Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности на развитие интеллектуальных способностей детей.
Какие это мыслительные умения? С помощью каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед? На эти вопросы можно ответить в предлагаемом методическом пособии. Вы познакомитесь с уникальными по своим возможностям дидактическими материалами – логическими блоками Дье-неша и палочками Кюизенера, а также с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с этими материалами.
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого – в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы.
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, Поэтому в педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи авто дидактизма занимают все большее место.
Некоторые из предлагаемых здесь игр и упражнений покажутся вам знакомыми: они или их идеи заимствованы из педагогической литературы, в частности использованы игры, разработанные А.А.Столяром, З.А.Михайловой, материалы, предложенные М.Фидлер. Однако они доработаны и представлены в постепенно усложняющихся вариантах, образуя целостную систему, дополненную авторскими играми и упражнениями.
Весь комплекс заданий – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них он пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже “перерос” – и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь. Так давайте же сделаем это умеете.
Эффективное развития интеллектуальных представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Предлагается рассмотреть одну из универсальных технологий – палочки Кюизенера, ее использование в играх-занятиях, в самостоятельных играх детей в детском саду. Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х.Кюизенером. Педагоги, занимаясь с детьми, палочки называют также цветными числами, счетными палочками, цветными палочками, цветными линеечками.
Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в систему пред математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.
Эффективное применение палочек Х.Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.
Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Палочки Х.Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
С математической точки зрения, палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.
Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
- Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
- Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
- Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
- Осваивать прямой и обратный счет.
- Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
- Усвоить отношения между числами (больше – меньше, больше – меньше на...), пользоваться знаками сравнения.
- Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.
- Научить делить целое на части и измерять объекты.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Познакомить со свойствами геометрических фигур.
- Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Целесообразно организовывать развитие и обучение детей с использованием палочек Кюизенера:
во-первых, вне занятий – наличие наборов
палочек или полосок в предметно-развивающей
среде группы (математический центр);
во-вторых, в совместной и самостоятельной
игровой деятельности (конструирование из
палочек, моделирование цветными полосками);
в-третьих, на занятиях (комплексных,
интегрированных), обеспечивающих наглядность,
системность и доступность, смену видов
деятельности.
Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная
работа со всей группой детей. Однако фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре. Важно осуществлять подбор игр, учитывая индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребенка, а также уровни развития детей.
Необходимо использовать методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию занятий:
- Для того чтобы поддержать интерес к обучению, необходимо использовать игровые методы и приемы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить средствами игры.
- Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).
- Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).
- Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и способствует как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.
- Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.
- Не травмирующая оценка. В младшем возрасте – только положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или узнать. В среднем и старшем – сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей. Оценивание осуществляется в индивидуальном общении.
Знакомить детей с палочками можно уже с 1,5-2 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т.д.
Опытный воспитатель уловит момент, когда дети наиграются и можно будет обратить внимание детей на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, желтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы (они должны быть одинаковой длины и цвета), высокие домики, низкие.
Разнообразить игры маленьких детей с цветными палочками нужно хорошо известными нам приемами: для матрешки в красном сарафане выложим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Для большого медведя строим широкую бордовую дорожку, а для маленького мишутки – узкую голубую.
Таким образом воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, что важно на первых порах обучения.
Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам, не предполагают, что скоро они не будут называть палочки по цвету, а белый кубик будут называть “единичкой”, голубую палочку “троечкой” и т.д.
Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми разного возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы.
Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему, а потом, со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т. е. создать схему.
Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия.
Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
При использовании в работе “цветные числа” позволяют воспитателю занимать разнообразные позиции по отношению к ребенку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно-ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.
Литература:
- Ерофеева Т.И. Дети у истоков математики.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
- Лэнгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь.
- Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику.