Развитие познавательного интереса на уроках математики

Разделы: Начальная школа


“Предмет математики столь серьезен,
что не следует упускать ни одной возможности
сделать его более занимательным”
Блез Паскаль

Проблема развития познавательного интереса у школьников, в том числе и на уроках математики, по-прежнему не теряет своей актуальности. Одним из эффективных методических приемов в обучении математике, в соответствии со стандартами 2-го поколения, стала собственная деятельность учащихся, опирающаяся на информатизацию и стимулирующую их к самостоятельному приобретению знаний.

В течение 2010–2011 учебного года я разрабатывала курс на сайте “Началка.семинфо”, который позволил систематизировать необходимые информационные ресурсы, применяемые в урочной и внеурочной системе обучения математике первоклассников.

В своем курсе я выделяю 4 основных направления:
– демострационно – тренировочное (презентации в программе “Power Point”) здесь учебная информация поэтапно подводит учащихся к математическим определениям и понятиям, происходит первичное закрепление изученного)_
– тренажеры (тесты с ответом “верно/неверно”, со множественным выбором ответа, короткий ответ);
– тесты в программе “Нот Ротатоs” как средство контроля ЗУН учащихся;
– исследовательская работа (форумы для мини-проектов).

Первоклассники могут самостоятельно входить на мой курс, выполнять задания и отправлять на форум свои работы. У меня же, как у учителя, есть уникальная возможность наблюдать за работой ученика в информационном пространстве, анализировать результаты и подобрать оптимальную оценку для задания, комментируя их. В случае неверного ответа, ученик имеет возможность вернуться к заданию и откорректировать его.

Немаловажную роль в обучении математике первоклассников играл проектный метод. Так, к примеру, изучив состав чисел до 10-ти, ребятам было предложено создать мини-проекты, используя инструменты программы “ПервоЛого”. На своем курсе я разместила примерный план проекта, который помог ребятам провести исследование чисел от 1–10, по следующим вопросам (на примере цифры 1):

1) Представь и нарисуй 1.
2) На что похожа эта цифра? Создай рисунок инструментами графического редактора.
3) В названии каких сказок, фильмов есть единица?
4) Запиши и озвучь текст (пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения ) с числом 1.

Озвучь:

  1. Что в твоей жизни связано с этим числом?
  2. Как ты думаешь, о чем мечтает единица?
  3. Как ты думаешь, почему у человека один язык, но два уха и два глаза?
  4. Какие события в жизни человека случаются только один раз?

Работая над проектом, ребята были разделены на группы. Каждая группа имела возможность самостоятельно дополнить проекты своими вопросами. На мой взгляд, работа над такими проектами способствует не только формированию навыков компьютерной грамотности, но и развитию речи первоклассников, повышается коммуникативная компетенция, формируется положительная мотивация к обучению математики.

В своей педагогической практике я уделяю большое внимание включению в структуру урока ЦОР, презентаций, обучающей программы “Кирилл и Мефодий”, программы “ПервоЛого”. Прошедший год убедил меня в том, что использование выше перечисленных информационно-технических средств делает процесс изучения материала наглядным и доступным для первоклассников и, что особенно важно, создает ситуацию эмоционального подъема.

Особое внимание хочется обратить на курс “Математика и Информатика”, разработанный авторским коллективом под руководством Семенова А.Л. Данный курс мы изучали дополнительно к основному учебнику математики нашего УМК. Важнейшей частью работы с этим учебным пособием является выработка навыков самостоятельной деятельности учеников. Все новые понятия курса, пояснения к картинкам изложены для учеников в доступной для осмысления форме, на голубых листах определений. Кроме работы с учебником, данный курс предполагает работу манипулятивами. Ученики с удовольствием вырезают и наклеивают бусины или монетки, выполняя задание. Важной частью курса так же являются компьютерные уроки, позволяющие сформировать компьютерную грамотность первоклассников.

Безусловно, нельзя сказать, что с первых же дней знакомства с компьютером детям было легко, т.к. не все дети даже могли зайти на сайт самостоятельно. Очень много времени уходило на то, чтобы научить их самостоятельно набирать пароли и логины для входа на компьютерный курс. Но эти трудности мы преодолели. Компьютерные уроки курса вызвали у детей огромный интерес. Каждый ребенок имел возможность работать в своем темпе. Компьютерные уроки выполнялись моими учащимися не чаще двух раз в неделю по 10-15 минут. Такие уроки были разделены условно на 3 уровня (части).

В первой части ребята познакомились с инструментами компьютерной среды (ластик, карандаш, заливка и др). С их помощью первоклассники учились выполнять такие действия как “Раскрась” и “Обведи”.

Во второй части компьютерных уроков включались задания на закрепление уже полученных навыков и умений, ученики уже начинали сосредотачиваться не на технической стороне, а именно на содержании задачи. Такие задания рассчитаны на среднего ученика, и, если медлительный ребенок не успевает справиться, у него есть возможность вернуться к этому заданию на следующем уроке.

В последнюю часть уроков включались задания на повторение, предназначенные, прежде всего, для более быстрых и сильных ребят.

Работая с компьютерными уроками, мои дети старались выполнить задания всех уровней. Кроме компьютерных уроков, первоклассникам очень нравилось работать с компьютерными тренажерами, связанными с отработкой навыков счета, выполнением арифметических действий (особенно – со взвешиванием предметов). Со своей стороны могу сказать, что проверка компьютерных уроков не вызывала особой сложности, поскольку я могла оставлять свои рекомендации ученику по выполненному уроку.

В заключении хочется сказать, что использование ИКТ-технологий является не только средством развития математических умений и навыков, но и делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает мыслительную активность первоклассников.