Первый урок в теме “Обыкновенные дроби”.
Учебник Н.Я.Виленкина “Математика 5”.
Цели урока: ознакомление учащихся с понятием окружности и круга; формирование умения строить окружность с помощью циркуля по заданному радиусу и диаметру.
Учебные задачи, направленные на достижение:
Личностного развития:
- продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
- развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметного развития:
- расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
- продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Предметного развития:
- формировать теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах;
- продолжать развитие изобразительных умений (научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса);
- формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.
Формы работы учащихся:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- самостоятельная работа;
- работа в парах;
- тестовый контроль.
Необходимое оборудование:
- Проектор и экран.
- Презентация “Окружность и круг”.
- Индивидуальный лист каждому учащемуся (приложение 1).
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Номер слайда |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД (личностные, метапредметные) |
Время ( в мин) |
1. | Организационный момент | №1,2 |
|
|
Познавательные (умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы). |
2 |
2 | Актуализация знаний. Постановка проблемы. | №3 |
|
записывают дату и тему урока в тетради. | Регулятивные (способность к волевому усилию) |
1 |
3. | “Открытие” детьми нового знания. | №4 | Проводит фронтальный опрос по чертежу
на слайде. 1. Какие из нарисованных фигур можно назвать линиями? |
Отвечают на вопросы учителя и
записывают ответы в индивидуальные листы. 1. Все |
Познавательные |
5 |
2. Какие из них являются ломаными, какие – кривые? | 2. №2,4 | |||||
3. Разделите кривые линии на замкнутые и незамкнутые. | 3.Замкнутые – 3,6,8 незамкнутые -1,5,9 | |||||
4. В замкнутых кривых 3,6,8 расставлены точки, можно ли утверждать, что расстояние от точки О до точек А,В,С,D в каждой фигуре одинаковое? Измерьте расстояние до данных точек с помощью линейки. Запишите ответы. | 4. Учащиеся измеряют расстояние от т.О до точек А,В,С,Д. Записывают результат в индивидуальные листы. | |||||
5.Сравните фигуры 6 и 8. | 5. Сходство: это замкнутые кривые линии, внутри отмечена точка О, а на линиях отмечены точки А,В,С,D. Отличие: расстояние от точки О до точек А,В,С,D в фигуре 6 – разные, в фигуре 8 – одинаковые | |||||
6.Как вы думаете, почему фигура 8 является окружностью, а фигура 6 не является окружностью? | 6.Потому что в фигуре 8 расстояние от точки О до точек А,В,С,D – одинаковые, а в фигуре 6– разные | |||||
7. Назовите существенные признаки окружности! | 7. Это кривая замкнутая линия; расстояние от точки О до всех точек на окружности одинаковые. | |||||
8. Можно ли назвать окружностями фигуры 5, 7,9? | 8. НЕТ! Фигуры 9 и 5 не являются замкнутыми кривыми, а фигура 7 не имеет центра, расстояния от которого до всех точек на окружности одинаковые. | |||||
9. Чем отличаются окружности 3 и 8? | 9. Расстоянием от точки О до точек на окружности! | |||||
10. Отметьте любую другую точку на окружности 8 и измерьте расстояние от точки О – центра окружности – до этой точки, сделайте вывод! | 10. Расстояние от центра окружности до любой точки на окружности одинаковое! | |||||
4 | №5,6 | Подготовка обучающихся к следующему этапу урока. Загадка о циркуле в стихах. Техника безопасности работы с циркулем. С помощью слайдов презентации наглядно показывает строение циркуля и его назначении. | Отгадывают загадку – “Циркуль” Находят все элементы на своем циркуле. |
Коммуникативные (умение вступать в диалог) |
2 | |
5. | Изучение нового материала и его первичное закрепление. | №7,8 | Учитель предлагает учащимся построить окружность произвольного радиуса вместе с ним. | Выполняют задание учителя. | Познавательные (умение
составлять модель и преобразовывать её в случае
необходимости). Коммуникативные (умение слышать и слушать) Регулятивные (умение проанализировать ход и способ действий) |
15 |
№9 | Предлагает вспомнить, какие знакомые предметы имеют форму круга, а какие форму окружности? | Перечисляют предметы | ||||
№10, 11 | Вводит новые понятия “центр окружности”, “радиус окружности” | Учащиеся делают соответствующие записи в тетради. | ||||
№12 | Предлагает обучающимся, не нарушая закономерностей, построить в исследовательском листе радиусы в последних окружностях. Затем включает на слайде правильно построенные радиусы. | Строят радиусы и объясняют какую закономерность они выявили. Проверяют правильность. | ||||
№13 | Предлагает обучающимся сделать
самостоятельное исследование: Постройте
окружность с радиусом 3 см и отметьте ее центр.
Соедините две точки окружности, таким образом,
чтобы данный отрезок проходил и через центр
окружности. Даёт определение “диаметра окружности”. |
Выполняют задание в индивидуальных листах, делают вывод, затем проверяют и исправляют свои ошибки, используя слайды презентации. | ||||
№14 | Напишите выражение, по которому можно найти длину этого отрезка. Затем просит обучающихся проверить выполненное ими исследование, используя слайд презентации. | Учащиеся делают соответствующие записи в тетради. | ||||
№15 | Вводит понятие “хорда окружности”. | Учащиеся делают соответствующие записи в тетради. | ||||
№16 | Даёт задание учащимся: перечислить все диаметры, хорды и радиусы окружности. | Устно выполняют задание учителя. | ||||
№17 | Введение нового понятие “дуга окружности”. | Учащиеся делают соответствующие записи в тетради. | ||||
№18 | Даёт задание: назовите все дуги окружности. | Устно выполняют задание учителя. | ||||
№19 | Предлагает выполнить практическое
задание: используя циркуль, постройте в тетради
две окружности с одинаковым радиусом, равном 3 см,
закрась внутреннюю область одной окружности. Задает вопрос: чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью? |
Выполняют построение фигур в
индивидуальном листе, и называют получившиеся
фигуры. Отвечают на поставленный вопрос: Первая фигура закрашена, т.е. ей принадлежат все точки, находящиеся внутри этой фигуры, и она называется кругом. |
||||
№20 | Задание: назовите точки, лежащие во внутренней (внешней) области. | Устно выполняют задание учителя. | ||||
6. | Исследовательская работа в парах. | №21 | Даёт задание и оказывает консультативную помощь учащимся, у которых возникли затруднения. | Выполняют работу в парах. | Коммуникатив ные (умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации) |
10 |
7. | Тестовая работа с взаимоконтролем. | №22 | Предлагает учащимся проверить свои знания с помощью теста. | Учащиеся выполняют тест, с последующим взаимоконтролем. | 2 | |
8. | Итог занятия. | №23 | Подводит итоги урока. Предлагает
описать свои впечатления о сегодняшнем уроке и
нарисовать улыбку смайлику, в зависимости от
настроения учащихся. Задает задание на дом: |
Описывают в индивидуальных листах
впечатления о проведенной исследовательской
деятельности, о своих впечатлениях и своем
эмоциональном состоянии . Записывают домашнее задание в дневник. |
3 |