Цели:
- Образовательная:дать понятие об определении, формировать навыки нахождения определений в тексте.
- Развивающая:развивать устную и письменную связную речь.
- Воспитательная:воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма, чувство прекрасного; прививать интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
1) Чем отличаются распространённые предложения от нераспространённых?
- Распространите (устно) дополнением предложение: Художник рисует.
- Что такое дополнение? На какие вопросы отвечает?
- Художник рисует. Рисует Что? Чем?
2) Устно. Найдите дополнения.
Правило-помощник: чтобы легче было найти подлежащее и не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого.
- Село украшает сад.
- Альбом взял мальчик.
- Кудри берёз расчёсывает ветер.
- Брат прислал мне подарок.
- Сметала осень в стога копны сена.
- Вот открыл царевич очи.
- Лук царевич опустил.
3) Словарный диктант: лисица, медведь, заяц, морковь, картофель, помидор, планета, животные, капуста, горизонт.
2. Объяснение нового материала
1) На доске и в тетради записать предложение:
Пришла долгожданная зима. Белым ковром покрылась земля. Мелькнул лисий хвост.
Разбор предложения по членам:
- поставить вопросы;
- выяснить, что прилагательные выступают в роли второстепенных членов предложения, которые отвечают на вопросы Какая? Какое? Чей? и обозначает признак предмета.
– Что изменили прилагательные? (Они делают речь точнее, передают краски, помогают лучше представить предмет.) Определения обозначают признак предмета.
2) Работа с учебником (стр. 74).
- Укажите члены предложения, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы Какой? Чей?
- Какие из определений являются эпитетами?
- Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие: в мир цветов, запахов, красок.
– Дорога наша может быть долгой, трудной, нам нужно укрепить свои мышцы, снять усталость, поэтому сейчас мы сделаем небольшой перерыв на физминутку.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
И опять начать писать.
– Итак, все готовы путешествовать?
Замечательный французский писатель Антуан де
Сент-Экзюпери в повести «Маленький принц»
сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
И мы с вами, ребята, в ответе за будущее и
настоящее нашего дома, нашей планеты и всего
живущего на ней.
– Перед нами макет земного шара, нашей планеты – глобус.
- Глобус какой по размеру? – маленький.
- А земля наша? – большая.
- Какие цвета мы видим и что они обозначают?
- Голубой цвет – океаны, моря.
- Жёлтый – пустыни.
- Зеленый – леса.
- Синий – реки.
- Коричневый – горы.
– Видите, сколько цветов мы назвали, как красива наша планета, наша земля, наша родина! Все эти слова дают определение цвета. Мы назвали прилагательные по цвету.
– Давайте подберем прилагательные, которые
дают характеристику – определение рекам.
Какие они бывают? (Полноводные, широкие, бурные,
красивые, глубокие, мелкие).
– Запишите два-три определения рекам в
тетрадь.
– А какие бывают горы? (Опасные,
снежные, высокие, низкие, величественные).
– Но кроме гор бывают и луга (заливные,
большие), моря и океаны (глубокие).
Мы даём определение по размеру.
– Но нашу планету населяют ещё и цветы,
животные, растения.
Медведь | Бурый, большой, лохматый, неуклюжий, злой | «Теремок», «Три медведя» |
Лиса | Рыжая, хитрая | «Лиса Патрикеевна», «Лубяная избушка», басня «Ворона и лисица», сказка «Колобок» |
Волк | Серый, зубастый, хищный, опасный, страшный | «Волк на псарне», «Волк и 7 козлят» |
Зайчик | Белый. Серый, пушистый, маленький, быстрый | (Домашнее задание) |
– Записать в тетрадь по два-три определения,
обозначить главное слово в словосочетании.
– Эти животные дикие или домашние?
4) Работа по репродукции.
– Но на нашей планете растут и деревья,
и плоды, и цветы.
– Давайте рассмотрим репродукцию картины
Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица».
- Какие краски употребляет художник?
- Как мы можем охарактеризовать фрукты? (спелые, ароматные, сочные, горькие, кислые).
– Художник старается достоверно красками передать нам окружающий нас мир, а поэт словом.
5) Дидактический материал (стр. 57, стихотворение «Поле»).
– Автор ярко, образно передал красоту поля.
6) Творческая работа.
– Годовой цикл поделен на 4 времени года: осень-зима-весна-лето.
- Попробуйте и вы стать немного художниками.
- Напишите, какие краски, как художники, вы употребите при описании того или иного времени года. (Можно написать только прилагательные, можно словосочетания).
7) Вывод.
– Как красиво мы описали планету, на которой мы живем! И сберечь её мы тоже с вами обязаны. При помощи определений мы показали большой и разнообразный мир, который нас окружает.
Но на этой планете есть и мы, люди.
3. Домашнее задание: параграф 38; упражнение 181.
4. Творческое задание:
- Вообразите себя кусочком Вселенной – цветами. Почему цветами? Дети – цветы жизни.
- Пофантазируйте, какими цветами вы хотели бы себя изобразить. Почему? Каким цветом? Размером? Подумайте почему.
- Помните, что цветы – часть природы. Кому вы хотели бы подарить такой цветок?
– Давайте мы с вами наполним мир добротой и цветами.