Занятие кружка по теме "Час веселой грамматики. Словарные слова"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • проверить знание словарных слов, правильное написание, способствовать развитию орфографической зоркости;
  • воспитывать дружелюбие, коммуникативность;
  • стимулировать интерес к учению.

Форма: игра-соревнование в форме личного зачёта результатов соревнования.

Оборудование: учебник: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова “Русский язык”, ребус-карточка, индивидуальные листочки, карточки с заданиями на каждого ученика, таблицы для игры в “Прятки”, презентация.

Ход мероприятия

I. Организация класса.

– Ребята, у нас сегодня много гостей. Они пришли посмотреть, как мы занимаемся на кружке “Весёлая грамматика”. (Слайд №1) чему научились. – Посмотрите на них, улыбнитесь им. – А теперь доброжелательно посмотрите друг на друга, на своих товарищей по команде, одноклассников из другой команды. В путь за новыми знаниями!

1.Чтение грамматического рассказа “Трудное слово” из книги В.Волиной “Веселая грамматика” с 89-90 (о слове помидор)

Ребята писали словарный диктант, Учительница назвала последнее слово-помидор. (Слайд№2)

Света написала правильно, а потом задумалась и решила к своему соседу Виталику заглянуть в тетрадь. У него написано памидор. Света взяла ручку и исправила “О” на “А”.

– А теперь ещё раз проверьте слова и сдайте тетради, – сказала учительница.

Света на всякий случай решила сверить с Вовой и посмотрела в его тетрадь. А у него было написано памедор. Света взяла ручку и исправила И на Е.(Слайд №3)

На следующий день Света узнала, что у неё в этом слове две ошибки. – Так всегда получается, когда человек на себя не надеется, – сказала учительница.[1] – Какие слова писали ученики?

II. Сообщение темы и цели.

Сегодня мы отправляемся в страну Словарных слов.(Слайд №4) Вы уже много сделали открытий на уроках, учились наблюдать, доказывать. Это будет урок-игра-соревнование, где каждый покажет свои знания, и за правильный ответ будет получать балл. А в конце урока мы узнаем, кто из вас лучший знаток словарных слов, которые мы выучили за два года обучения.

III. Основная часть.

1. И вот трудные учить слова помогает нам игра: а)“Веселые рифмы” с.90;читают наизусть учащиеся.

Приеду завтра,

А медведь наоборот,

Привезу завтрак.

Петь не любит, любит мед (Слайд №6)

На завтрак – рак.

 

Кричи: “Ура!” (Слайд №5)
Чтоб не обиделась корова,
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова
Напишем в корне с буквой –о- (Слайд №7)

Петуха спросили дети,
Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
“Хорошо умею петь я![1] (Слайд №8)

Петя, рыженький петух!
У тебя прекрасный слух.
Только на рассвете
Не буди нас, Петя! (Слайд№9)

Учитель: В отдельных районах нашей страны петуха называют пе?вень, певун за его любовь к пению.

Пету'х – петь, пе'вень – поющая птица.

– Можем ли петух назвать себя птицей? (Нет. Он не умеет говорить.)

Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
– Лимон…-
Сразу станет кисло. (Слайд №10)

Шёл дождь на сотне мягких лап
Стучали капельки-кап-кап!
Как только кап-кап-кап звучало
Капуста сразу подрастала. (Слайд №11)

б) А вот-запоминалки:

Загадка.

По ледяной дорожке бегут стальные ножки.
Мои новые подружки
И блестящи и легки,
И на льду со мной резвятся
И мороза не бояться. (Коньки)

Коньки и конь

Конь нашел коньки и вот -
На каток теперь идёт
На коньках наш конь скользит
“Посмотрите! – говорит, –
Мы с коньками, словно братья,
Их с собою буду брать я.
Падать в них совсем не больно!
И коньки конём довольны.
А писать их будет он
С буквой “О” как слово “конь”. (Слайд №12)

Пена из пенала

Петя в руки взял пенал,
Только крышку приподнял.
Из пенала лезет пена!
Вот она уж по колено.
Вот под пеной Петя скрылся!
Тут пенал вдруг сам закрылся
Сразу вся исчезла пена
Петя вырвался из плена.
И сейчас же написал
Слово трудное “пенал”
Через “е” как слово “пена
Так и нужно, несомненно!
И с тех пор его пенал
Больше пены не пускал! (Слайд №13)

г) Телятки гладки

Привязаны к грядке. (Огурец)

Огурец.

Как-то Мише дал отец
Преогромный огурец!
Ого-го, какой большой!
Ох, и вкусный! Хорошо!
Смотрит Миша на него:
Он похож на букву “о”,
И теперь конечно Миша
С буквой “о” его напишет![3] (Слайд №14)

д) Длиннохвостая она,
Со спины черным – черна.
Брюхо белое да плечи
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимает стрекот-крик. (Сорока) (Слайд №15)

Сорока

Сороке нынче сорок лет,
Она для всех дает обед.
Потом дает она обет
Не кушать целых сорок лет!
Да, быть обжорою – беда!
Зато вам хватит срока,
Чтобы запомнить навсегда,
Как пишется “сорока” (Слайд №16)

– Сколько лет сороке?

– Как напишем слово “сорока”?

– В названии какой ещё птицы есть сочетание -оро- ?

е) Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известнная персона-
Это…(Ворона) (Слайд №17)

Ворона (сценка)[3]

– Кар!
Кричит ворона.
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано
Грош украл он
Из кармана
Карандаш!
Картонку,
Пробку,
Съел вареную картошку
Снял картину со стены.
Стой, ворона,
Не кричи.
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь.
Без обмана:
У тебя ведь
Нет кармана!
– Кар!
Подпрыгнула ворона.
И моргнула удивленно
– Что ж вы раньше
Не сказали?
Кар-р-р-раул!
Кар! Кар! Карман! Украли!

2. Игра. “Кто это сказал?”

Вот слова подобны птице

Каркают на словарной странице.

– А сейчас мы узнаем, какие слова любит ворона, а какие курица, поиграв в игру “Кто это сказал?”

(На слайде №18 иллюстрации вороны и курицы, а также карточки со словарными словами, которых пропущены буквы: к.ртина, к.мната, к.рова, к.ртофель, к.р.ндаш, к.ньки).

Дети должны распределить слова, исходя из того, что ворона говорит “кар-кар”, курица “ко-ко-ко”. (Слайд№19)

Ворона: картина, картофель, карандаш.

Курица: комната, корова, коньки.

- Давайте ещё раз прочитаем слова, которые любит ворона.

Чтение на слайде №20

Картофель, карман, картон, карандаш, картина.

“Картофель – Кар! Кар! Вкусный картофель” – каркает ворона. (Слайд№21)

3. а) А лягушка, наоборот, квакает (Слайды №22,23)

Квартира, Москва.

б) В каких словах спрятались ноты? (Слайд №24)

– Помидор, ребята, дорога.

в) Назовите слова, в которых спрятались числа? (Слайд №25)

– Родина, сорока, однажды, столица, восемь.

г) В каких словах ель растет? (Слайды№26,)

– Картофель, учитель, мебель, понедельник, учительница. (Слайд №27)

4. Угадай слово.

Учёные заметили, что многие слова мы можем прочитать, даже если записаны одни только гласные этих слов. (Слайд №28)

1 команда: с т к н, д в ч к .

2 команда: б р з , р с с к й.

Проверка: стакан, девочка, берёза, русский. (Слайды №29,29,30,31)

5. “Соберите” и запишите слова из первых букв слов каждой группы.[1] (Слайд №33)

1.Рита, омут, санки, светофор, иглы, якорь. (Россия) 2.Маша, орех, свечка, капуста, варежки, алый. (Москва) Учитель. Как написали эти слова? Почему? Главные слова важны. С буквой о они дружны. (Слайд №34)

6. “Третий лишний”. Из каждой группы слов выпишите “лишнее” по указанному признаку. [1] (Слайд №35) 2.Морковь, капуста, ладонь (ладонь-не овощ) . 3.Девочка, мальчик, молоко (молоко-по одушевлённому предмету).

7. Загадки.[2]

Я буду читать загадки, а вы дружно хором по слогам подхватывайте ответ…

а) Зябнут ноги, щиплет нос
Старый дедушка…(мороз) (Слайд №36)
Есть у нее четыре шины
А называется…(машина) (Слайд №37)

в) Будем в клеточку писать
Если в клеточку…(тетрадь) (Слайд №38)

г) Растет в лесу, как и калина,
Наивкуснейшая….(малина) (Слайд №39)

д) Весь я знание проник,
Я примерный …(ученик) (Слайд №40)

8. Игра “Собери слово” (Слайд №41)

ня рев де –деревня

чи тель у –учитель

да о деж– одежда

фа ал вит-алфавит

9. Разгадай ребус. Кто быстрее догадается, что это за слово. [2] (Слайд№42)

Ко [л] баса-5 2 3 4 1 6 (собака)

10. Ребус. Завод. (Заяц??+вода?) (Слайд№43)

11.Физминутка.

12.Игра “Оживи” буквы гласных звуков. (Слайд№44)

ау – арбуз

яы-язык

уеи-ученик

еуы-дежурный

еоа-девочка

оуа-посуда

аеа-тарелка

еяа-ребята

яоа-ягода

уие-учитель

13. А сейчас поиграем в прятки.[1] (Слайд №45) В таблице “спрятались” словарные слова. Найдите их и раскрасьте разными цветами.

с м м а л а д о н ь а м
о о д е в о ч к а о р а
р с у м о р к о в ь б л
о к а т р о с с и я у м
к в й п о с у д а а з ч
а а м е б е л ь п к и и
у ч и т е л ь с а о м к
п в о р й в о р о н а л
е п а л ь т о а т ь т и
т в к а п у с т а к т м
у к с о б а к а р и к о
х а р к а р а н д а ш н

Словарные слова: Ладонь, девочка, морковь, Россия, посуда, мебель, учитель, ворона, пальто, капуста, собака, карандаш, сорока, петух, Москва, воробей, коньки, арбуз, мальчик, лимон. (20 слов ) Проверка (чтение слов по строчкам, столбикам).[3] IV Итог. Учитель: Молодцы, ребята! Все задания выполнили! Каждый из вас хорошо потрудился! Пришла пора узнать, кто же “ знатоки” словарных слов, кто набрал много баллов (ученикам, набравшим большее количество баллов вручаются…, а всем остальным утешительные призы.)