Занятие по математике с использованием математических игр и упражнений

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: «Веселое путешествие»

Программное содержание:

  • закрепить  количество и счет в пределах 5; умение сравнивать фигуры по величине, ориентировка во времени и в пространстве; различать геометрические фигуры;
  • развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта;
  • развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей);
  • воспитывать интерес к математике, и желание работать в коллективе.

Материал: игрушки: (белка, ежик); счетные палочки; картина с изображением улицы ,дороги; цветные карандаши; палочки Кюизенера

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Дети, сегодня я приглашаю Вас отправится в путешествие. А поедем мы на том, что я  загадаю.

Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

(Машина)

– Правильно! Мы сегодня отправимся в путешествие на машине. А вы все шоферы. Покажите как сигналит машина.

Игра-имитация «Мы шоферы»

– Ну, вот мы и прибыли. Давайте оставим свои машины и погуляем. Посмотрите, у нас на пути оказалась белка. Эта белка-художница. Посмотрите, какую картину она нарисовала. Давайте присядем и внимательно посмотрим. (Дети садятся)

– Что нарисовано по середине? (Дерево)
– Что нарисовано справа от дерева? (Пруд с утками)
– Сколько уток? (4)
– Что нарисовано слева? (Грибы)
– Сколько? (2)
– Что ребята не хватает на картине, что бы вы нарисовали (Ответы детей)
– А, когда ничего нет, пусто, каким числом мы обозначаем? (0)
– Я, думаю, что там не хватает солнышка. И мы поможем белочке нарисовать солнышко!
– Мы все с вами тоже для белочки сделали подарок.
– Возьмите  палочки и постройте, что-нибудь для неё!

Игра «Построй домик» палочки Кюизенера

(Дети самостоятельно строят из палочек фигуры, предметы)

– Мы немного устали, давайте отдохнем и поедем дальше.

Физминутка

– Ну а теперь поедем дальше по лесной полянке. На пути встречается ручеек.
– А, какой ручеек? (Узкий, короткий)
– Мы можем его перешагнуть (дети перешагивают). И сразу натыкаются на речку.
– Дети, что это? (Речка)
– А, какая протекает около нашего поселка? (Пим)
– Какая она? (Широкая, глубокая, длинная)
– А наша речка такая же?
– Как же нам её перейти? (Нужно построить мост)
– Молодцы, тем более дощечки лежат рядом! (Дети выстраивают из полосок бумаги мост через реку)

Дети строятся в колону.

Игра «Кто первый, кто последний»

Дети на цыпочках проходят через мост.

– Ой, посмотрите, кто нас встречает? (Ёжик)
– Где сидит еж? (На пеньке)
– Он хочет то же с нами поиграть.

Игра «Кто за кем стоит»

Ежик сидит на пеньке, около, за пеньком – дети должны угадать, где ,за чем сидит ежик и как стоят дети по отношении к нему.

– Молодцы!
– Только посмотрите, наши следы обратно кто-то запутал!

Игра «Следы»

– Давайте, с вами правильно расставим всё по местам (дети выкладывают следы по цвету

Игра продолжается 2-3 раза.

– Вот мы и пришли к машине. Да вот беда, есть небольшая поломка, её нужно устранить!

Игра «Устрани поломку»

(Дети выявляют ошибку в геометрической закономерности)

– Ну вот, поломка устранена! Нам пора домой! (дети так же имитируют звук машин)

Итог занятия

– Путешествие прошло на Ура! Вы молодцы А кто мне скажет какие трудности были у нас на пути.Дети перечисляют задание , игры которые они проходили. Воспитатель хвалит детей

Тема: «В гости к паровозику»

Программное содержание:

  • закреплять сравнение равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой;
  • обозначать результаты сравнения словами больше, меньше, столько, сколько, поровну;
  • закреплять умение сравнивать предметы контрастные и одинаковые по длине и высоте, употреблять слова и выражения длиннее, короче, управлять в правильном названии знакомых геометрических форм: круг, квадрат, прямоугольник;
  • развивать память, внимание, мелкую моторику пальцев, речь;
  • воспитывать интерес  к математике, сообразительность, коллективизм, товарищество, вежливость.

Материал: фланелеграф, 2 поезда, у красного поезда 3 вагона, у синего 4 вагона, вагоны расположены один под другим; домики: желтый и красный. Высота желтого домика – 4 этажа, красного – 3 этажа.

Раздаточный материал: конверты с геометрическими фигурами. В них 6 кругов, 1 квадрат. 3 прямоугольника.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Медведь. Он хочет посмотреть, как вы занимаетесь математикой. У меня есть паровозики.

Игра «Паровозик»

– Посмотрите, они одинаковые или разные? (На фланелеграфе выкладываются два поезда, один под другим).

(Ответы детей.)

Воспитатель: Сравним, какой поезд длиннее, а какой короче? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель: Каких вагонов больше, а каких меньше? (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно определили, то, что красный поезд короче, а синий длиннее, потому что у красного поезда вагонов меньше, а у синего больше.

– Ребята, а что нужно сделать, чтобы и красных и синих вагонов было поровну или одинаковое количество?

Ребенок: Нужно убрать один лишний вагончик.

Воспитатель: Хорошо, мы уберем один вагончик. Что у нас получится?

Ребенок: Получилось поровну или одинаковое количество – 3 красных вагона и 3 синих. (4-5 ответов).

Воспитатель: А как мы с вами сравним поезда, чтобы они были одинаковые?

Ребенок:  Можно прибавить один красный вагон, и у нас получится поровну или одинаковое количество вагонов, поезда будут одинаковые по величине.

Физкультминутка

Кисти рук подняты на уровень шей, концы пальцев соедины, изображают крышу.

Стоит в поле теремок
На двери висит замок
Окрывает его волк
Дерг-дерг
Пришел Петя петушок
И ключом открыл замок.

Воспитатель: Мишутка пригласил нас покататься на поезде. Поедем?

Воспитатель: Тогда становитесь и в путь. (Дети становятся паровозиком и делая кругообразные движения руками, повторяют: «Чу-чу-чу».

Сделав круг по группе, дети останавливаются около макетов двух домов.

Игра «Дом Гнома»

Воспитатель: Вот стоят два домика гномов. Как вы думаете, они разные или одинаковые? (Желтый дом выше, а красный ниже, так как у желтого четыре этажа, а у красного только три).

Воспитатель: Молодцы. Давайте покажем какой дом выше, а какой ниже. Когда я скажу «желтый дом», вы поднимаетесь на носочки и вытягиваете руки вверх, а когда я скажу «красный дом», вы приседаете (игра проводится 2-3 раза).

Затем воспитатель предлагает детям конверты с геометрическими фигурами (круги, квадраты и прямоугольники) и спрашивает:

– Какие фигуры у вас в конвертах?

Дети: Квадрат большой и маленький, круги большие и маленькие, прямоугольники разной формы. Все фигуры разных цветов по паре.

Воспитатель: Предлагаю построить из этих фигур поезд.

Игра «Конструктор»

Затем спрашивает, какие фигуры понадобились детям для того, чтобы построить поезд, какого цвета эти фигуры. После этого предлагает детям поехать на этих поездах в сказочный лес.
По приезду в сказочный лес воспитатель подводит итог.
Напоминает детям что надо помогать друг другу  и быть внимательными на занятиях. Поощряет детей, кто больше отвечал на вопросы на занятии.