Задачи.
- Предметная: формировать у первоклассников знания о слогообразующей роли буквы И в сочетаниях ЖИ, ШИ.
- Метапредметная: формировать у школьников умение использовать научные методы познания в решении учебных задач.
- Личностная: содействовать развитию коммуникативных умений мальчиков; воспитывать чувство дружбы.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала.
Формы организации образовательного процесса: наблюдение, исследование, тренинг, анализ изучаемого материала, беседа.
Оборудование урока: демонстрационные звуковые значки, карточки с буквенными сочетаниями ЖИ, ШИ, индивидуальные слоговые таблицы, рисунки, слайды, карточки-задания
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный момент | Контроль готовности рабочих мест к уроку, эмоционального настроя учеников. | Контроль готовности рабочих мест к уроку. |
II. Актуализация знаний | 1. Наблюдение за пламенем
свечи. – Я сейчас зажгу свечу, поднесу ко рту и произнесу слово, а вы понаблюдайте за пламенем свечи. |
Дети говорят о своих
наблюдениях: – Пламя колыхалось. – Пламя колыхнулось 2 раза. |
Учитель произносит слово
“дружить”. – Почему пламя колыхнулось 2 раза? |
– Две гласных в слове. – Два слога в слове. |
|
2. Беседа о работе гласных в
нашей речи. – О какой работе гласных мы сейчас говорили? – Ещё какую работу выполняют гласные в нашей речи? |
– Гласные образуют слоги. – Дают команду согласным: “Стань твёрдым (мягким)!” |
|
3. Беседа о мужской дружбе. | Дети говорят о своём понимании мужской дружбы. | |
III. Постановка проблемы. | Тренинг техники чтения. Учитель объясняет задание: а) прочитать слоги по слоговой таблице, упражняясь в правильном, чётком и быстром их произношении; б) найти слоги с мягкими согласными. – Какое затруднение возникло? |
Дети читают слоги по слоговой
таблице с буквами Ж, Ш, затем дают ответ на второе
задание: – Слоги с мягкими согласными – ЖИ, ШИ. – Здесь нет слогов с мягкими согласными, так как звуки [ж], [ш] – всегда твёрдые. – Мы не знаем, почему после согласных Ж и Ш стоит гласная И. |
– Так что же нам сегодня предстоит выяснить? | – Какую работу выполняет буква
И в сочетаниях ЖИ, ШИ. -Выяснить, почему после Ж и Ш стоит буква И, а не Ы. |
|
IV. Открытие нового знания. | 1. – Какие у вас есть предположения? | – Обе буквы не влияют на
мягкость Ж и Ш. – Обе гласные нужны только для образования слога. |
2. Презентация “Работа
гласных букв” Приложение 1, Слайд 1. И-рис-ка, и-гол-ка, и-мя. Сыр, ры-бак, цве-ты. |
||
– Образует ли буква Ы слог самостоятельно, как это делает буква И? | – Нет. | |
| В подтверждение: нашли ли
Даниил с мамой в словаре слова, начинающиеся на
букву Ы? – Что делает буква Ы в наших словах? |
– Нет. | |
Вывод: буква Ы может
“жить” в слове, если она одновременно выполняет
2 работы. – Какую работу в сочетаниях ЖИ, ШИ буква Ы не выполняет? |
– Образует слог и указывает на твёрдость согласных звуков. | |
Вывод: место в слове не
может оставаться пустым, его занимает буква И. Обобщение.
|
– Не указывает на твёрдость согласных. Они и так твёрдые. | |
– А для чего нам важно понимать, почему в сочетаниях ЖИ, ШИ стоит буква И? | – Чтобы правильно писать слова
с ЖИ, ШИ. – ЖИ, ШИ пиши с буквой И. |
|
V. Закрепление. | 1. Работа в парах. | Дети получают карточку –
задание: в словах найти ошибки. Незнайку просят малыши: “Нам напиши слова на “ши”. |
2. Проверка работы. Презентация “Проверка работы в парах” |
||
3. Работа по учебнику: стр. 39 | Дети читают текст, находят слова с сочетаниями жи, ши. | |
Резервные задания: 4. Работа в парах по рисункам. |
Дети придумывают слова: машина, шина, пассажир… | |
– Придумайте слова к рисункам
с сочетаниями жи, ши. 5. Литературная минутка. |
Один ученик по желанию представляет любимую книгу, детям предлагается отметить в его рассказе слова с сочетаниями жи, ши. | |
VI. Обобщение | – Какую работу выполняет буква
И в сочетаниях ЖИ, ШИ? – А для чего нам важно понимать, почему в сочетаниях ЖИ, ШИ стоит буква И? |
– В сочетаниях ЖИ, ШИ гласная
может выполнять только образование слога. Эту
работу и выполняет буква И. – ЖИ, ШИ пиши с буквой И. |
VII. Итог занятия. Рефлексия. | – Что нового узнали сегодня на
уроке? – Определите уровень своих знаний. |
– В сочетаниях ЖИ, ШИ гласная
может выполнять только образование слога. Эту
работу и выполняет буква И. – Понял внутри себя, – Могу словами изложить свои знания, – Могу научить другого. |