Урок на тему "Окружающая среда – источник инфекционных заболеваний"

Разделы: ОБЖ


Цель урока:

  1. познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, способами защиты от инфекционных заболеваний;
  2. развитие способностей сравнивать, анализировать, делать выводы;
  3. воспитывать культуру устной речи, коммуникативные способности.

Учебно-наглядный комплекс: учебник “Основы безопасности жизнедеятельности”9 класс, под ред. Ю.Л. Воробьева, табличные формы “ Возбудители и переносчики инфекционных заболеваний”,– для каждого учащегося, презентации к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент:

– Вы учили дома тему “ Как выплыть в море информации и завоевать друзей”, а теперь давайте проверим домашнее задание.

1-й вопрос: Как справиться с информационными перегрузками?

Научиться правильно работать, чтобы, заодно и тоже время больше сделать;

Рационально организовывать режим умственной работы:

  • постепенное вхождение в работу;
  • чередование умственного и физического труда;

Запоминать материал предварительно его осмыслив;

Материал для запоминания не должен слишком быть большим:

  • настроить себя на работу;
  • повторить и запомнить выученное;
  • информация должна быть последовательной, законченной;
  • запоминается лучше, что связано с эмоциями, и когда привлекаются все органы чувств;
  • повторять перед сном.

2-й вопрос: Назовите правила самоорганизации?

  • определить цель;
  • составить план;
  • намерьте строки;
  • придумайте стимул;
  • уметь отказаться от желаний, которые мешают делу;
  • не откладывать дела, не тянуть время.

3-й вопрос: Что такое искусство общения?

Делать доброе для других людей, товарищей;
– Испытывать радость общения с друзьями;
– Быть внимательным, уважительным к собеседнику;
– Не ссориться по пустякам, стараться быть добрым, не ябедничать;
– Если друг в чем – то не прав, скажи ему об этом в вежливой форме;
– Не зазнавайся, если у тебя что – то хорошо получается, помоги другу;
– Не падай духом, если что– то не выходит

Презентация. Слайд 1.

2. Мы говорим о такой среде обитания– людях. А сегодня поговорим о других обитателях окружающей среды – микроорганизмах, и тема нашего сегодняшнего урока: “ Окружающая среда – источник инфекционных заболеваний”.

3. Цели нашего урока:

  • познакомиться с видами инфекционных заболеваний;
  • причинами возникновения эпидемий;
  • совершенствование навыков безопасного поведения.

Слайд 2.

4. План урока:

  1. Инфекции;
  2. Механизм передачи инфекции;
  3. Профилактика инфекционных заболеваний;
  4. Что такое эпидемия;
  5. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.

Слайд 3.

1. Инфекции:

Что такое здоровье? Часто ли мы задумываемся о нем?....

На здоровье человека влияет много факторов. Один из которых окружающая среда. Окружающая среда наполнена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Что же такое инфекционные заболевания?

Инфекционные заболевания – заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами.

Каждая инфекционная болезнь вызывается особым возбудителем, Которые находятся в воздухе, воде, почве, в теле других живых организмов и т.д.

Слайд 4.

Существует много видов различных инфекций: это возбудители ботулизма, гангрены, столбняка, туберкулеза, сальмонеллеза(которые вы видите на экране)

Слайд 5.

Одним из распространенных вирусов – является вирус “ Гепатит В”, который еще называет “ Болезнь Боткина или “Желтуха”.

ПРИЗНАКИ: желтушный окрас глаза больного.

По данным ВОЗ вирусными гепатитами инфицированы около 250 млн. человек

Слайд 6.

Эта инфекция поражает печень. На данном рисунке вы видите пораженную инфекцией печень.

Слайд 7.

Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920),Русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии, первый, кто открыл в 1882 году проходящий через бактериологический фильтр возбудитель табачной мозаики, который стал называться – ВИРУСОМ.

Слайд 8

2. Механизм передачи инфекции:

Существует несколько способов передачи инфекции, такие как:

Слайд 9–13.

  1. Пищевой механизм передачи инфекции – через некачественные продукты питания;
  2. Водный механизм передачи инфекции – через использование зараженной воды для питья, мытья продуктов, умывания:
    (летом 2005 года были выявлены десятки случаев СЕРОЗНОГО МЕНИНГИТА у детей, купавшихся в городских водоемах);
  3. Воздушно – капельный механизм передачи инфекции – через вступление в контакт с больными гриппом, ОРЗ, кашлем людьми;
  4. Контактно– бытовой механизм передачи инфекции– через контакты в общественных местах(школа, транспорт, кинотеатр);
  5. Механизм поступления инфекции через передатчиков – при укусе животного, насекомого, птиц.

Слайд 14.

3. Профилактика инфекционных заболеваний:

Существует несколько видов профилактики инфекционных заболеваний:

Это:

1. Устранение возбудителя инфекции (карантин, обсервация); 2. Разрыв путей передачи источника инфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация) 3. Повышение невосприимчивости людей (вакцинация)

 

Слайд 15.

  • ДЕЗИНФЕКЦИЯ – (от де..., дез и средневекового лат. infectio – заражение) – комплекс мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней.
  • ДЕЗИНСЕКЦИЯ – (от де..., дез и лат. insectum – насекомое) – комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих – переносчиков возбудителей болезней (комары, мухи, вши и т.д.)
  • ДЕРАТИЗАЦИЯ – (от де... и франц. rat – крыса) – комплекс мер по борьбе с грызунами.

У вас на столах лежат значения этих слов, прочитайте их:

Карантин (от итал. quaranta – сорок) – комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) инфицированного лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта или подозрительного на инфицирование лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта.

История происхождения слова “карантин”.

Первоначально слово “карантин” означало “время, из сорока дней состоящее” (“карантен” – по-французски – “сорок”).

И только в конце XVIII века появилось второе значение этого слова – “самой дом, в котором приезжающие из заразительных мест должны иметь пребывание свое”. Карантин чаще всего при многих инфекционных болезнях, прежде всего оспе и чуме, длился сорок дней.

Первые упоминания карантинных мероприятий встречаются еще в Ветхом завете : Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.

Обсервация (от лат. observatio – наблюдение), система мер по наблюдению за изолированными в специальном помещении лицами, выезжающими или прибывающими из населенных пунктов и стран, неблагополучных по чуме, оспе, холере, желтой лихорадке.

Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни.

Слайд 16–17.

Одним из видов профилактики является забота о своем здоровье.

Она заключается в том, чтобы:

  1. вести здоровый образ жизни;
  2. активный отдых;
  3. физическая зарядка;
  4. режим дня;
  5. обтирание тела холодной водой;
  6. соблюдение правил личной гигиены;
  7. принимать пищу богатую витаминами;
  8. избегать тесных контактов с возможным очагом заражений;
  9. а главное – вырабатывать иммунитет.

Слайд 18.

Иммунитет – состояние невосприимчивости к возбудителям инфекционных заболеваний.

Достигается ведением здорового образа жизни и вакцинацией

Слайд 19.

Существует несколько ВИДОВ ВАКЦИН:

  1. Живые вакцины
  2. Вакцины из убитых микробов
  3. Химические вакцины
  4. Анатоксины

Анатоксины – обезвреженные формалином токсины микробов, сохранившие свойство антигена. Используются в качестве вакцин для профилактики дифтерии, столбняка и других инфекций.

Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни.

Иногда инфекции распространяются так быстро и поражают здоровый организм, что превышают порок заболеваемости на данной местности и это распространение называется ЭПИДЕМИЕЙ, а почему они возникают, вы сейчас узнаете, прочитав текст учебника, стр. 54–56.

4. Что такое эпидемия:

4. Закрепление изученного:

Слайд 20.

1. Что такое “эпидемия”?

Эпидемия – (от греч. epidemia) – массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости;

2. Назовите факторы возникновения эпидемий?

Слайд 21.

ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭПИДЕМИЙ:

Биологические;
Социальные.

Слайд 22.

3. Что влияет на скорость распространения эпидемии?

  • бытовые условия;
  • коммунальное благоустройство;
  • качество медицинской помощи
  • и т.д.

Слайд 23.

4. Назовите компоненты возникновения инфекций?

1. Источник возбудителя (зараженный человек или животное); 2. фактор, обеспечивающий передачу возбудителей; 3. Восприимчивость к инфекции людей.

И последний вопрос, который мы сегодня рассмотрим на уроке – это...

Презентация 2. Слайд 2.1.

5.СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.

Слайд 2.2.

В 1981 году в США появилось сообщение о новом неизвестном заболевании, которое часто заканчивалось смертью. В результате проведенных исследований, было установлено, что эта болезнь имеет вирусную природу, ее назвали – Синдром иммунодефицита (СПИД).

Вирус, вызывающий болезнь – получил название ВИЧ (Вирус иммунодефицита человека).

Слайд 2.3.

Этот вирус поражает те клетки организма человека, которые предназначены для противодействия вирусной системы, этот вирус проникает внутрь лимфоцитов – клеток крови. На экране вы видите –“Здоровая клетка лимфоцита”.

Слайд 2.4.

Вирус ВИЧ проникает внутрь лимфоцитов – клеток крови, обеспечивающих иммунную защиту организма человека, размножается в них и вызывает их гибель.

Новые вирусы поражают новые клетки, но прежде чем количество лимфоцитов снизится до такой степени, что разовьется иммунодефицит, могут пройти годы (чаще 4–6 лет), в течение которых вирусоноситель является источником инфекции для других людей.

Слайд 2.5.

На этом слайде вы видите жизненный цикл вируса ВИЧ, который состоит из нескольких этапов:

  1. Вирус ВИЧ прикрепляется к клетке;
  2. Вирус и клеточные мембраны слипаются;
  3. Вирус “высвобождает” генетический материал РНК внутри клетки;
  4. Вирусная РНК трансформируется в ДНК;
  5. Вирусная ДНК смешивается с ДНК клетки;
  6. Образование новых вирусов;
  7. Вирус убивает клетки и поражает всю иммунную систему.

Слайд 2.6.

А так выглядит больная клетка.

(Клетка лимфоцита “ оранжевая”, зараженная вирусами СПИДа – “ голубая”, теряет форму и разносит их по всей кровеносной системе.)

Слайд 2.7.

В результате этого, у больного появляется Отсутствие иммунной защиты у больного человека приводит к большей восприимчивости к различным инфекциям.

Слайд 2.8.

А каковы же признаки заболевания:

  • вторичные инфекции бактериальной, грибковой, вирусной природы (наблюдается увеличение лимфатических желез, воспаление легких, длительные поносы, лихорадки, потеря веса);
  • раковые заболевания;
  • поражением центральной нервной системы (ослабление памяти, интеллекта, нарушение координации движений).

Слайд 2.9.

Вирус почти всегда передается следующими способами:

  • половым путь,
  • через кровь и препараты крови,
  • от матери к новорожденному ребенку.

Слайд 2.10.

Следует знать, что вирус не передается:

  • через рукопожатие,
  • воздушно-капельным путем,
  • при укусах кровососущих насекомых.

Слайд 2.11.

А теперь рассмотрим основные способы профилактики СПИДа:

  • использование одноразовых шприцев и игл.
  • пользоваться личными предметами гигиены.
  • обеззараживание инструментов для маникюра.
  • избегайте лечения иглоукалыванием вне медицинских учреждений,
  • избегайте татуировок и прокалывания мочек ушей нестерильными инструментами.

Слайд 2.12.

Чаще всего этим заражаются:

  1. люди, вступающие в беспорядочные половые связи,
  2. наркоманы, пользующиеся загрязненными шприцами при внутривенных инъекциях.

Слайд 2.13.

5. Закрепление материала:

  1. Что такое инфекционные заболевания?
  2. Назовите механизмы передачи инфекции?
  3. Укажите виды профилактики инфекционных заболеваний?
  4. Что такое иммунитет?
  5. Перечислите виды вакцин?
  6. Когда и в какой стране появилось впервые заболевание СПИД?
  7. Назовите этапы жизненного цикла вируса ВИЧ?
  8. Перечислите признаки заболевания?
  9. Назовите способы передачи заболевания?
  10. Каковы основные способы профилактики СПИДа?
  11. Кто чаще всего заражается СПИДом?

6. Подведение итогов, выводы к уроку:

Сегодня на уроке речь шла о

  1. видах инфекционных заболеваниях;
  2. причинах их возникновения;
  3. механизмах передачи инфекций;
  4. о чуме 20 века – СПИДе.

7. Выставление и ОБЪЯВЛЕНИЕ оценок за урок.

8. Домашнее задание:

Слайд 2.14.

  • Учебник Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс, Стр.53–58.

Тест.

1. Являются ли постоянные ссоры с друзьями проявлением свободы вашего выбора?

А) да, являются;
Б) нет, не являются;
В) все зависит от культуры человека, страны, где он живет, и от законодательства;

2. Дети имеют право свободно делать свой выбор?

А) во все сферах жизни и деятельности;
Б) только в среде своих друзей;
В)только в семье;

3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?

А) потому что так принято в обществе;
Б) потому что это совпадает с его желаниями;
В) потому что так получается;

4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:

А) ссорятся;
Б) отстаивают свои позиции;
В) вырабатывают правила;

5. Почему человек не соблюдает правил?

А) жить по правилам не интересно;
Б) он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;
В) что соблюдение – это проявление слабости;

6. Каковы причины конфликтов?

А) грубость;
Б) слабохарактерность;
В) эгоизм;
Г) доброта;
Д) ответственность;
Е) различие взглядов;

7. Может ли быть конфликт без насилия?

А) да;
Б) нет;
В) всегда;

8. К какому понятию относится определение “ состояние взаимной вражды, серьезная размолвка”?

А) конфликт;
Б) ссора;
В) противоречие;

Возбудители и переносчики инфекционных заболеваний.

№ п.п. Возбудитель Вид болезни Профилактика
1 2 3 4
1      
2      
3      
4