Классный час "Мои пернатые друзья". 3-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3


Цели:

  1. Знакомство с многообразием пернатых.
  2. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
  3. Содействовать развитию речи, обогащению словаря, навыкам речевого общения в совместной деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. Дети узнают, что есть праздники дни посвящённые птицам.
  2. Дети узнают, что некоторые названия птиц занесены в Красную книгу.
  3. Убедятся, что птицы играют большую роль в жизни людей.

Оборудование: презентация с фотографиями птиц, карточки с заданиями, запись с голосами птиц (у автора).

Ход классного часа

I

– Какие темы вы хотели бы обсудить на наших классных часах?

– А вот какая сегодня тема, вы догадаетесь, отгадав загадку:

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…

Наш классный час называется «Мои пернатые друзья».

II

Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно в лесу, в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

(Слайды с фото птиц).

III

Друг – это тот, с кем у нас что-нибудь общее, настоящий друг всегда поможет, не бросит в беде. А мы можем себя назвать друзьями птиц? Что у нас общего? (Мы – частицы одного мира, мы живём на одной планете).

Как мы помогаем друг другу? (Птицы уничтожают вредных насекомых, грызунов, распространяют семена растений, удобряют почву, являются санитарами). Для земли – это огромная польза. А что мы делаем для птиц?

Если каждый из нас не будет убивать птиц, разорять гнёзда, шуметь в лесу, пугая их, в холодные и голодные времена подкормит пернатых, развесит кормушки, то он сделает огромную пользу и укрепит дружбу между людьми и птичьим обществом.

IV

От того, что птицы всегда жили и живут рядом с людьми они бывают беззащитными перед людьми. За последние 500 лет исчезло более 150 видов птиц. В красную книгу России занесены названия многих птиц, которых нужно охранять.

(Слайды).

Конечно, много делается для сохранения и восстановления численности птиц. Один из удачных примеров – восстановление численности белоголового орлана, хищной птицы из семейства ястребиных, являющегося символом США и главным элементом на гербе страны. На восстановление популяции ушло 40 лет.

(Слайд).

Физминутка. «Летает, не летает».

V

Когда мы с кем-то дружим, стараемся чаще видеться , ходить в гости, отмечать вместе праздники. Какие праздники посвящённые птицам вы знаете?

(Слайды)

На Синичкин День или День Зиновия Синичника – 12 ноября развешивались кормушки, открывалась охота на пушных зверей.

17 марта – «Герасим-грачевник», отмечается в честь прилета первых грачей. Грачи всегда были символом начала весны, помните картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели»?

А 22 марта еще один «птичий день» – День Сорока мучеников Севастийских, когда на Руси в домах пекли специальное обрядовое печенье – «жаворонков» и «куличков», как бы приглашая птиц возвращаться в родные края. С этими «жаворонками» дети бегали по улице и кричали-приговаривали: «Жаворонки, жавороночки! Приносите нам Весну-красну, солнышко, тепло гнездышко».

1-го апреля – Всемирный день птиц установлен в 1906 году и совпадает с Днем смеха и всевозможных розыгрышей, но возник он намного раньше, более ста лет назад.

На православный праздник Благовещения, который всегда отмечается 7 апреля, на Руси издавна существовал обычай выпускать на волю певчих птиц из клеток, которых заранее покупали на рынках. У крестьян, занимавшихся ловлей пернатых, появлялась возможность немного заработать.

– Почему почти все праздники весной? Люди считали , что птицы на крыльях весну приносят и заманивали их в родные края, понимая , что без них трудно сохранить будущий урожай.

VI

Чтобы с кем-то подружиться, мы стараемся о нём побольше узнать. Сейчас мы проверим ваши знания о птицах.

(Работа по группам).

1 гр. – вопросы о птицах.

2 гр. – с помощью стрелок показать, кто как из птиц разговаривает.

3 гр. – узнают птиц по их характерному признаку и соединят стрелками признак с названием птицы.

– Чтобы много знать, нужно много читать.

VII

Итоги :

– О каком человеке можно сказать, что он настоящий друг птиц?

– Что людям нужно делать, чтобы дружба была настоящей?

– Предлагаю сказать или пожелать птицам, как мы это делаем во время праздников, желая друг другу.

– Считаю, когда люди будут с уважением относиться к природе, любить братьев наших меньших, оберегать их, птицы нам отплатят добром, будут нас радовать и дарить нам чудесные песни.

(Слайды с фото птиц и записью голосов).