Педагогическая мастерская в 4-м классе: "Путешествие как познание мира"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Развитие речи учащихся.
  2. Развитие толерантности.
  3. Развитие коммуникативной культуры.
  4. Развитие креативности.

Задачи:

  1. Создание здоровой атмосферы в классе.
  2. Предоставление возможности учащимся проявить свои организаторские способности, выдвинуть свою гипотезу.

Оборудование:

  1. 4 коробочки с флажками.
  2. Фотоиллюстрации стран, их флагов.
  3. Листы с текстами (выдержки из энциклопедий с информацией о стране).
  4. Детские журналы.
  5. Листы бумаги для написания презентации экскурсионного тура.
  6. Бумага для черновиков.
  7. Маленькие листочки для рефлексии.

Ход мастерской

1. Реорганизация пространства.

На столе у учителя находятся 4 коробочки с флажками стран. Учащиеся входят в класс, выбирают из коробочек тот флажок, который им больше приглянулся и рассаживаются в группы по принципу выбранного флага. У каждой группы на столе – увеличенный флаг страны, которую они будут представлять. Получилось 4 группы, представляющие страны: Индию, Мексику, Грецию и Египет.

2. Мотивация на процесс познания, актуализация личностного опыта.

Учитель показывает слайды, которые демонстрируют различные способы путешествий: автостопом, на теплоходе, с рюкзаком за плечами, на автобусе и т.д. (Приложение 1)

Задание: учащиеся должны взять “черновики” и написать ассоциативный ряд к тому, что они увидели.

Затем каждый учащийся “дарит на доску” по одному слову или словосочетанию, которые учитель записывает на доске.

Примерный ассоциативный ряд: путешествие, туристы, красивый пейзаж, отдых, круиз, страны, карта мира, достопримечательности, экскурсия, поход, отдых с палаткой у моря и.т.д.

Учитель благодарит всех, выделяя мелом слова: путешествие, страны, карта мира.

Определяется тема мастерской: “Путешествие как познание мира”.

3. Магистраль учителя.

– Конечно, за одно занятие мы не сможем побывать во всех странах мира, но в четырех из них побываем. Вы уже объединились в группы по принципу выбранного вами флага. У вас есть флаг страны, я на группу выдаю иллюстрации, характеризующую страну, в которой вы теперь проживаете. Каждый в группе на “черновиках” запишет свои ассоциации к увиденному.

4. Обмен опытом. Социализация.

Учащиеся зачитывают в группах свои ассоциации.

Задание: дополнить свой ассоциативный ряд новыми словами, которые услышали от товарищей, и, которые вам особенно понравились.

Новое задание: обсудите в группе, в какой стране вы оказались, и объявите это другим группам.

5. Афиширование первого результата.

Представитель от группы выходит к доске. На экране демонстрируется флаг страны, слайды, помогающие определить учащимся данную страну. Представитель от группы называет страну, жителями которой они теперь являются, поясняет, как данные слайды помогли им догадаться, в какой стране они оказались, т.е. между группами идет обмен первичной информацией о той стране, которую они представляют.

После выступления всех групп учитель демонстрирует на экране правильность выполнения заданий. (Приложение 2)

6. Работа с информацией.

Учитель раздает тексты – выдержки из энциклопедий с информацией о той стране, в которой они теперь проживают. Тексты отображают национальные особенности страны, ее традиции и обычаи, национальную кухню и одежду, достопримечательности и интересные факты. (Приложение 3).

Тексты для ознакомления учащиеся передают по кругу.

7. Обработка информации.

Новые листы учащиеся делят пополам. На одной половине листа они записывают то, что уже знали об этой стране, а на другой – что новое узнали, что поразило, чем бы хотели поделиться с друзьями.

Чтение в группе, обмен теми фактами, которые, может быть, сначала они не отметили.

8. Индивидуальная работа.

Каждый участник группы берет большой лист и пишет “письмо другу” с приглашением в гости в ту страну, жителем которой он является. По желанию в группе зачитывается несколько приглашений.

9. Коллективная работа – составление программного тура по стране.

Представьте себе, что вы – турагентство, вам надо набрать экскурсионную группу для поездки в вашу страну. Для этого вы должны так представить свою страну, чтобы захотелось ее посетить.

10. Афиширование работ.

Представитель турагентства зачитывает программу тура по стране. Дополнительно можно предложить задание: придумать название и эмблему своего турагентства. (Приложение 4)

11. Рефлексия.

Учащиеся пишут рефлексию на одну из выбранных тем:
“Сегодня я себя ощущаю…”
“Мне сегодня в этот час было…”
“Я сегодня для себя открыл…”

Детские работы и фотографии к уроку прилагаются. (Приложение 5)