Подготовка к написанию сочинения (урок-обобщение). 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цель урока: закрепить полученные учащимися знания, проанализировать  текст (проблема, позиция автора), высказать свою точку зрения.

ХОД УРОКА

1. Учитель напоминает, что с помощью сочинения проверяются и оцениваются следующие коммуникативные умения и навыки учащихся:

  • чтение (понимание, зрелость суждений при интерпретации текста);
  • составление собственного высказывания на основе предло­женного текста (типа эссе, отзыва или рецензии);
  • последовательное, логичное выражение мысли в письмен­ной форме;
  • свободное, осознанное употребление выразительных средств языка;
  • владение орфографическими, пунктуационными, языковыми нормами.

2. Учащимся предлагается  вспомнить, что такое проблема текста, комментирование проблемы и как выявить авторскую позицию.

3. Упражнения.

3.1. Прочитайте текст.

Нынешние подростки, рожденные в начале девяностых годов XX века, – первое поколение, выросшее в «обществе потребле­ния». У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни все». Все взять. Все иметь, все успеть. Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. По велению души. Они во многом хитрее и практичнее взрос­лых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. Все возрастающих. Дети хотят быстрее вырасти. Почему спешат? Чтоб свободно распоряжаться деньгами. Как заработать, пока не знают, не задумываются.
Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. Однако не все так плохо. В целом молодежь очень разношерстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценно­стных ориентации в стране.
У современной молодежи немало и положительных ориентации. Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им все даст государство.
Тенденция к самореализации – знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. А повышенное внимание подростков к определенным товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. Надо быть как все.
Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? На первом месте у них – хорошая работа, карьера и образование. Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. Многие старшеклассники хотят получить высшее образование и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось еще десять лет назад. Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.
Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие.

По И. Маслову

3.2. Определите проблему текста

Справка: чтобы определить проблему, к которой обращается автор, надо найти противоречие. Оно и является предметом рассуждения или описания.
Формулировка проблемы содержит образные и оценочные слова.
Сформулировать проблему можно используя речевые обороты типа: Автор обращается к ... (философской, психологической, социальной, политической и др.) проблеме... (воспитания, обра­зования, исторической памяти, экологии, культуры, нравствен­ности...) и ... (вскрывает противоречие между , показывает, обращает внимание читателя на ..., выражает сожаление по поводу того, что...).

3.3. Следуя алгоритму, определите тему текста

Алгоритм определения темы текста:

  • Из каждого абзаца выпишите тематическое предложение, которое содержит наибольший объем информации.
  • Сократите предложения, оставив в них только ключевые слова и словосочетания.
  • Выпишите получившиеся предложения (словосочетания) и распределите их от первого к последнему по мере убывания значимости информации для понимания темы текста.
  • Определите, как связаны предложения друг с другом. Для этого от одного предложения к другому задайте вопрос (возможны другие средства связи, например уточняющие члены предложения).
  • Сформулируйте тему текста, используя формулу: речевое клише + ключевое слово (словосочетание).

Например:

  • Автор текста обращается к теме о роли (значении, влиянии...) +  ключевые слова;
  • В тексте говорится о роли (значении', влиянщ...) + клю­чевые слова;
  • Автор рассуждает о роли (значении, влиянии...) + ключевые слова.

3.4. Определите позицию автора по отношению к теме, следуя рекомендациям.
Позиция автора – это его отношение к предмету речи (отрицательное, утвердительное или неоднозначное).

Например:

  • Автор утверждает, что... (цитата), сравнивая... (предметы сравнения).

Или:

  • Автор призывает к ..., так как убежден, что «...(цитата)...». Доказательством этому являются (факты, явления, события, которые приводит автор) ».
  • Автор убежден в том, что...
  • Рассуждая о..., автор сожалеет о том, что...
  • К теме... автор относится неоднозначно. С одной стороны..., а с другой– ...

При формулировании позиции автора следует помнить, что она выражается с помощью глаголов: утверждает, призывает, сомневается, заставляет задуматься и т.д.

Аргументация тезиса выражается с помощью речевых оборотов типа:

  • Свою позицию автор обосновывает...
  • Позиция автора подтверждается следующими аргументами (доводами, фактами).
  • Доказательствами позиции автора являются такие аргументы, как...

3.5. Составьте мини-текст (6-8 предложений), ответив последовательно на вопросы:

  • К какой проблеме обращается автор?
  • На примере какой темы автор пытается решить проблему?
  • Как автор относится к теме (предмету речи)?
  • Какие аргументы автор приводит для обоснования своей позиции?

Рекомендация: при составлении связного мини-текста избегайте повтора одних и тех же слов, заменяя их синонимами.

3.6. Прочитайте варианты определения проблемы, темы и позиции автора учащимися. Сравните их с собственным вариантом, дайте оценку.

1. Читая статью И. Маслова, невольно задумываешься вместе с автором о нынешних подростках. Он показывает, что современная молодежь стремится к самоусовершенствованию. Она другая, не похожая на предшественников: «Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников».

2. Автор текста затрагивает тему развития подростков, их стремление к учебе, карьере. Работе, реализации их как специалистов. И. Маслов рассуждает о проблеме самореализации подростков и считает, что «подростковые кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране». «Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие », – утверждает он.

3. Автор, обращаясь к проблеме образования, утверждает, что подростки хотят получить хорошее образование. Текст И. Маслова о подростках, которые хотят хорошо зарабатывать.
Автор утверждает, что подростки «для достижения своих целей» готовы пожертвовать многим.

4. В своей статье И. Маслов обращается к проблеме воспитания нынешних подростков. Он сравнивает молодежь «эпохи застоя» с молодежью XXI века. Маслов считает, что «нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

5. Хорошая работа, карьера и образование вот то, что современная молодежь,' выросшая в «обществе потребления», ставит на первое место. Именно об этом пишет И. Маслов,
обращаясь к проблеме воспитания и реализации сил нынешних подростков. Автор утверждает, что «нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

6. Автор обращается к проблеме воспитания «нынешних подростков». Он размышляет о нравственных ценностях современной молодежи. И. Маслов утверждает, что молодежь воспитана по принципу «Бери от жизни все ». Автор четко выражает свою позицию: «Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

7. Автор затрагивает тему формирования нынешней молодежи, выросшей в «обществе потребления». И. Маслов обращается к проблеме самореализации сегодняшнего поколения:
«Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

4. Упражнения

4.1. Предлагаем учащимся вспомнить, что такое аргументация и каковы основные виды аргументов.

4.2. Частично согласитесь с приведенным тезисом и в то же время частично возразите против него, приведя аргументы «за» и «против».

Молодежь надо воспитывать по принципу «Бери от жизни все».

4.3. Свяжите с идеей пользы / вреда следующую информацию:

Каждый молодой человек должен стремиться  к самореализации.

4.4. Подберите к приведенному тезису собственные доводы, примеры.

Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшествен­ников. Просто они другие.

5. Упражнения

5.1. Прочитайте текст.

Упражняется ли милосердие в нашей жизни? ...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему? В «Памятнике », где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» – милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
Это не только прямой призыв в милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблен­ным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к пад­шим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.
Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России  росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
Милость к падшим призывать – воспитание этого чув­ства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. Я убежден, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.

Д. Гранин

5.2. Учитель подчеркивает, что данный текст, как показывают результаты экзаменов, оказывается сложным в плане восприятия темы. Речь идет о роли литературы в воспитании в человеке милосердия , что это чувство воспитывается литературой на примерах из жизни самых разных литературных героев, живущих в разное время, что задача современной литературы состоит в продолжении доброй традиции, заложенной классической литературой, – воспитать в человеке чувство милосердия.

5.3. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

5.4. Какие виды аргументов вы использовали?

5.5. Прочитайте варианты аргументов  учащихся. Сравните их с собственным вариантом, дайте оценку. Какие виды аргументов использовали учащиеся?

Обратите особое внимание на комментарии выставленного экспертом балла.


фрагмента

Тезис

Аргументы

Комментарий

1

Я согласна с мнением автора, что «милость к падшим призывать воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему необходимость настоятельная, труднооценимая». «Литература, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета» «человек, я считаю, без сострадания жить не может» ;
«если ты не будешь милосерден к окружающим, к тебе также никто не будет сострадателен и милосерден»;
«в нем (в пушкинском завете) звучит довольно сильный призыв к милосердию»
Позиция ученика выражена, но аргументирована недостаточно убедительно (1 балл): неточное понимание темы текста не позволило ученику аргументировано выразить свою позицию

2

...Гранин очень точно отразил в своей статье роль милосердия в русской литературе.
Эта тема очень важна сейчас...
воспитание чувства милости к падшим, сострадания «необходимость настоятельная »
«сострадание способно сделать нас в моральном плане лучше и добрее» Позиция ученика выражена, но аргументирована недостаточно убедительно (1 балл): убедительно аргументировать можно обращаясь к примерам из литературы или личного жизненного опыта

3

Я абсолютно согласна с мнением автора.
Как я считаю, не существует людей плохих, злых, недостойных. Попытаться понять человека поступок поистине благородный. И наша классическая литература воспитывает в нас как раз таких людей
«неординарность и амбициозность вовсе не мешали ему (Раскольникову) быть терпимым, добрым, великодушным по отношению к близким, дорогим его сердцу людям и увидеть в Соне не падшую женщину, а ранимое и чувствительное создание» Позиция ученика выражена, но аргументирована недостаточно убедительно (1 балл): Обращение к примеру из классической литературы делает этот фрагмент более убедительным в плане аргументации одного из тезиса, но ученик аргументирует не все выдвинутые им тезисы

4

Я разделяю свою точку зрения с автором Аргументация отсутствует Позиция ученика лишь формально заявлена (0 баллов)

6. Напишите сочинение по прочитанному тексту И. Маслова