Работа буквы И в сочетаниях ЖИ, ШИ. 1-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 1


Задачи.

  • Предметная: формировать у первоклассников знания о слогообразующей роли буквы И в сочетаниях ЖИ, ШИ.
  • Метапредметная: формировать у школьников умение использовать научные методы познания в решении учебных задач.
  • Личностная: содействовать развитию коммуникативных умений мальчиков; воспитывать чувство дружбы.

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

Формы организации образовательного процесса: наблюдение, исследование, тренинг, анализ изучаемого материала, беседа.

Оборудование урока: демонстрационные звуковые значки, карточки с буквенными сочетаниями ЖИ, ШИ, индивидуальные слоговые таблицы, рисунки, слайды, карточки-задания

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Организационный момент Контроль готовности рабочих мест к уроку, эмоционального настроя учеников. Контроль готовности рабочих мест к уроку.
II. Актуализация знаний 1. Наблюдение за пламенем свечи.

– Я сейчас зажгу свечу, поднесу ко рту и произнесу слово, а вы понаблюдайте за пламенем свечи.

Дети говорят о своих наблюдениях:

– Пламя колыхалось.

– Пламя колыхнулось 2 раза.

Учитель произносит слово “дружить”.

– Почему пламя колыхнулось 2 раза?

– Две гласных в слове.

– Два слога в слове.

2. Беседа о работе гласных в нашей речи.

– О какой работе гласных мы сейчас говорили?

– Ещё какую работу выполняют гласные в нашей речи?

– Гласные образуют слоги.

– Дают команду согласным: “Стань твёрдым (мягким)!”

3. Беседа о мужской дружбе. Дети говорят о своём понимании мужской дружбы.
III. Постановка проблемы. Тренинг техники чтения.

Учитель объясняет задание:

а) прочитать слоги по слоговой таблице, упражняясь в правильном, чётком и быстром их произношении;

б) найти слоги с мягкими согласными.

Какое затруднение возникло?

Дети читают слоги по слоговой таблице с буквами Ж, Ш, затем дают ответ на второе задание:

– Слоги с мягкими согласными – ЖИ, ШИ.

– Здесь нет слогов с мягкими согласными, так как звуки [ж], [ш] – всегда твёрдые.

– Мы не знаем, почему после согласных Ж и Ш стоит гласная И.

– Так что же нам сегодня предстоит выяснить? – Какую работу выполняет буква И в сочетаниях ЖИ, ШИ.

-Выяснить, почему после Ж и Ш стоит буква И, а не Ы.

IV. Открытие нового знания. 1. – Какие у вас есть предположения? – Обе буквы не влияют на мягкость Ж и Ш.

– Обе гласные нужны только для образования слога.

2. Презентация “Работа гласных букв”

Приложение 1, Слайд 1.

И-рис-ка, и-гол-ка, и-мя.

Сыр, ры-бак, цве-ты.

 
– Образует ли буква Ы слог самостоятельно, как это делает буква И? – Нет.
| В подтверждение: нашли ли Даниил с мамой в словаре слова, начинающиеся на букву Ы?

– Что делает буква Ы в наших словах?

– Нет.
Вывод: буква Ы может “жить” в слове, если она одновременно выполняет 2 работы.

– Какую работу в сочетаниях ЖИ, ШИ буква Ы не выполняет?

– Образует слог и указывает на твёрдость согласных звуков.
Вывод: место в слове не может оставаться пустым, его занимает буква И.

Обобщение.
Приложение 1,
Слайды 2–4

– Не указывает на твёрдость согласных. Они и так твёрдые.
– А для чего нам важно понимать, почему в сочетаниях ЖИ, ШИ стоит буква И? – Чтобы правильно писать слова с ЖИ, ШИ.

– ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

V. Закрепление. 1. Работа в парах. Дети получают карточку – задание: в словах найти ошибки.

Незнайку просят малыши:

“Нам напиши слова на “ши”.
Незнайка написать не может
И ждёт он, кто ему поможет:
Шышки, шимпанзе, шыпит,
Шиповник, шина.

2. Проверка работы.

Презентация “Проверка работы в парах”
Приложение 2

 
3. Работа по учебнику: стр. 39 Дети читают текст, находят слова с сочетаниями жи, ши.
Резервные задания:

4. Работа в парах по рисункам.

Дети придумывают слова: машина, шина, пассажир…
– Придумайте слова к рисункам с сочетаниями жи, ши.

5. Литературная минутка.

Один ученик по желанию представляет любимую книгу, детям предлагается отметить в его рассказе слова с сочетаниями жи, ши.
VI. Обобщение – Какую работу выполняет буква И в сочетаниях ЖИ, ШИ?

– А для чего нам важно понимать, почему в сочетаниях ЖИ, ШИ стоит буква И?

– В сочетаниях ЖИ, ШИ гласная может выполнять только образование слога. Эту работу и выполняет буква И.

– ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

VII. Итог занятия. Рефлексия. – Что нового узнали сегодня на уроке?

– Определите уровень своих знаний.

– В сочетаниях ЖИ, ШИ гласная может выполнять только образование слога. Эту работу и выполняет буква И.

– Понял внутри себя,

– Могу словами изложить свои знания,

– Могу научить другого.