Цели:
- Ввести понятие «шаблон». Ознакомить с приёмом выполнения разметки деталей с помощью шаблона круглой формы. Экономная разметка нескольких деталей.
- Применять ранее освоенные знания и умения.
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
Оборудование:
- для учителя – различные по форме шаблоны, образцы аппликаций;
- для учащихся – набор бумаги и картона, шаблоны, ножницы.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и ТООУ |
I. Актуализация знания | 1 2 – С какими материалами учились работать на
уроках? Учащимся предлагается рассмотреть несколько работ из бумаги, в которых есть детали, разные по форме (например аппликации). – Что общего в этих работах (в какой технике они выполнены)? |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; 2) формируем умение выявлять сущность и особенности объектов; 3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. |
II. Открытие нового знания | – Сегодня вы тоже будете делать аппликацию из бумаги.
2 Учитель демонстрирует шаблоны разной формы и размера. – Кто знает, что это за предметы? Как они могли бы помочь в разметке деталей? Дети называют слово шаблон (если знают) или учитель даёт название сам. Он демонстрирует различные по форме шаблоны, записывает на доске слово шаблон. Затем организуется обсуждение: – Давайте проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 28, прочитайте, что такое шаблон. 1 – Как с помощью шаблона разметить деталь? – Каким требованиям должен отвечать шаблон, чтобы его можно было многократно обводить для разметки деталей к разным изделиям? (Плотный, жёсткий.) Работа в учебнике. 3 2 – Откройте учебник на с. 28 и посмотрите, как правильно разместить шаблон на бумаге. Расскажите. Освоение приёма разметки. 6 Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и попробовать выполнить разметку детали с помощью шаблона на цветном листе бумаги, закреплённом на доске, чтобы было видно всем детям. Ученик выполняет разметку, комментируя свои действия с помощью учителя. Далее обсуждаются возникшие во время разметки трудности: смещение шаблона, неровная линия обводки, разметка на лицевой стороне и др. |
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Физкультминутка | ||
III. Развитие умения применять новое знание | Пробное тренировочное упражнение. 4 3 Детям раздаются листы цветной бумаги и шаблоны разной формы. Предлагается попробовать обвести один шаблон (прямоугольный или круглый). Обсуждается выполнение задания. Указываются недостатки: разметка на лицевой стороне (деталь будет грязной после вырезания), размещение детали не с краю листа (неэкономное расходование материала). Предлагается обвести другие шаблоны на изнаночной стороне бумаги, ближе к её краю и друг к другу – экономно. |
|
Далее размеченные детали вырезают. Наблюдают качество
деталей. Учатся контролю качества формы наложением шаблонов на
вырезанные детали. Точно размеченные детали складывают в одну сторону,
искажённые – в другую. Обсуждают результаты. Обобщение. – Что вы узнали о шаблоне? Что надо помнить при разметке деталей по шаблону? Работа в тетради. – Откройте тетради на с. 15. Выполните задания. |
Личностные УУД: 1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
|
Практическая работа 2 Работа в учебнике. – Рассмотрим на с. 29 учебника цветок. – Расскажите, сколько в нём деталей? – Какие они по форме и размеру? – С помощью какого приспособления их удобно точно разместить? Работа в тетради. Вырезание шаблона на с. 33. Работа в учебнике. 1 3 2 Работа по плану, с. 29. Работа в парах. 3 – Обсудите с соседом общую мозаику. Решите, детали какого цвета изготовит каждый из вас. – Если у вас возникли затруднения, посмотрите в тетрадь на с. 16–18. Самостоятельное изготовление деталей мозаики разного цвета. Экономная разметка. Контроль качества деталей наложением на них шаблона. Составление узоров в парах. Обобщение. – Что такое шаблон? – Как с помощью шаблона можно разметить деталь? (Шаблон кладётся на изнаночную сторону заготовки, как можно ближе к краю, удерживается всеми пальцами левой, а у левшей – правой руки, обводится по часовой стрелке.) Выставка работ. |
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
|
IV. Итог урока | – Что нового мы узнали сегодня на уроке? Для чего нам
необходимо это знать? Чему научились? 4 – Какие правила
безопасной работы повторили или узнали? |