слайд № 19).
Электронная почта
Пользователь: (Звонок) (приложение 1, слайд № 20). Ой, что это? Электронная почта пришла. Заходи.
(заходят еще двое (Tetris, TROJAN) все становятся в круг). Включаем компьютер! (Приложение 1, слайд № 21). Ой, не работает! Опять вирус? Антивирус, где ты? (Приложение 1, слайд № 22).
Антивирус: Ну-ка посмотрим, какие вирусы я знаю и нет ли, их в компьютере? По-моему, вирусов нет (приложение 1, слайд № 23).
Обновление базы.
Пользователь: Но не работает ведь. Может надо обновить тебе базу, антивирус. Ведь каждый час появляются сотни новых вирусов, может быть, ты их и не узнаешь?
(новая антивирусная база, приложение 1, слайд № 24).
А вот он и новый вирус!!! (Обнаруженный «вирус TROJAN» сажаем на стул).
4. Заключение (приложение 1, слайд № 25).
Я надеюсь, что вы поняли, как это важно иметь антивирус и уметь им пользоваться. На память о нашем уроке я дарю вам каждому персональный антивирус (раздаются в подарок участникам, которые вышли на сцену ватно-марлевые повязки). Примерьте их прямо сейчас. Всех благодарю за помощь (6 помощников со сцены спускаются в зал).
Стихотворение.
Не зевайте, граждане,
Вирусы кошмарны.
Нужно сделать каждому
Повязочку из марли
И тогда последствия
Не придут суровые:
Никуда не деться вам -
Будете здоровые!
Рефлексия
Каковы же правила Компьютерной гигиены (обращаемся к залу).
(Приложение 1 слайд № 26)
- Установить антивирусную программу.
- Регулярно обновлять базы данных.
- Не открывать электронные письма, от неизвестных адресатов.
Спасибо за внимание (приложение 1 слайд № 27).