Открытый урок по окружающему миру на тему "Зона Арктических пустынь"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Урок “Зона Арктических пустынь” является составной частью раздела “Природа России”, изучаемого в 4 классе. Изучая этот раздел, дети узнают, как разнообразна и красива Россия, учатся лучше читать различные географические карты, получают знания о том, как изменилась и продолжает меняться природа России под влиянием человека, и что нужно делать для ее охраны.

На уроке “Зона Арктических пустынь” дети узнают, где расположена данная природная зона, узнают, каковы ее природные условия, познакомятся с животным и растительным миром, характерным для этой природной зоны.

Ребята узнают, почему люди с давних пор осваивают Арктику, и какие экологические проблемы, в связи с этим, там возникли.

Изучая эту тему, дети узнают, что зона Арктических пустынь или Ледяная зона расположена на островах Арктики. Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Суша промерзает на много метров в глубину. Зимой в Арктике – полярная ночь. Иногда возникает полярное сияние – разноцветный переливающийся занавес, который колышется в темном небе. Летом в Арктике – полярный день. Температура лишь на несколько градусов больше 0.

Из растительности встречаются мхи, лишайники, полярный мак.

Из животных здесь больше всего птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Из крупных животных коренными жителями являются белые медведи, тюлени, моржи.

Арктика с давних пор привлекала людей. Неизвестные земли, загадочная природа манила сюда ученых. Обилие рыбы, морских зверей привлекали рыбаков и охотников. Здесь трудятся полярники, которые изучаю природу Севера.

К сожалению, люди наносят ущерб природе Арктики, которая нуждается в охране.

Тема: Зона Арктических пустынь.

Тип урока: Комбинированный. Форма: урок – презентация.

Дата: 17.10.2011 г.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;
  • ознакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование;
  • развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
  • воспитывать бережное отношение к природе и понимание значимости экологических проблем.

Оборудование: карта “Природные зоны России”, мультимедийный проектор, слайды, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, раздаточный материал, Учебник “Окружающий мир” 4 класс, 1 часть, А.А.Плешаков, Рабочая тетрадь № 1 к учебнику “Окружающий мир” 4 класс, 1 часть, А.А.Плешаков.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Где-то на белом свете там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи о земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи, вертится земля.
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!(Рисунок 1)

  • Мы путешествовали с вами по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим маршрут – возьмём направление с севера на юг по природным зонам России. Мы отправляемся за Полярный круг, в зону арктических пустынь. (Рисунок 2)

II.  Проверка знаний и умений.

  • Тест “Моря, озёра и реки России”

1. Самое большое по площади озеро России – …

А) Онежское; б) Байкал; В) Каспийское.

2. Река, впадающая в Каспийское море – …

А) Дон; б) Волга; в) Кама.

3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном– …

А) Енисей; б) Обь; в) Лена.

4. Самая длинная река России – …

А) Волга; б) Лена; в) Обь; г) Енисей.

5. Какие озера в народе называют “Онего – батюшка” и “Ладога – матушка”?

А) Аральское и Каспийское; Б) Ладожское и Онежско.е

6. В Список Всемирного наследия внесено…

А) Белое море; Б) озеро Байкал.

  • Индивидуальная работа по карточкам.
  1. Вычеркни лишний географический объект:
  2. Средне-Сибирское плоскогорье: Лена, Ангара, Печора, Колыма.
    Западно-Сибирская равнина: Обь, Енисей, Амур, Иртыш.
    Восточно-Европейская равнина: Волга, Кама, Дон, Индигирка.

  3. Соедини стрелками моря и океаны:

Моря:

Океаны:

Японское море

 

Балтийское море

 

Море Лаптевых

 

Чукотское море

Северный Ледовитый

Берингово море

 

Карское море

Тихий

Баренцево море

 

Восточно-сибирское

Атлантический

Чёрное море

 

Охотское море

 
  • Индивидуальный опрос.

– Покажите на карте и расскажите о Дальневосточном морском заповеднике.

– Назовите и покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.

III. Работа над темой.

  • К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники и зоологи.
  • Мы знаем, что это царство холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?

Работа ведется в группах. Каждой группе дается раздаточный материал, в наборе карточки с различными видами одежды.

Дети выбирают: меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо.

  • Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне (Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля). (Рисунок 3)

 

  • Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить: Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов); Какие растения встречаются в этой зоне? (задача для ботаников); Какие животные населяют арктическую пустыню? (задача для зоологов).

Каждая группа получает раздаточный материал и карточку – помогайку.

Раздаточный материал для географов

Картины “Северное сияние” и “Ледяная пустыня”.

Карточка – помогайка:

Арктика – это огромное пространство ... (Северного Ледовитого) океана, с ... (морями) и ... (островами). Солнце направляет на это пространство ... (косые) лучи. Оно ... (светит), но не ...(греет). Зимой в Арктике ...(полярная ночь). Темноту освещают: луна, звезды и ... (Северное сияние). Дуют ...(ветры), бушует ...(пурга). Температура опускается до ...(минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике ...(полярный день), но ...(тепла) тоже нет. Это зависит от географического ... (положения) арктической зоны. Температура лишь на ...(несколько градусов) выше ...(нуля).

Дети вставляют пропущенные слова и озвучивают рассказ, сопровождая показом схем и картин.

Раздаточный материал для ботаников

Карточки с изображением растений: мхи, полярный мак, лишайники, голубика, брусника, морошка, планктонные растения (водоросли).

Карточка – помогайка:

На островах прямо на голых ...(камнях) встречаются ...(лишайники), они очень ...(малы). Также приспособились к жизни на камнях ...(мхи) и ...(полярные маки). В толще воды, не покрытой ...(льдом), большое количество .. (планктоны растений водорослей).

Дети выбирают карточки с растениями и озвучивают свой рассказ, сопровождая показом растений, закрепляя их на карте.

  • Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются “зеленые льдины”.

Раздаточный материал для зоологов

Карточки с изображением птиц и животных: чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин. (Рисунок 4-8)

Карточка – помогайка:

Животных арктической зоны кормит ...(море). Морскими водорослями питаются ...(рачки), а ими – ...(рыбы). Основная пища птиц и животных – это ...(рыба). На скалистых берегах собираются ...(чайки), …(кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ...(потомство). Птиц с необычными клювами называют ...(тупики). Все звери – прекрасные…(пловцы). От холода их защищает ...(слой жира). Это ...(моржи) и... (тюлени) На тюленей охотятся ...(белые медведи). У них длинная густая шерсть ...(белого) цвета и ...(широкие) лапы, чтобы удобнее было ...(передвигаться по льду и снегу).

Дети выбирают карточки и озвучивают рассказ, сопровождая показом, закрепляя карточки на карте.

  • В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит (Рисунок 9).

  • Итак, все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? (В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)

IV. Физкультминутка

Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

V. Работа по теме

1. Продолжение новой темы.

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции (Рисунок 10). Проложен Северный морской путь (Рисунок 11), так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой (показ слайда). Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, (Рисунок 4, 12) они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

img4.jpg (5287 bytes)

  • Об арктическом заповеднике “Остров Врангеля” нам расскажет ваш одноклассник.

l-й ученик: Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, (Рисунок 6) завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

img6.jpg (9825 bytes)

Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий.

  • Если вас заинтересовал этот необычный заповедник, и вы хотите знать о нем больше, материал можете найти в книге: Заповедными тропами / Под ред. Т.А. Адольф, М.И. Давыдовой. – М.: Просвещение, 1988.

2. Работа в рабочей тетради. С.24,№1

  • Прочитайте.
  • Прочитайте план. Что можно добавить к этому плану (4. Растительный мир Арктики. 5. Животный мир Арктики.)
  • Допишите план. С. 25, №2
  • Прочитайте.
  • Найдите в приложении рисунки птиц к данному заданию. Вырежьте их и наклейте. С. 25, № 3
  • Прочитайте.
  • Назовите растения Арктики, которые вы запомнили.
  • Запишите в тетради.
  • Назовите животных Арктики, которых вы запомнили.
  • Запишите в тетради.

Взаимопроверка по учебнику. С. 25, № 4

  • Прочитайте.
  • Составьте схему цепи питания, характерную для Арктики.

(Водоросли —> рачки —> рыбы —> птицы
Водоросли —> рачки —> рыбы —> тюлени)

Взаимопроверка. С. 26, № 5

  • Прочитайте.
  • Рассмотрите знаки.
  • Какие экологические проблемы выражены этими знаками-рисунками.
  • Назовите экологическую проблему, выраженную на первом рисунке. (С различных судов в воду попадают вредные вещества, мусор.)
  • Запишите в тетради.
  • Назовите экологическую проблему, выраженную на втором рисунке. (Неумеренный отлов рыбы, хищнический, не заботясь об охране рыбных богатств?)
  • Запишите в тетради.
  • Назовите экологическую проблему, выраженную на третьем рисунке. (Неумеренная охота привела к тому, что белые медведи и моржи стали редкими?)
  • Запишите в тетради. С. 26, № 6
  • Прочитайте.
  • В середине тетради найдите плакат “Красная книга России”.
  • Найдите на нем редких животных Арктики. Подпишите их названия. (Белый медведь, морж.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа с учебником в виде фронтального опроса.

Вопросы со с. 84 зачитываются вслух.

Ответы:

1. Цепи питания:

водоросли —> рачки —> рыбы —> птицы;
водоросли —> рачки —> рыбы —> тюлени;
рыбы —> тюлени —> белые медведи.

2. У птиц для ловли рыбы приспособлен клюв, и они имеют обтекаемую форму.

3. Такая связь существует, потому что можно составить цепь питания:

водоросли —> рачки —> рыбы —> белые медведи.

4. Пример: из-за суровых природных условий растительность бедная, непригодная для пищи, птицы и животные находят корм в море. Птицы устраивают свои гнезда прямо на камнях.

2. Работа в группах.

  • Разгадайте кроссворд (Рисунок 13) и восстановите предложение “... – царство льда и снега”.

Рисунок 13. Кроссворд

Вопросы к кроссворду: 1.Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют “птичьи базары”. Этих птиц можно увидеть около реки и в нашей местности. 2. Близкий родственник тюленя. 3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни . 4. Это животное бывает добычей белого медведя. 5. Растение полярной зоны. 6. Самый крупный обитатель морей и океанов. 7. Пища рыб северных морей.

(Ответы: 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайники. 4 Кит. 7. Рачки. Ключевое слово: АРКТИКА.)(Сл 27)

Дети восстанавливают записанное на доске предложение и читают его хором.

VII. Подведение итогов

По ходу работы над новой темой на доске заполняется следующая схема (или заранее выполнена на ватмане):

Арктика – царство льда и снега

Географическое положение

Северный Ледовитый океан, Северные моря, острова

Освещенность

Полярный день и полярная ночь, северное сияние

Растительный и животный мир

Лишайники, мхи, полярный мак, рачки, рыбы,  чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь

Деятельность человека

Научные станции, Северный морской путь,  рыбный промысел, охота.

Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы “проверь себя” (с. 78-86). Выполнить: I вариант – задание № 1; II вариант – задание № 2. Оформить работу на альбомном листе.

Выполнить задание № 7 в рабочей тетради (с. 27).