Конспект занятия "Звуки [ч], [щ]"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закреплять произношение и различение звуков [Ч], [Щ].
  • Упражнять в различении и произношении слов сложной звуко-слоговой структуры.
  • Закреплять правописание : ча, ща, чу, щу.
  • Развивать навыки чтения и печатания.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

Оборудование: Предметные картинки на звуки [Ч], [Щ], схема звуков, карточки с картинками, сюжетные картинки по теме “Профессии”, перфокарты, таблицы слов с пропущенными буквами: А, У, ручки, карандаши, кружочки настроения из картона.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Д/игра с картинками “Назови первый звук”. (Приложение 1)

(Черепаха, щавель, щетка, щука, чай, чашка, щенок.)

2. Произнесение, сопоставление звуков [Ч], [Щ]. (Приложение 2)

Характеристика звуков: согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий.

3. Д/игра с карточками “Составь слово”. (Приложение 3)

Логопед: Дети, возьмите первые звуки слов и составьте слово:

Чашка, аптечка, сани – (час),
Щетка, утка, крот, автомобиль – (щука),
Ручка, овощи, щука, автобус – (роща).

4. Д/игра “Назови профессию”. (Приложение 4)

Логопед. Выберите картинки, в названиях профессий которых есть звуки [Ч], [Щ]:

Врач, учительница, стекольщик, часовщик, крановщик, пчеловод, пограничник, дрессировщик, печник и др.

Составьте предложения по картинкам “Кто что делает?”.

Врач лечит больных.
Учительница учит учеников.
Стекольщик вставляет стекла.
Часовщик чинит часы.
Крановщик работает на кране.
Пчеловод разводит пчел.
Пограничник охраняет границу.
Дрессировщик дрессирует зверей.
Печник кладет печь.

5. Физкультминутка. Упражнение с пальчиками “Дружба”.

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы писать опять.

6. Работа с перфокартами. Д/игра “Найди в слове место для буквы”. (Приложение 5)

Щ – щит, плащ, роща, щенок, овощи. Ч – мяч, туча, часы, грачи, чулки.

7. Повторение скороговорок на звуки Ч, Щ.

Дети друг за другом произносят скороговорки:

Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.

Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Два щенка, щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.

Ты нас мама не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.

У четырех черепах
По четыре черепашонка.

Чебурашка, чебурашка,
Нос, как черная букашка.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка,
Чертили черными чернилами чертеж.

8. Работа с таблицами. (Приложение 6)

Логопед: Дети, вставьте пропущенные буквы и прочтите слова (повторение правописания ча, ща, чу, щу).

Дети читают слова: щука, чудо, пища, часы, чудак, чайка, чашка, чуб, чай.

9. Итог занятия.

Логопед: Молодцы, дети, мне понравилось с вами играть, и у меня теперь очень хорошее настроение. Я вам предлагаю выбрать свое настроение и показать друг другу. (Приложение 7)