Программное содержание:
- Учить детей работать по схеме, ориентироваться на листе бумаги, используя сюжет знакомой сказки для повышения интереса к выполнению счетных измерительных действий.
- Развивать умение зрительно – осязательно анализировать форму предметов, развивать кинестетический и визуальный канал восприятия посредством развития зрительной памяти (визуальное воспоминание), слуховое восприятие , решать логические задач.
- Воспитывать: уважение к товарищам, любовь к художественному произведению.
Словарная работа: активизировать словарный запас детей, ввести в словарный запас детей – чертеж, муляжи.
Демонстрационный материал: корзина, салфетка, муляжи грибов (9 штук), желуди (10 штук); схема дорожки; чертеж дома; две карточки с цифрами и карточка с кодом; металлофон.
Раздаточный материал: счетные палочки; схема дома; тетради, простые карандаши, карточки с двумя свободными полосками.
Предварительная работа: чтение сказки «Три поросенка».
Методы и приемы: беседы, практические задания для прохождения маршрута.
Используемый материал: Л.С. Метлина «Занятие по математике в детском саду». С.Михалков «Три поросенка»
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, вы знаете сказку «Три поросенка»? Кто помнит, как звали героев этой сказки?
Дети: Да помним: Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф.
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали их имена. Хотите ли вы совершить путешествие в эту замечательную сказку и отправиться в волшебный лес, где жили веселые братья-поросята, по волшебной дорожке?
Дети: Да.
Содержание. Я покажу схему нашего маршрута (схему дорожки – слайд1), а вы постарайтесь запомнить и выложить ее у себя на столе из счетных палочек. Только тот сможет пойти в волшебный лес, кто правильно выложит дорогу. Нам надо не заблудиться. Смотрите внимательно и запоминайте (в течение 20 секунд демонстрирует детям схему)
Схема дорожки
Дети самостоятельно выкладывают дорожку из счетных палочек, стоя за столами. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. При необходимости оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель. Молодцы, вам удалось правильно выложить дорожку и добраться по ней в волшебный лес, где живут три поросенка. Сколько палочек пошло на строительство дорожки? (10.)
Дети: Десять (10)
Педагог и дети переходят на ковер.
Воспитатель. Смотрите, что я нашла в лесу (показывает детям корзину, в которой лежат желуди и муляжи грибов, накрытые салфеткой). Разгадайте шифр, и вы узнаете, что лежит в моей корзинке (показывает две карточки с цифрами и карточку с кодом)
Карточка с цифрами Карточка с кодом
Дети: Грибы и желуди.
Воспитатель: Правильно, грибы и желуди, наверное, поросята собрали их себе на обед. Сами они побежали веселится и играть. Давайте пока они веселятся, мы посчитаем, сколько здесь грибов и желудей.
Дети: Грибов девять (9), а желудей десять (10).
Воспитатель: Дети скажите мне грибов больше или желудей? Раиль, как ты думаешь?
Ребенок: Я думаю больше грибы.
Воспитатель: Что нам скажет Миша?
Ребенок: Желудей все же больше.
Воспитатель: Как вы, выяснили, сколько грибов и желудей?
Дети: Считали.
Воспитатель: какое число больше (меньше), 9 или 10, спрашиваю.
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы сразу стало видно, грибов больше или желудей?
Дети:
– Нам нужно поместить грибы под желудями
– Или вынимать по очереди грибы и желуди, и что
останется в корзине того и больше.
Воспитатель: Лейля, пожалуйста помести грибы под желудями, точно одно под одним.
Ребенок выполняет задание.
Воспитатель: Что вы, видите? Что сделала Лейля?
Дети: Она разместила в один ряд желуди.
– А под желудями разместила грибы.
– Мы видим, что желудей больше.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Под последним желудем нет гриба.
– У последнего желудя нет пары.
– Значит желудей больше.
Воспитатель: Правильно. Сколько же желудей и сколько грибов?
Дети: Желудей десять (10).
– Грибов девять (9).
– И девять меньше десяти.
– А десять больше девяти.
Воспитатель: Правильно, теперь хорошо видно, что 10 больше 9. Что нам нужно сделать, чтобы грибов стало столько же сколько желудей?
Дети: Добавляем один гриб.
Воспитатель: Не смотря грибы ли это или желуди, но их стало поровну 10. Дети вот мы посчитали грибы и желуди. А где же наши поросята. Давайте мы их поищем. Вот они где.
Воспитатель показывает детям 3 поросят – игрушек.
Все лето поросята резвились, веселились. Но вот нагрянула осень. Стало холодно, и Наф-Наф сказал, что пора подумать о зиме. Он предложил всем вместе построить теплый и прочный дом, чтобы не простудиться и не попасть в лапы к серому волку. Но Ниф-Ниф и Нуф-Нуф продолжали веселиться, распевая хвастливую песенку. Кто помнит ее слова?
Дети: (все вместе поют песню): «Нам не страшен серый волк…».
Песенка поросят
1. Мы ребята-поросята,
Розовые носики,
И веселые виляют
Поросяток хвостики!
На полянке мы играем,
Где трава, как будто шелк,
Звонко песни распеваем,
Нам не страшен серый Волк!Припев:
Нам не страшен серый Волк,
Серый Волк, серый Волк!
Где ты бродишь, серый Волк,
Старый глупый Волк?2. В нашем домике из веток
Мы закрыли крепко дверь,
Никого мы не боимся,
Волк не страшен нам теперь!
Мы уверены, мы знаем –
Крепко держит дверь замок!
Звонко песни распеваем,
Нам не страшен серый Волк!
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо спели эту песенку. А сейчас давайте отдохнем и проведем с вами гимнастику для глаз, мы будем следить за силуэтом волка.
Гимнастика для глаз – прослеживание за движением силуэта волка
Физкультминутка «Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» – выпрямляются.).
Воспитатель. А в это время Наф-Наф приступил к строительству своего дома из камней. Он нарисовал чертеж. (Показывает чертеж дома)
– Посмотрите внимательно и скажите, из каких геометрических фигур он состоит?
Дети:
– Квадрат
– Треугольник
– Прямоугольник
Воспитатель: Сколько четырехугольников на чертеже? (7.)
Дети: Семь. (7)
Воспитатель: Очень любили поросята
играть в разные игры. давайте с играем в любимую
игру поросят «угадай число»:
На верхнюю полоску карточки положить столько
кругов, сколько раз я ударю в бубен ( 4)
На нижнюю полоску карточки положить столько
квадратов, сколько раз я ударю в металафон ( 5)
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами
проверим как же вы справились с заданием.
Алмаз сколько кругов ты положил на верхнюю
полоску карточки?
Ребенок: 4 круга.
Воспитатель: Да, правильно.
Алиса а сколько квадратов ты положила на нижнюю
полоску карточки?
Ребенок: 5 квадратов.
– Молодцы ребята вы справились с заданием.
Воспитатель: И только когда по утрам лужи стали покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братцы взялись за работу. Ниф-Ниф решил построить самый простой домик. Из чего?
Дети: Из соломы.
Воспитатель: Правильно, из соломы. А Нуф-Нуф подумал, что соломенный дом может разлететься от сильного порыва ветра и зимой в нем будет холодно. И построил себе дом – из чего?
Дети: Из прутьев.
Воспитатель: Правильно, из прутьев. Братцы резво взялись за строительство и быстро покончили с этим скучным и неинтересным для них занятием. Оба, довольные своей работой, пошли посмотреть, как движутся дела у Наф-Нафа. Поросята удивились, что дом Наф-Нафа похож на каменную крепость. А Наф-Наф продолжал достраивать свой дом и напевал при этом веселую песенку. Какую?
Дети: Нам не страшен серый волк…
Воспитатель: Что произошло дальше? К кому первому пришел волк?
Дети: К Ниф-Нифу.
– Волк стал дуть на соломенный домик, и тот
разлетелся.
Воспитатель: Хотите узнать, какой домик был у Ниф-Нифа? Тогда соедините по порядку на своих листочках точки от 4 до 10.
Ниф-Ниф увернулся от волка и побежал к дому Нуф-Нуфа. Что же было дальше?
Дети:
Воспитатель: Правильно, оба поросенка спрятались в домике из прутьев, но и здесь волк не оставил их в покое. Вы узнаете, сколько раз пришлось дуть волку, чтобы разрушить домик Нуф-Нуфа, если сосчитаете звуки металлофона. (Стучит 7 раз.)
Дети: 7 раз.
Воспитатель: А что произошло потом?
Дети:
– А потом поросята побежали к дому Наф-Нафа.
– Наф-Наф пустил к себе поросят и
спас их.
С помощью воспитателя рассказывают сказку до конца.
Воспитатель: Волк убежал в лес, а поросята стали жить втроем в домике Наф-Нафа. Для большей безопасности они начали строить высокий забор. Помогите им его закончить.
Самостоятельная работа в тетрадях – рисование забора по образцу.