Цель: Закрепление знаний детей о том, как зимуют дикие звери в Сибири.
Задачи:
- Формировать представления детей о том, как дикие животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе. Учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в природе и особенностями жизни диких животных.
- Учить отражать в речи установленные связи и использовать речь-доказательство.
- Воспитывать в детях любознательность, вызывать интерес к изучению объектов природы.
Словарная работа: тайга, дремучий, компас, линька, подшерсток, обоняние.
Оборудование: компьютер, экран, слайды с изображением птиц, диких животных, лиственного леса, зимней тайги, магнитофон, аудиозаписи (Э.Григ « Рассвет», стук дятла), мольберт, магнитная доска, иллюстрации с изображениями птиц на магнитах, компас. Для оформления «зимнего леса»: макеты ёлок, берёз, пеньки, «поваленное дерево» (укрытая белой тканью скамейка для детей)
Предварительная работа:
- Наблюдение за погодными изменениями зимой, за птицами на кормушке.
- Чтение рассказов о жизни диких животных сибирских лесов: «100 вопросов и ответов о животных» В.В.Плещеева, «На поиски животных» - иллюстрированная энциклопедия Д.Г.Стрелкова, О.Ф.Цеханьска, «О чудесном рыболове, зубастой торпеде и не только…» В.Г.Рудского, «Животные России» - серия Почемучка, «Лесной теремок» О.Д.Лукашевич и др.
- Разучивание стихов о зиме.
- Беседы о животных Сибири.
- Дидактические игры «Назови птицу», «Где чей домик?», «Назови детенышей».
- Изготовление фигурок диких животных из картона и шерстяных ниток.
Ход занятия
Половина зала оформлена в виде леса. На второй половине занятие начинается.
Дети с воспитателем входят в зал. Дети встают вокруг педагога.
Воспитатель: Ребята, помните, когда мы вчера гуляли на улице, то говорили, что скоро зима закончится, наступит весна, вспоминали, сколько радости нам принесла зимушка-зима. Сейчас я загадаю вам загадку. А вы отгадайте, про какой зимний месяц в ней говорится.
Загадка:
Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?
Дети: Это февраль! (потому что метели метут, капель днем, теплее стало,…)
Под музыку входит Февраль (второй воспитатель)
Февраль:
А вот и я! Слышал, звали вы меня.
Всех приветствую, друзья,
И хочу вам предложить
Лесное царство посетить.
Воспитатель: Извините, но кто вы такой?
Февраль: Я – отгадка вашей загадки. Я – февраль!
Воспитатель: Ребята, февраль – это только один из зимних месяцев, но ведь есть еще два – какие? (дети: декабрь и январь). А наш гость пришел один – почему?
Февраль: Давайте спросим об этом детей. (все месяцы идут друг за другом по очереди и не могут в одно время быть сразу 2 или 3 месяца)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Февраль, а зачем ты приглашаешь нас в зимний лес?
Февраль: Это очень интересно! Тот, кто бывал зимой в тайге, тот это знает.
Воспитатель: Ребята, Февраль пригласил нас в тайгу, а сначала сказал – «в лесное царство». Лес и тайга – это одно и то же? (предположения и рассуждения детей). Слова «тайга» не русское. В переводе на русский язык означает «дремучий». В тайге много заболоченных, не проходимых мест. В тайге растут в основном хвойные деревья: сосны, ели, пихты, кедры. Встречаются и лиственные деревья: березы, осины. Вам не страшно отправляться в такие дремучие места? (ответы детей)
Но мы лучше отправимся в лес. А на чем можно туда зимой добраться? (дети предлагают разные варианты, доказывая свою правоту. Если дети не скажут сами, воспитатель подводит к мысли, что самый удобный транспорт – это вертолет)
Февраль: Вертолет – это хорошо. Но у нас нет времени. Зато у меня есть волшебный компас. Давайте вместе скажем: «Стрелка, путь нам укажи, в лес дорогу проложи!» (дети повторяют слова, плавно под музыку за Февралем «перелетают» во вторую половину зала в «лес»)
Февраль: Вот и подходящая полянка. Можно присесть на пенек или «поваленное дерево» (скамейка) Дети присаживаются.
На экране появляются слайды с видами зимнего леса, тайги.
Февраль:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!
Воспитатель комментирует каждый слайд и ведет разговор о зиме по вопросам:
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Как изменилась погода с наступлением зимы?
- Зависит ли внешний вид зимнего леса от погоды? (на фото - в мороз деревья покрыты инеем, а в пору снегопадов покрыты огромными «шапками» снега)
К отдельным слайдам воспитатель вместе с детьми читает отдельные строчки из ранее выученных стихов о зиме, подходящие по смыслу.
Февраль вместе с детьми делает вывод о том, что зимние изменения в природе происходят в связи с изменениями температуры воздуха, малого количества тепла.
Воспитатель: Что-то, февраль, в твоем лесу только одни деревья, а где же животные?
Слышится стук дятла.
Февраль: А это кто стучит? (дети узнают дятла. На экране появляется его изображение)
Воспитатель: Вот и первый лесной житель. А где же другие птицы? Почему их не видно и не слышно? (дети поясняют, что многие птицы осенью улетели и объясняют, почему)
Февраль: Ребята, вы знаете, почему дятел не улетает в теплые края? (дети: потому что у него есть корм и дупло, где он живет)
Воспитатель: А какая еще птица не только не улетает на зиму, но и выводит своих птенцов в самый сильный мороз? (дети: клёст. (На экране появляется изображение клеста) Он кормит их семенами еловых шишек, который зимой очень много. Воспитатель дополняет рассказ детей)
Воспитатель: А еще многие птицы улетают из леса не в теплые края, а в город, поближе к людям. Мы с ребятами тоже их подкармливаем – спасаем от голодной смерти. Давайте Февралю покажем этих птиц.
Проводится дидактическая игра «Кто лишний» Из предложенных картинок дети должны убрать те, на которых изображены перелётные птицы, и выставить на магнитной доске те картинки, на которых изображены зимующие птицы. Дети подходят по очереди и называют выбранных птиц. Февраль их спрашивает по мере необходимости, помогает наводящими вопросами.
Февраль: Ребята, как вы думаете, чего больше боятся птицы зимой: холода или голода? (делает вывод с детьми о том, что с нами остаются те птицы, которые могут найти зимой корм, не смотря ни на какую погоду. От мороза их защищает пух, находящийся под перьями)
Воспитатель: Интересно, кого ещё, кроме птиц можно встретить в зимнем лесу?
На экране появляется изображение серого зайца.
Февраль: Это кто ещё такой? Такого зверя я не видел ни разу.
Воспитатель: Февраль, ты не переживай, сейчас тебе ребята всё объяснят. Дети, кто это, и почему Февраль его ни разу не видел? (дети говорят, что это заяц; рассказывают, когда заяц бывает серый, когда и почему становится белым; объясняют, что белая шубка намного теплее серой, так как к зиме у животных вырастает подшёрсток. Серая шерсть помогает летом среди травы укрыться, а белая зимой в снегу от врагов спрятаться) –
на экране появляется изображение белого зайца.
Февраль: А вы знаете, чем заяц питается зимой? (дети: зелёной сочной травы зимой нет, зайцы приспособились есть сухую траву, сено, веточки, кору деревьев)
На экране появляется изображение белки.
Февраль: а вот ещё одна жительница лесная. Игрунья и хлопотунья какая!
Воспитатель: Расскажите, ребята, а белка тоже меняет шубку? Зачем и как она это делает? (ответы детей: летом белка рыжая, так ей удобно прятаться на стволах сосен. А зимой она становится серой – так ей лучше от врагов на еловых стволах прятаться) Запомните, ребята: когда звери меняют свою шерсть с летней на зимнюю и с зимней на летнюю – это называется линька. Звери линяют.
На экране появляются изображения волка и лисы.
Февраль: Вот какие красавцы в лесу живут. Вы знаете, кто это? (дети: это волки и лиса)
Воспитатель: А эти лесные жители тоже линяют, к зиме готовятся? (вместе с детьми обсуждают и приходят к выводу, что и лиса, и волк, тоже отращивают новую густую шерсть с теплым подшёрстком. Только цвет они не меняют, так как врагов у них мало и прятаться им не надо.)
Февраль: Как много вы о лесных животных знаете. А сидеть-то не устали? Давайте с вами немного поиграем.
Проводится физминутка.
Мальчики и девочки прыгают как белочки. (Дети выполняют прыжки на месте)
А девочки и мальчики прыгают как зайчики
Февраль: Молодцы, мороза не боитесь – умеете погреться!
На экране появляется изображение бурого медведя.
Февраль: А это что за зверь? Я такого тоже не знаю. (дети: это медведь!)
Воспитатель: Ребята, а почему Февраль никогда и с медведем не встречался? (дети объясняют, что с наступлением зимы медведи, как и многие другие дикие животные, ложатся в спячку. Называют и других животных, впадающих в спячку, объясняют это необходимостью, так как зимой они не могут достать себе пищу)
Воспитатель: Молодцы! Интересно вам было, ребята, в зимнем лесу? Оказывается, он совсем не сонный и тихий, там много разных животных. Жизнь в лесу у них очень тяжёлая. Мы теперь хорошо уяснили, почему звери линяют, отращивают подшёрсток, меняют цвет шерсти, ложатся в зимнюю спячку. Это происходит от того, что наступают холода, меняется погода. Всё в природе взаимосвязано и подчиняется законам природы.
Ну, что же, в гостях, как говорится, хорошо, а дома лучше. Не пора ли нам домой возвращаться?
Февраль (достает компас): «Стрелка, путь нам укажи, домой дорогу проложи!»
Дети под плавную музыку «перелетают» на другую половину зала.
Воспитатель: Спасибо тебе, Февраль. Скоро на твоё место придет первый весенний месяц (Дети называют его – март), и мы с тобой увидимся только через год. Мы с детьми хотим подарить тебе необычный подарок – это семена, корм для птиц. Чем больше будет кормушек, тем больше птичек удастся спасти от голода. (дети передают Февралю корзинку с кормом для птиц) А на прощанье мы споём тебе песню.
Дети с воспитателем поют: (на мотив песни Кота Леопольда)
В небесах высоко ярко солнце светит.
До чего ж хорошо жить на белом свете.
Край сибирский заповедный все мы изучаем.
Насекомых, птиц, зверюшек очень много знаем.
В небесах высоко ярко солнце светит.
До чего ж хорошо жить на белом свете.
Лисы, волки, зайцы, лоси, ёжики и белочки.
Очень любят всех животных мальчики и девочки.
Дети прощаются с Февралём, он благодарит их и уходит.
Воспитатель: Наше путешествие в зимний лес закончилось, мы тоже возвращаемся в свой детский сад (уходят из зала).