Конспект урока по композиции на тему "Сказочное дерево". 1-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 1


Цель урока: развивать творческие способности учащихся при создании образа сказочного дерева.

Задачи урока:

– познакомить учащихся с новым художественным материалом – пастелью, со способом рисования пастелью;
– учить работать линией, штрихом, пятном;
– развивать воображение, наглядно – образное мышление, умение работать с таким материалом, как пастель;
– воспитывать эмоциональную отзывчивость на изображаемое, аккуратность, художественный вкус.

Зрительный ряд: наглядные пособия – рисунки сказочных деревьев, выполненные преподавателем, репродукции с изображением сказочных деревьев из детских книг, работы учителя, выполненные пастелью, простым карандашом, фломастером.

Оборудование.

1. Дляпреподавателя: работы, нарисованные простым карандашом, фломастером, пастелью, чистый лист формата А3, пастельные мелки.

2. Для учащихся: альбомный лист, цветная бумага формата А4, пастель, карандаш, резинка.

Музыкальный ряд:

“Скоморохи”. Концертная симфония для арфы с оркестром “Канта”.
“Рондо в турецком стиле”. Моцарт. “Утро”. Григ.
“Фрагмент симфонии № 40”. Моцарт.

Литература:

  • Врублевская Н. Как рисовать пастелью. – М., 2007.
  • Кондаков Р. Рисуем деревья пастелью. – М., 1995.
  • Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М., 1998.
  • Смирнова Р., Миклушевская И. Уроки рисования. – М., 2000.

План урока.

I. Организационный момент. (2 минуты)

II. Сообщение нового материала.

1. Знакомство со сказочными героями – карандашом, фломастером, пастелью. (10 минут)
2. Анализ работ выполненных карандашом, фломастером, пастелью. (12 минут)
3. Сообщение темы урока. Знакомство со способом работы пастелью (выполнение упражнения). (16 минут). Десять минут перемена.
4. Разговор о сказочных деревьях. (5 минут)
5. Объяснение задания. (4 минуты)

III. Самостоятельная работа. (26 минут)

IV. Итог урока. (5 минут)

Ход урока

 I. Органи зационный момент

Приветствие. Установление дисциплины. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообще ние нового материала

1. Знакомство со сказочными героями.

Ребята, взгляните, в руках у меня волшебная коробочка. Как вы думаете, почему она волшебная? Кто догадался? Давайте откроем и посмотрим, что в ней лежит. От того коробочка волшебная, что в ней наши гости. Взгляните, всем знакомый карандаш это первый гость. Фломастер – второй гость. А третья гостья совсем незнакомая. Что же это? Волшебная палочка? Посмотрите, ребята, какие они все красивые. Я сейчас взмахну своей волшебной палочкой и наши гости оживут, что – то нам расскажут.

(Педагог взмахивает указкой и из – за ширмы выбегает три человека – ребята старших классов).

Ребята, перед вами ожившие карандаш, фломастер, пастельная палочка.

Представление карандаша

Тут карандаш пустился в пляс и произнес такой рассказ:

Я самый дерзкий и умелый
Со мною вместе мир веселый
Ты нарисуй-ка поскорей,
Сотри и заново… Смелей!
Изобрази поля, деревья,
Цветы и разные селенья,
Людей, толпу и мать с ребенком
Ты нарисуй-ка тонко,тонко
И контур четкий проведи
Иль ваткой мягкой растери”

(Звучит музыка)

Представление фломастера.

“А я всех ярче и смелей
Я четче, тверже, веселей.
Любая линия – штришок,
Как паровозика гудок,
Пронзительный и легкий,
Сияющий и точный.
Возьми и порисуй-ка мной” –
кричит фломастер удалой.

(Звучит музыка)

Представление пастели.

Но тут спокойно так без шума,
Пастель сказала, чуть подумав:
“А самой нежной среди вас
Наверно буду я сейчас.
Один уж яркий – больно смелый
Другой опять чрезмерно серый.
Одна лишь я – вот так краса!
Могу быть ярка и нежна.
Мелком ты можешь провести дружок
Любую линию, кружок
По ручкам детским лишь скучаю я
Не забывайте вы меня”.

(Звучит музыка)

Спор героев.

И тут заспорили друзья, кто лучше ты, а может я?
До драки тут дошло уж дело…

Ребята, нам помочь им нужно. Верно?

Попросим их изобразить рисунки, чтобы их судить.

(Сказочные герои по очереди демонстрируют свои работы).

Тут карандашик, молодец
Весь иступился уж в конец,
Цветок, кота нарисовал,
Пейзаж, который увидал.

Фломастер тоже постарался
Работы трудной не боялся.
Пастель подумала минутку
И разошлась, да не на шутку.

2. Анализ работ, выполненных карандашом, фломастером, пастелью. Ребята, посмотрите какие работы выполнили наши герои. Давайте их рассмотрим и проанализируем. Ребята, внимательно посмотрите на  работы, выполненные карандашом и фломастером.

В. В чем отличие этих работ, отличие карандаша от фломастера?

О. Рассмотрев работы, можно сделать вывод, что фломастеры в отличие от  карандаша цветные, яркие. Сила нажима на фломастер не меняет   толщину линии и тон. А при работе карандашом легче изменить толщину линии и тон. Теперь обратите внимание на работы, выполненные фломастером и на  работы, выполненные пастелью.

В. Чем отличаются данные работы? Чем отличается пастель от фломастера?

О. Пастель в отличие от фломастера светлая, мягкая. Пастельным мелком можно проводить линии разной толщины, вливать один цвет в другой. Можно пастелью провести несколько линий – штрихов и растушевать их пальчиком или клочком бумаги.

В. Сравните работы, выполненные карандашом с работами, выполненными пастелью. В чем их отличия?

О. Пастель цветная, ею труднее рисовать мелкие детали. Она может легко и быстро перекрывать большие поверхности.

В. Ребята, как вы думаете, кто же из наших героев лучше?

О. Каждый из этих художественных материалов имеет свои преимущества и каждый хорош по – своему. Взгляните, наши герои помирились.   Давайте, ребята, поблагодарим их за то, что погостили у нас и показали нам свои работы.

3. Сообщение темы урока. Знакомство учащихся со способами работы пастелью и их освоение (выполнение упражнений).

В. Ребята, кто из вас раньше рисовал пастелью? Сегодня на уроке мы все попробуем порисовать пастелью. А рисовать  мы с вами будем дерево, но не простое, а сказочное. Нам понадобятся цветная бумага, карандаш, 3 пастельных мелка разного цвета. Для начала познакомимся со способами работы пастелью и попробуем  их освоить.

(Педагог демонстрирует способы работы пастелью на доске).

Ребята, положите перед собой альбомный лист, возьмите в руку  пастельный мелок. Держим его тремя пальчиками. Проводим линию,  слегка касаясь бумаги. Получилась тонкая, прозрачная линия. Ниже проводим линию, нажимая на мелок посильнее. Но сильно на мелок не нажимаем, так как он может сломаться. Теперь линия яркая, сочная. Сейчас положите мелок бочком, проведите по бумаге всей плоскостью. Взгляните, какая образовалась широкая линия. Если необходимо покрыть большую поверхность, то можно проводить короткие штрихи слева направо или сверху вниз. Теперь попробуйте провести разные линии, но уже самостоятельно.

В. Какие линии еще могут быть?

О. Линии могут быть волнистые, угловатые, закругленные, короткие,  пунктирные, точки.

(Перемена 10 минут)

4. Разговор о сказочных деревьях.

Со способами работы пастелью мы с вами познакомились.

Теперь возвращаемся к теме урока: “Сказочное дерево”.

В. Ребята, какие деревья живут в сказках? Какое дерево можно представить сказочным? Подумайте над образом сказочного дерева.

О. Каждое дерево имеет свой характер, свою душу. Деревья могут быть похожи на людей, на сказочных персонажей. В сказках деревья бывают   добрые и злые, помогают или мешают людям. В сказках деревья с  серебряными листьями и золотыми наливными и молодильными яблоками. На сказочных деревьях могут расти необычные, надуманные цветы, листья, плоды и так далее. (Педагог демонстрирует иллюстрации с изображением сказочных деревьев из детских книг)

Вам необходимо нарисовать сказочное дерево, используя разные способы работы пастелью (способ штриха, живой, волнистой, изгибающейся линии, пятна).

Перед вами сказочные деревья, нарисованные пастелью.

В. Какие способы работы пастелью использовал художник, изображая сказочные деревья?

О. В своих работах художник использовал способ штриха (ствол дерева

Заштрихован мелкими штрихами сверху вниз), живой, волнистой линии (ветки изгибающиеся, волнистые), способ пятна (крона дерева затушевана всей плоскостью мелка). Взгляните, ребята, в тех местах листвы, где на мелок не слишком нажимали, цвет светлее, а где нажимали на мелок посильнее, цвет  темнее.

5. Объяснение задания.

Каждый должен придумать образ сказочного дерева. Затем на листе цветной бумаги правильно скомпоновать дерево (наметить карандашом его высоту, ширину). После чего нарисовать дерево карандашом. Потом приступить к выполнению сказочного дерева в цвете, используя три пастельных мелка.

III. Самостоятельная работа

Выполняйте работу аккуратно, применяя разные способы работы пастелью. Работа ведется фронтально и индивидуально.

IV. Итог работы

Выставка работ на доске. Молодцы. У нас получился сказочный лес.

Танец – хоровод больших и маленьких разноцветных сказочных деревьев. Все ли учащиеся использовали разные способы работы пастелью? Анализ работ.