Развитие памяти у младших школьников

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (841 кБ)


Словарь

Двигательная или кинетическая память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений.

Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Мнемические – это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации

Мнемоника – это искусство запоминания.

Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними.

Память – это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.

Продуктивность запоминания характеризуется длительностью, быстротой, точностью, объёмом запоминания и воспроизведения

Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Словесно-логическая память – это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.

Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Введение

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности.

Теория развития памяти породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения. Отметим дополнительный аспект исследования. С его помощью можно определить индивидуальные особенности развития памяти детей.

Память была определена как объект исследования, а память детей дошкольного возраста предмет исследования. В ходе данной работы были сформулированы задачи исследования по определению уровня развития образной памяти; изучения зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала и раскрытию индивидуальных особенностей произвольной памяти у детей дошкольников.

Основные характеристики памяти

Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека - это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.

  1. Объём памяти - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти - 7 элементов (единиц) информации.
  2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
  3. Точность запоминания - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.
  4. Длительность запоминания - способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.
  5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.
  6. Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.
    Разница может быть количественной, например:

  7. в скорости запоминания;
  8. в прочности сохранения;
  9. в легкости воспроизведения, в точности и объеме запоминания.
  10. Например, некоторые люди отлично запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, так как у них слабо развита кратковременная память, но долго хранят в памяти накопленную информацию.

    Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что “чистые” виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая память. Память зависит и от таких индивидуальных особенностей, как:

  11. интересы и склонности личности: то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда;
  12. от отношения личности к той или иной деятельности: жизненно важно или можно пренебречь;
  13. от эмоционального настроя в конкретном случае;
  14. от физического состояния;
  15. от волевого усилия и многих других факторов.

Примеры заданий