Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Музыкальное воспитание и развитие требует правильной организации и целенаправленного обучения, так как влияние музыки на развитие творческой активности детей очень велико.
Актуальность кружковой работы заключается в том, что в данной форме обучения учитываются особенности и интересы каждого ребенка, который включает индивидуально дифференцированный подход, помогающий осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечая их сдвиги, в развитии и воспитании.
Цель: Развитие творческого потенциала и активности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1.Заложить основы гармонического развития (слуха, внимания, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей детей). 2.Приобщить детей к русской народно– традиционной и мировой музыкальной культуре 3.Воздействовать на опорно-двигательный аппарат ребенка его дыхательную и нервную систему. 4.Развить чувственно-эмоциональную сферу ребенка во взаимосвязи со сферой нравственно-интеллектуальной.
Осуществляя, эти задачи, которые должны решаться естественно и непринужденно в процессе работы с детьми, я организовала студию, в которой ведется работа по трем направлениям:
1. Фольклорная группа – оркестр ложкарей “Веселые ребята”.
В оркестре принимают участие дети старшего дошкольного возраста, списочный состав составляет 14 человек.
Эта деятельность в основе, которой заключается знакомство и приобщение детей к традициям русского народного фольклора. С помощью родителей была собрана утварь, сшиты русские народные костюмы, в которых ребята очень любят выступать. Так же знакомлю с русскими народными инструментам и их звучаниями (собрана фонотека русской народной музыки и инструментов). Весь репертуар обучения игры на ложках пронизан русским фольклором (попевки, заклички, дразнилки, песни и т.д.).
На первоначальном этапе я подготавливаю детей к координированным совместным действиям, развивая столь важное для игры в оркестре чувство ансамбля. С этой целью применяю своеобразные ритмические “оркестры”. Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянными палочками, пластмассовыми кубиками. Для развития чувства ритма использую музыкально дидактические игры: “Прогулка”, “Кто как идет”, “Эхо”, Наше путешествие”, “Определи по ритму” и т.д. По мере того как дети осваивают навыки совместных или поочередных действий я поэтапно обучаю их приемам игры на ложках (Приложение 1). Через игровую форму я развиваю у детей ручную умелость и мелкую моторику, чувства ритма, музыкальную память, а также формирую у них исполнительские навыки и интерес к коллективному музицированию, где в полной мере проявляется у детей творческая инициатива.
Объединенные выполнить общее дело при игре в оркестре, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого – успех и неудача всего коллектива, что развивает у детей чувство товарищества, ответственности и взаимопонимание. Выступление ложкарей всегда украшение праздника или развлечения и оставляет яркое впечатление для всех окружающих.
2. Танцевальная группа “Непоседы”.
Это кружок посещают дети старшего дошкольного возраста, в составе 15 человек.
Танцевальный кружок помогает детям формировать правильную осанку, координационные способности, умения согласовывать движения с музыкой. Для того, что бы эта работа была более планомерная и перспективная, я разработала перспективное планирование , а так же рекомендации, чтобы танец стал красивым (Приложение №2). Дети, занимаясь в кружке, приобретаю навыки выразительности, грациозности, пластичности и изящества в движениях и танцах, этому способствует программа Ж.Е.Фирилевой “Са-Фи-Дансе”, которую я использую в своей практической деятельности. В раздел этой программы входит танцевально-игровая ритмика, включающая в себя игроритмику, игрогимнастику, игротанец и креативные игры. Благодаря этой программе целенаправленно веду работу по применению нестандартных упражнений, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Во взаимодействии с воспитателями, я собрала музыкальный материал, соответствующий эстетическим пристрастиям ребят: популярные песни из мультфильмов, некоторые эстрадные песни, вызывающие желания двигаться в танцевальных ритмах и настроениях. Дети радуются, когда слышат любимые мелодии, а образное содержание и структурная часть песенного жанра позволяют органично сочетать музыку и движения.
Эффективным оказалось включение импровизаций – свободного творческого движения: так, например одна из композиций движений сложилась под песенку Кота Леопольда
“Если добрый ты” (муз. Савельева) – оживленную, ласковую с веселыми нструмен-тальным напевом, словно приглашающим потанцевать: два раза коснуться носочком пола правой ноги, сделать три притопа, повторить движения с левой ноги, затем выполнить две “пружинки” и завершить фразу четырьмя короткими хлопками вот и готов танцевальный рефрен. Общеразвивающие упражнения: на куплет – два разных движения (наклоны, повороты), только следует сказать, надо исполнять радостно с улыбкой! Дети воспринимают эту композицию с восторгом: “Хотим еще!” они дружно подпевают симпатичному сказочному герою, стараются движениями выразить красоту, приподнятость музыкального настроения. И все улыбаются!
При составлении каждой композиции важно уловить своеобразие, “изюминку” песни и придумать движения, соответствующие ее содержанию, ритму, структуре, а также возможностям детей. Ребята раскрепощаются, когда сами придумывают движения, к тому или иному танцу, самовыражаясь под музыку, проявляя творчество. Немаловажно найти также и место импровизации и шутке: в эмоциональной палитре “Кукляндии” (муз. П.Овсянникова), например, есть и юмор, и лиризм и фантазия. Слушая эту мелодию, представляются такие картины: озорной Карлсон “заводит моторчик”; нежно Золушка разучивает бальный танец с реверансами; смешные человечки подпрыгивают вправо – влево, поднимая руки вверх, а забавный слоненок играет хоботом и быстро – быстро в конце песенки машет ушами. Дети с удовольствием “ перевоплощаются” в названных персонажей самозабвенно двигаются в ритме и характере музыки. Им очень нравится оригинальное звучание любимых песен “ На крутом бережку”, “Лесной олень”, “Карусельные лошадки” ит.д.– песни с красивой мелодикой, яркой образностью, танцевальными ритмо – интонациями. Дети любят заниматься художественным движением под их звучание (см. приложение №5), составленным автором А.Талдыкином, т.к. художественное задание здесь поддерживается особым спектром музыкально выразительных средств, что, безусловно, способствует появлению творческого воображения. Я наблюдаю за детками в разных игровых и жизненных ситуациях, для того, что бы почувствовать своих воспитанников. Таким простым образом я раскрываю способности ребенка и мотивирую на конечный успешный результат.
Начало занятия, аэробики – ритмики можно планировать по-разному. Например, так: в зал дети входят парами, или по одному, под звуки легкой польки или вальса, готовясь к работе. Далее включаю в работу образно–музыкальные движения: Этюды (импровизации): “Фигурное катание” (парное и одиночное), “Балет”, “Полосатый мяч”, “Пловцы”, “Клоуны” и т.д. Дети воплощают себя творчески, (каждый раз по-разному), буквально сливаясь танцевальной музыкой Чайковского, Д.Шостаковича, Ф.Шуберта, Д.Кабалевского. Какую радость доставляет детям свобода художественного выражения!
Заканчивать занятие лучше моментами релаксации. “Помашем руками, как птички”, “Стряхнем с крыльев капельки воды”, “Распускающийся цветок” – дать спокойно подышать (вдох через нос, выдох через рот) предложить послушать в записи звуки природы: шум листвы, плеск воды, голоса птиц, немножко помечтать о чем – то приятном. Игровой прием переключает внимание на простое, но такое интересное, оказывается задание! Отдых проходит незаметно, и все в хорошем настроении выходят из зала.
Несколько слов о методике разучивания.
На первом этапе движения следует показывать без музыкального сопровождения, в замедленном темпе, а трудные места прорабатывать отдельно. Затем композиция разучивается под музыку по показу руководителя. Не нужно добиваться идеальной четкости, предельной выразительности исполнения “с первых шагов”, так как это очень утомляет ребят. Отточенность, пластичность движений появляется постепенно, в процессе длительной работы. При этом целесообразнее повторять композиции не ежедневно, а периодически, чтобы сохранить свежесть их восприятия.
Дети легко осваивают танцы, которые я им в ненавязчивой форме преподношу, потому как это наши “совместные танцы”. Таким образом, вы можете достигнуть высоких результатов. Наш танцевальный коллектив не раз был отмечен грамотами и дипломами конкурсов различного уровня.
3. Вокальная студия “Звонкие капели”.
В состав вокальной группы входит 14 человек, старшего дошкольного возраста.
Этот вид работы способствует развитию координации слуха и голоса, т.е. взаимодействию певческой интонации (нефальшивое звучание), выразительному исполнению, проявлению своих чувств в непринужденном, естественном пении. Д ля решения выше перечисленных задач я составила перспективный план (см. приложение№3), включающий в себя все виды певческой деятельности. Планирую и подбираю песни, которые отвечают программным требованиям, а так же возрастным особенностям певческого аппарата ребенка, обучая при этом вокальным и хоровым навыкам. Составляю репертуар песен различного характера, таким образом, обогащая духовный мир ребенка, побуждаю к добрым чувствам и к эстетическим переживаниям. Для развития чувства ритма, звуковысотного слуха и развития детского творчества, применяю дидактические игры: такие как “Ступеньки”, “Музыкальное лото”, “Музыкальные загадки”, “Что делают в домике?”, “Наши любимые пластинки” и т. д. В своей работе, использую прием, “сольного пения”, пения “цепочкой”, который помогает детям избавиться от чувства застенчивости и неуверенности в себе, а также даю творческие задания, где в полной мере раскрывается музыкальный и творческий потенциал ребенка, так как применяю педагогику сотрудничества исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего сотрудничества. Песня всегда создает праздничную атмосферу, поэтому ни один праздник или развлечение в Д ОУ. не обходится без участия детей вокальной группы.
Дети вокальной группы “Звонкие капели” в 2006г. стали дипломантами районного смотра посвященный “Дню памяти композитора Струве”. Отмечены дипломами ДК пгт. Сибирцево за участие в концертной программе, “ Салют победы” 2007г, “Детства счастливая страна” 2010г.
4. Этапы кружковой работы
Кружковая форма обучения происходит поэтапно:
1 этап: знакомство (увлечь ребенка музыкой)
2 этап: разучивание (освоение техники, например – игры на ложках).
3 этап: выступление на праздниках, концертах, развлечениях.
Особое значение в жизни ребенка имеет семейное музыкальное воспитание, где я мотивирую родителей на поддержание устойчивого интереса к музыке в домашних условиях.
К этим условиям относятся:
- Организации музыкальной зоны.
- Совместное музицирование с детьми.
- Собирание домашней фонотеки детских песен и классической музыки для детей.
- Пение “караоке”
Родители стали, соучастниками педагогического процесса. Результат музыкального роста воспитанников заставил родителей серьезно подойти к проблемам оснащенности музыкального зала, ими были приобретены магнитофоны, детские музыкальные инструменты, изготовлены костюмы, родители активно оказывают помощь в проведении выездных концертов. Информировала их о задачах и особенностях музыкального развития детей, что помогло целостно развить творческую активность дошкольников, а также поддерживать интерес к музыке в домашних условиях.
Совместная работа с родителями и эффективность работы студии в ДОУ, которая существует уже четыре год, постепенно дала результаты. Вывела наших детей на концертную деятельность:
Стали выступать на утренниках, родительских собраниях и развлечениях ДОУ.
Вышли на уровень местного значения, выступая в “Центре Досуга”, на центральной площади поселения, в МКОУСОШ .№5 пос. Сибирцево.
Одни из первых среди ДОУ стали принимать участие в районных смотрах художественной самодеятельности, где неоднократно нам вручались грамоты, дипломы и благодарственные письма.
О выступлениях воспитанников нашего детского сада публиковались заметки в районной газете “Новое время”. Воспитанники радовались, а родители гордились успехам своих детей.
В 2003.г. Выступая на районом фестивале “Я Гражданин России”, танцевальный коллектив “Непоседа” занял 1 место в номинации “танец”.
2003 г. Оркестр ложкарей “Веселые ребята” был отмечен дипломом управления образования за участие в заключительном фестивале “Я Гражданин России”.
В2004 г. Отмечены дипломом Управления образования за 2 место в конкурсе “Лучший творческий номер”, участвуя в районной спартакиаде.
В2004.г. Награждены грамотой управлением образования принимая участие в заключительном районом фестивале “Приморье жемчужина – русской земли”.
В 2005.г. Управлением образования танцевальная группа “ Непоседы” была удостоена грамотой в заключительном районом фестивале “ Детства счастливая страна”.
В 2005 г. Участвуя в районном конкурсе хоровых коллективов посвященном “Памяти композитора Г.Струве”, вокальная группа “Капели” была отмечена благодарственным письмом управлением образования.
2006 г. Управлением образования награждены грамотой “Лучшая драматическая постановка”, участвуя в Районном конкурсе “Театрального мастерства.
2007 г Отмечены Диплом 3 степени Управление образования в районном конкурсе “ Музыкальная палитра”.
2008. г Награждены Диплом 1 степени Управления образования за музыкальный конкурс “Звездочка”.
2008 г Диплом 1 степени Управления образования за участие в районном конкурсе “Гармония”.
2009 г Грамотой ДК пгт. Сибирцево за участие в праздничном концерте “ День защиты детей”.
2010 г Грамотой Учреждения Культуры с.Черниговка за участие в районном фестивале “ Минута славы”.
2011 г. – Лауреаты 1 степени районного конкурса “ Солнечный круг” за лучшую театральную постановку среди дошкольных учреждений района.
2011 г – вокальная группа “Звонкие капели” награждена диплом 1 степени районного конкурса “Солнечный круг” в номинации вокал (групповое пение).
2011 г. – вокальная группа “Звонкие капели” участники краевого фестиваля “Черниговские Родники” отмечены специальным дипломом как самые маленькие участники фестиваля.
Концертная деятельность формирует у детей эмоционально – положительную установку, дети научились переживать и радоваться успехам, у них появился дух единства и взаимовыручки, чувство ответственности и самое главное чувство уверенности в себе, так как весь процесс обучения направлен на успех ребенка.