Задачи: дифференциация звуков Р и Л в словах, словосочетаниях, связном тексте.
Цели:
- Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
- Образовательные: научить понимать содержание картины; формировать умение связно, последовательно описывать изображение; развивать умение связно составлять рассказ коллективно; активизировать словарный запас по лексической теме “Семья”.
- Коррекционные: развивать мелкую моторику рук; развивать фонематический слух и внимание; упражнять в составлении схемы предложения; выполнять звуко-слоговой анализ слов, входящих в предложение; согласование существительных с прилагательными; упражнять в словообразовании сложных слов; закрепить фразеологизм “золотое сердце”.
Предварительная работа: рассматривание и составление рассказов по серии картин “Семья”, составление рассказа по серии сюжетных картин “Просто старушка”.
Словарная работа: активизация словаря по лексической теме “Семья”:
прилагательные: добрая, ласковая, чуткая, любимая, родная…;
сложные прилагательные: доброжелательная, мягкосердечная, добродушная,
трудолюбивая…;
фразеологизм “золотое сердце”.
Оборудование: сюжетная картина “Семья”, предметные картинки со звуками Р и Л в разных позициях, схема предложения, игра “Шифровка”.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед. Дети, на прошлом занятии мы сравнивали два звука Р и Л. Чем они похожи?
Дети. Оба звука согласные, оба звука звонкие, оба звука имеют твердую и мягкую пару.
Логопед. А чем отличаются?
Дети. При произнесении звука Р – язычок дрожжит, при произнесении звука Л – нет.
(На доске выставляются предметные картинки : рыба, лук, молоко, сыр, пол, барабан.)
Логопед. Дети, посмотрите на доску и найдите слово со звуком Р в начале слова и составьте предложение с этим словом.
Ребенок 1. Рыба. Папа поймал рыбу.
Логопед: найдите слово со звуком Л в начале слово и составьте с этим словом предложение.
Ребенок 2. Лук. Лук вырос в огороде.
Логопед. Найдите слово со звуком Р в середине слова и составьте предложение с этим словом.
Ребенок 3. Барабан. Мама купила барабан.
Логопед. Найдите слово со звуком Л в середине слова и составьте предложение.
Ребенок 4. Молоко. Я пью молоко.
Логопед. Найдите слово со звуком Р в конце слова и составьте предложение.
Ребенок 5. Сыр. Я люблю сыр.
Логопед. Найдите слово со звуком Л в конце слова и составьте предложение.
Ребенок 6. Пол. Боря вымыл пол.
Логопед. Молодцы. А теперь составим схему предложения “Мама купила барабан.”
Одного ребенка вызываем к доске, он выкладывает схему предложения.
Ребенок. Первое слово – мама, второе слово – купила, третье слово – барабан.
Логопед. Выполним звуко-слоговой анализ третьего слова в этом предложении.
Ребенок, стоящий у доски, выполняет его на доске, остальные дети – на местах.
Логопед. Сколько слогов в этом слове и почему?
Дети. В этом слове три слога, потому что здесь три согласных звука, а мы знаем правило: “Сколько в слове гласных, столько и слогов, знает каждый из учеников”
Логопед. Молодцы!
Беседа по картине “Семья”.
Рис. 1
Логопед. Посмотрите на картину. Кого вы видите на ней, перечислите.
Дети. Мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка.
Логопед. Как можно назвать всех этих людей одним словом?
Дети. Семья.
Логопед. Догадайтесь, какой праздник в этой семье?
Дети. День рождения.
Логопед. Почему вы так думаете?
Дети. Потому что все члены семьи собрались с большой комнате, потому что все нарядно одетые, улыбаются, смотрят на бабушку, в руках у них подарки.
Логопед. Назовите одежду , в названии которых есть звуки Р и Л.
Дети. Розовое платье, голубой праздничный платок, черный костюм, коричневый костюм, желтое платье, белая рубашка, черный галстук, красный свитер, черные брюки.
Логопед. Давайте скажем кто кем приходится?
Дети. (Ответы детей должны быть полными.) Для дедушки и бабушки девочка и мальчик – внуки, мальчик – внук, девочка – внучка. Для девочки и мальчика мама и папа – родители. Для мамы и папы девочка – дочка, мальчик – сын. Для мальчика девочка – младшая сестренка. Для девочки мальчик – старший брат.
Логопед. Кто на картине самый младший?
Дети. Самая младшая в этой семье девочка.
Логопед. Давайте дадим ей имя, в ее имени должен быть звук Л.
Дети. Алла, Мила, Клава, Лада, Лола…
Логопед. Кто на этой картине старше Аллы, но младше мамы.
Дети. Старше Аллы, но младше мамы – мальчик.
Логопед. Давайте дадим ему имя со звуком Р.
Дети. Рома, Рустам, Марат…
Логопед. А узнать имя именниницы нам поможет игра “Шифровка”. У каждого из вас на столах код и закодированное имя бабушки. Возьмите листочек, карандаш и попробуйте раскодировать имя. (Один ребенок может работать у доски, дети расшифровывают имя бабушки, например Лариса.)
Логопед. Молодцы, все правильно расшифровали имя бабушки. Ее зовут Лариса. Давайте немного отдохнем. Возьмите в руки цветы и встаньте на свои места.
Физкультминутка:
На лугу растут цветы (держат цветы перед собой.)
Небывалой красоты
К солнцу тянуться цветы (поднимают цветы над головой.)
С ними потянись и ты (Поднимаются на носочки.)
Ветер дует иногда (Наклоны вправо-влево.)
Только это не беда
Наклоняются цветочки (Наклон вперед.)
Опускают лепесточки
А потом опять встают (поднимают цветы над головой.)
И по-прежнему цветут.
Дети садятся на свои места. На доске выставлены картинки-подсказки (коробка конфет, духи, букет роз, картина, салфетка, вышитая крестиком, торт).
Логопед. Ребята, посмотрите еще раз на картину и на картинки-подсказки и скажите, что подарил каждый член семьи бабушке.
Дети. (Ответы детей полные.) Дедушка подарил бабушке торт. Папа подарил бабушке букет цветов и коробку конфет. Мама подарила бабушке духи. Алла подарила бабушке вышитую крестиком салфетку. Рома подарил картинку, которую нарисовал сам.
Логопед. Кроме подарков, что получила бабушка?
Дети. Комплименты, признания в любви, благодарность, теплые слова.
Логопед. Какими добрыми словами можно назвать бабушку? Бабушка какая?
Дети. Добрая, красивая, чуткая, ласковая, заботливая, родная, вежливая…
Логопед. Как можно назвать бабушку, если она труд любит?
Дети. Трудолюбивая.
Логопед. Если она добра желает?
Дети. До6рожелательная.
Логопед. Если она жизни радуется?
Дети. Жизнерадостная.
Логопед. Если у нее любви в обилии?
Дети. Любвеобильная.
Логопед. Какое у бабушки сердце?
Дети. Золотое сердце.
Логопед. Какое у бабушки и у членов семьи настроение?
Дети. Праздничное, радостное, веселое, приподнятое.
Логопед. И, наконец, что мы можем сказать об этой семье, какая она?
Дети. Большая, дружная, веселая, счастливая.
Логопед. Кто хочет рассказать про эту семью полностью? Только не забудьте, что кроме подарка, каждый член семьи сказал какие-то ласковые слова.
(Начинает рассказ один ребенок, продолжает второй, заканчивает третий.)
Дети. “Сегодня у бабушки день рождения. Вся семья собралась в зале (в большой комнате), чтобы поздравить бабушку. Все оделись празднично: мама надела розовое платье, папа и дедушка костюмы, белые рубашки и черные галстуки, бабушка накинула праздничный голубой платок, девочка надела желтое платье, а мальчик красный свитер и черные брюки. Дедушка подарил торт и сказал: “Дорогая бабушка, я тебя поздравляю с днем рождения, желаю тебе здоровья, чтобы внуки тебя уважали”. Папа подарил бабушке букет цветов и коробку конфет и сказал: “Спасибо, дорогая наша бабушка, за то, что вы провожаете внуков в детский сад и школу”. Мама подарила духи и сказала: “ Дорогая мама, желаю тебе, чтобы ты оставалась всегда такой бодрой и молодой”. А Рома захлопал в ладоши и сказал: “ Любимая бабулечка, я тебя всегда буду слушаться и убирать за собой игрушки”. А Алла подарила бабушке салфетку, которую она вышила сама и сказала: “ Бабушка, я тебе всегда буду помогать накрывать на стол, а потом мыть посуду”. Бабушка улыбнулась, всех поблагодарила и пригласила всех за праздничный стол пить чай с тортом.”
Логопед. Молодцы, ребята, садитесь, очень красивый рассказ у вас получился. Итак, дети, наше занятие подходит к концу. Сегодня мы с вами составляли предложения, выполнили схему одного из них, выложили звуко-слоговую схему слова, составили, на мой взгляд, отличный рассказ. А какие два звука нам помогали?
Дети. Звуки Р и Л,
Логопед. А вам что запомнилось на сегодняшнем занятии? Спасибо, ребята, занятие закончено.