Тема урока "Работаем по шаблону". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Ввести понятие «шаблон». Ознакомить с приёмом выполнения разметки деталей с помощью шаблона круглой формы. Экономная разметка нескольких деталей.
  • Применять ранее освоенные знания и умения.
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование:

  • для учителя – различные по форме шаблоны, образцы аппликаций;
  • для учащихся – набор бумаги и картона, шаблоны, ножницы.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТООУ
I. Актуализация знания 1 2

– С какими материалами учились работать на уроках?
– Вспомните, что вы узнали на прошлом уроке.
– Для чего нужны ножницы?
– Какие правила работы с ножницами нужно выполнять?
– Как ориентироваться на линию при резании по ней?
– Как наклеить полоску так, чтобы клея не было видно, т.е. аккуратно?
– Кто помнит, что такое аппликация?
– Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Учащимся предлагается рассмотреть несколько работ из бумаги, в которых есть детали, разные по форме (например аппликации).

– Что общего в этих работах (в какой технике они выполнены)?
– Какие материалы использованы для их изготовления (для основы и деталей изображения)?
– Какие формы у деталей?
– Какими способами можно изготовить детали таких форм?
– Сегодня вы ознакомитесь с приспособлением, которое тоже, как и инструмент, является помощником мастера.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2) формируем умение выявлять сущность и особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

II. Открытие нового знания – Сегодня вы тоже будете делать аппликацию из бумаги. 2

Учитель демонстрирует шаблоны разной формы и размера.

– Кто знает, что это за предметы? Как они могли бы помочь в разметке деталей?

Дети называют слово шаблон (если знают) или учитель даёт название сам. Он демонстрирует различные по форме шаблоны, записывает на доске слово шаблон.

Затем организуется обсуждение:

– Давайте проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 28, прочитайте, что такое шаблон. 1

– Как с помощью шаблона разметить деталь?

– Каким требованиям должен отвечать шаблон, чтобы его можно было многократно обводить для разметки деталей к разным изделиям? (Плотный, жёсткий.)

Работа в учебнике. 3 2

– Откройте учебник на с. 28 и посмотрите, как правильно разместить шаблон на бумаге. Расскажите.

Освоение приёма разметки. 6

Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и попробовать выполнить разметку детали с помощью шаблона на цветном листе бумаги, закреплённом на доске, чтобы было видно всем детям. Ученик выполняет разметку, комментируя свои действия с помощью учителя. Далее обсуждаются возникшие во время разметки трудности: смещение шаблона, неровная линия обводки, разметка на лицевой стороне и др.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  Физкультминутка  
III. Развитие умения применять новое знание Пробное тренировочное упражнение. 4 3

Детям раздаются листы цветной бумаги и шаблоны разной формы. Предлагается попробовать обвести один шаблон (прямоугольный или круглый). Обсуждается выполнение задания. Указываются недостатки: разметка на лицевой стороне (деталь будет грязной после вырезания), размещение детали не с краю листа (неэкономное расходование материала). Предлагается обвести другие шаблоны на изнаночной стороне бумаги, ближе к её краю и друг к другу – экономно.

 
  Далее размеченные детали вырезают. Наблюдают качество деталей. Учатся контролю качества формы наложением шаблонов на вырезанные детали. Точно размеченные детали складывают в одну сторону, искажённые – в другую. Обсуждают результаты.

Обобщение.

– Что вы узнали о шаблоне? Что надо помнить при разметке деталей по шаблону?

Работа в тетради.

– Откройте тетради на с. 15. Выполните задания.

Личностные УУД:

1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  Практическая работа 2

Работа в учебнике.

– Рассмотрим на с. 29 учебника цветок.

– Расскажите, сколько в нём деталей?

– Какие они по форме и размеру?

– С помощью какого приспособления их удобно точно разместить?

Работа в тетради.

Вырезание шаблона на с. 33.

Работа в учебнике. 1 3 2

Работа по плану, с. 29.

Работа в парах. 3

– Обсудите с соседом общую мозаику. Решите, детали какого цвета изготовит каждый из вас.

– Если у вас возникли затруднения, посмотрите в тетрадь на с. 16–18.

Самостоятельное изготовление деталей мозаики разного цвета. Экономная разметка. Контроль качества деталей наложением на них шаблона. Составление узоров в парах.

Обобщение.

– Что такое шаблон?

– Как с помощью шаблона можно разметить деталь? (Шаблон кладётся на изнаночную сторону заготовки, как можно ближе к краю, удерживается всеми пальцами левой, а у левшей – правой руки, обводится по часовой стрелке.)

Выставка работ.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

IV. Итог урока – Что нового мы узнали сегодня на уроке? Для чего нам необходимо это знать? Чему научились? 4

– Какие правила безопасной работы повторили или узнали?
– Обратите внимание на порядок на рабочем месте.
– Что нужно сделать, чтобы рабочее место было чистое?
– Что у вас сегодня получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Как бы вы оценили своё настроение после урока?
– Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока технологии в дневнике.