Программа элективного курса "Черчение" для учащихся 5–8-х классов

Разделы: Технология


Пояснительная записка.

Постоянно расширяющийся и совершенствующийся парк разнообразных технических средств, используемых в промышленности и быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов, которые его обслуживают. Диалог с компьютером конструктор может вести лишь тогда, когда он понимает его графический язык, свободно владеет им и обладает развитыми пространственными представлениями, умением мысленно оперировать пространственными образами и их графическими изображениями.

Программа элективного курса “Черчение” для учащихся 5-8 Классов является продолжением программы “Основы графической грамотности” в начальной школе.

Особенностью данной программы является то, что она рассматривается как самостоятельный учебный предмет, наиболее полно соответствует профилю подготовки школьников, обучающихся в гимназических математических Классах, и учитывает образовательные потребности. Данный курс разработан на основе программы по черчению для общеобразовательных учреждений. При составлении предлагаемой программы рассматривается и предлагается следующий учебно-методический комплект: учебник– Н.Г.Преображенской., рабочие тетради – Н.Г.Преображенской, Т.В. Кучуковой, И.Ю.Преображенской.

Элективный курс черчения направлен на развитие внимания, наблюдательности, пространственного представления, пространственного воображения, логического и технического мышления, познавательных и творческих способностей школьников, воспитания трудолюбия, точности и аккуратности в работе, умения правильно работать с чертежными инструментами. Графическая культура и грамотность в общеобразовательных учреждениях обеспечивает овладение школьниками общечеловеческого языка техники, умение читать и выполнять различную чертежно-графическую документацию машиностроительной и архитектурно-строительной отраслей

Цель и задачи курса.

Цель обучения черчению – научить школьников читать и выполнять чертежи, приобщать их к графической культуре.

Задачи курса:

  • формировать основные знания о правилах оформления чертежей и требованиях ГОСТов;
  • научить учащихся аккуратно и правильно применять чертежные инструменты и принадлежности;
  • развивать пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
  • научить основным правилам и приемам построения графических изображений;
  • формировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей, аксонометрических проекций, сборочных чертежей различной степени сложности;
  • содействовать привитию школьникам графической культуры и грамотности;
  • научить пользоваться учебниками и справочными пособиями;
  • развивать глазомер, умение на глаз определять размеры детали;
  • формировать познавательный интерес и потребность к творчеству.

 

5-й Класс.

(1 час в неделю, всего 34 часа, из них 2 часа – резервное время.)

Повторение: правила оформления чертежа, построение параллельных и перпендикулярных прямых, простейших геометрических фигур.

Анализ геометрической формы детали.

Проецирование . Центральное и параллельное проецирование. Расположение видов на чертеже. Выбор главного вида. Построение комплексного чертежа детали.

Аксонометрические проекции. Построение геометрических фигур в изометрической аксонометрической проекции.

Учащиеся должны знать:

  • основы прямоугольного проецирования детали на три взаимно перпендикулярные плоскости;
  • алгоритм построения комплексного чертежа;
  • расположение осей прямоугольной изометрической проекции, алгоритм их построения и размеры, откладываемые по осям;
  • алгоритм построения изометрической проекции геометрических фигур и деталей.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты;
  • выполнять построения комплексного чертежа детали;
  • выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения чертежа;
  • анализировать геометрическую форму предметов;
  • выполнять построения геометрических фигур и изображений деталей в аксонометрических проекциях.

6-й Класс.

(34 часа, из них резерв – 2 часа.)

Повторение: предмет “черчение”, правила оформления чертежей, построение параллельных и перпендикулярных прямых, простейших геометрических фигур.

Проецирование, построение комплексного чертежа.

Местный вид.

Дополнительный вид.

Назначение. Образование и определение сечений.

Сечение: вынесенные и наложенные и их обозначение. Конструктивные элементы и их изображения. Порядок выполнения сечений. Построение вынесенных и наложенных сечений.

Учащиеся должны знать:

  • правила построения комплексного чертежа;
  • правила оформления чертежа;
  • алгоритм построения местного и дополнительного видов;
  • основные правила выполнения и обозначения сечений;
  • алгоритм построения сечений.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты;
  • выбирать главное изображение, характер и количество изображений (местный, дополнительный вид и сечение);
  • выполнять построения местного и дополнительного видов;
  • выполнять необходимые сечения на чертеже;
  • анализировать геометрическую фору деталей

7-й Класс.

(34 часа, из них – 2 резерв.)

Повторение: предмет “черчение”, правила оформления чертежей, проецирование, построение комплексного чертежа.

Построение аксонометрических проекций.

Построение чертежей деталей с использованием сечений.

Простые разрезы их построения и обозначения.

Соединение вида и разреза.

Местные разрезы.

Сложные разрезы: ломанные, ступенчатые. Правила выполнения сложных разрезов.

Эскизы. Чтение чертежей и эскизов деталей.

Технический рисунок. Порядок выполнения разрезов на эскизах и технических рисунках.

Учащиеся должны знать:

  • правила построения комплексного чертежа;
  • правила оформления чертежа;
  • алгоритм построения аксонометрических проекций;
  • основные правила выполнения и обозначения сечений, разрезов;
  • алгоритм построения простых и сложных разрезов;
  • алгоритм выполнения эскиза и технического рисунка.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты;
  • выбирать главное изображение, характер и количество изображений (сечение и разрезы);
  • выполнять необходимые сечения и разрезы на чертеже;
  • анализировать геометрическую фору деталей;
  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения.

8-й Класс.

(34 часа, из них резерв – 2 часа.)

Повторение: предмет “черчение”, правила оформления чертежей, проецирование, построение комплексного чертежа.

Простые разрезы, сложные разрезы.

Стандартизация и взаимозаменяемость.

Типовые соединения (разъемные и неразъемные).

Резьба, изображение и обозначения резьбы. Порядок выполнения резьбовых соединений.

Сборочная единица. Комплект документации сборочной единицы. Сборочный чертеж. Спецификация.

Деталирование сборочных чертежей. Чтение сборочных чертежей. Порядок выполнения комплекта документации на сборочную единицу.

Основы строительных чертежей.

Учащиеся должны знать:

  • правила оформления чертежа;
  • основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов на чертежах, алгоритм их построения;
  • условное изображение и обозначение резьбы;
  • виды разъемных (резьбовых и нерезьбовых) и неразъемных соединений;
  • условности и упрощения, используемые на сборочных чертежах;
  • особенности оформления архитектурно-строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты;
  • выбирать главное изображение, характер и количество изображений (виды, сечение и разрезы);
  • выполнять чертежи разъемных соединений деталей;
  • читать и деталировать сборочные чертежи изделий;
  • читать и выполнять несложные архитектурно-строительные чертежи.

Примерное поурочное планирование по курсу “черчение”.

5-й Класс.

(34 часа, из них резерв – 2 часа.)

Урок 1. Повторение: предмет “черчение”, техника безопасности, правила оформления чертежей, ГОСТы, построение параллельных и перпендикулярных прямых, простейших геометрических фигур.
Урок 2. Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Расположение видов на чертеже.
Урок 3. Анализ геометрической формы детали. Выбор главного вида.
Урок 4. Алгоритм построения комплексного чертежа детали.
Урок 5. Комплексный чертеж детали.
Урок 6. Графическая работа на построение комплексного чертежа детали.
Урок 7. Построение комплексного чертежа детали.
Урок 8. Построение комплексного чертежа детали.
Урок 9. Графическая работа: комплексный чертеж детали.
Урок 10.Отработка навыков выполнения комплексного чертежа детали.
Урок 11. Самостоятельная работа: “комплексный чертеж детали.”
Урок 12. Графическая работа: комплексный чертеж детали.
Урок 13. Графическая работа: комплексный чертеж детали.
Урок 14. Графическая работа: комплексный чертеж детали.
Урок 15. Графическая работа: комплексный чертеж детали.
Урок 16. Графическая работа: комплексный чертеж детали.
Урок 17.Контрольная работа по теме: комплексный чертеж детали.
Урок 18. Аксонометрические проекции.
Урок 19. Алгоритм построения аксонометрических проекций.
Урок 20. Построение многоугольников в аксонометрической проекции.
Урок 21. Алгоритм построения изометрической проекции треугольника.
Урок 22. Построение изометрической проекции шестиугольника.
Урок 23. Алгоритм построения изометрической проекции детали по чертежу (1-й способ).
Урок 24. Алгоритм построения изометрической проекции детали по чертежу (2-й способ).
Урок 25. Построение изометрической проекции детали по заданному чертежу.
Урок 26.Построение изометрической проекции детали по заданному чертежу.
Урок 27. Самостоятельная работа на построение изометрической проекции детали.
Урок 28. Алгоритм построения изометрической проекции окружности.
Урок 29. Изометрическая проекция окружности.
Урок 30. Построение изометрической проекции детали по заданному чертежу.
Урок 31. Построение изометрической проекции детали по заданному чертежу.
Урок 32. Контрольная работа на построение изометрической проекции детали по заданному чертежу.
Урок 33. Резерв.
Урок 34. Резерв.

Резервное время используется для проведения творческих графических работ, во время которых проходит повторение пройденного за учебный год материала.

Примерное поурочное планирование по курсу “черчение”.

6-й Класс.

(34 часа, из них резерв – 2 часа.)

Урок 1. Повторение: предмет “черчение”, техника безопасности, правила оформления чертежей, построение параллельных и перпендикулярных прямых, простейших геометрических фигур.
Урок 2. Проецирование, построение комплексного чертежа.
Урок 3. Местный вид. Алгоритм построения местного вида.
Урок 4. Построение чертежа детали с использованием местного вида.
Урок 5. Графическая работа: чертеж детали с использованием местного вида.
Урок 6. Графическая работа: чертеж детали с использованием местного вида.
Урок 7. Графическая работа: чертеж детали с использованием местного вида.
Урок 8. Графическая работа: чертеж детали с использованием местного вида.
Урок 9. Самостоятельная работа: чертеж детали с использованием местного вида.
Урок 10. Дополнительный вид. Алгоритм построения дополнительного вида.
Урок 11. Графическая работа: чертеж детали с использованием дополнительного вида.
Урок 12. Графическая работа: чертеж детали с использованием дополнительного вида.
Урок 13. Графическая работа: чертеж детали с использованием дополнительного вида.
Урок 14. Графическая работа: чертеж детали с использованием дополнительного вида..
Урок 15. Графическая работа: чертеж детали с использованием дополнительного вида.
Урок 16. Графическая работа: чертеж детали с использованием дополнительного вида.
Урок 17.Контрольная работа по теме виды чертежа.
Урок 18. Назначение, образование и определение сечений.
Урок 19. Сечение: вынесенные и наложенные.
Урок 20. Алгоритм построения сечения.
Урок 21. Конструктивные элементы и их изображение.
Урок 22. Графическая работа: чертеж детали с использование наложенного сечения.
Урок 23. Графическая работа: чертеж детали с использование наложенного сечения.
Урок 24. Самостоятельная работа: чертеж детали с использованием наложенного сечения.
Урок 25. Графическая работа: чертеж детали с использование наложенного сечения.
Урок 26. Алгоритм выполнения вынесенного сечения.
Урок 27. Графическая работа: чертеж детали с использование вынесенного сечения.
Урок 28. Графическая работа: чертеж детали с использование вынесенного сечения.
Урок 29. Графическая работа: чертеж детали с использование вынесенного сечения.
Урок 30. Графическая работа: чертеж детали с использование вынесенного сечения.
Урок 31. Графическая работа: чертеж детали с использование вынесенного сечения.
Урок 32. Контрольная итоговая графическая работа
Урок 33. Резерв.
Урок 34. Резерв.

Примерное поурочное планирование по курсу “черчение”.

7-й Класс.

(34 часа, из них резерв – 2 часа.)

Урок 1. . Повторение: предмет “черчение”, техника безопасности, правила оформления чертежей.
Урок 2. Проецирование, построение комплексного чертежа.
Урок 3. Построение аксонометрических проекций.
Урок 4. Графическая работа на построение чертежей с использованием сечений.
Урок 5. Графическая работа на построение чертежей с использованием сечений.
Урок 6. Простые разрезы их построения и обозначения.
Урок 7. Алгоритм построения простых разрезов.
Урок 8. Графическая работа: фронтальный разрез.
Урок 9. Графическая работа: горизонтальный разрез.
Урок 10. Графическая работа : профильный разрез.
Урок 11.Самостоятельная графическая работа на выполнение разреза.
Урок 12. Соединение вида и разреза.
Урок 13. Алгоритм построения чертежа, содержащего соединение половины вида детали и половина разреза.
Урок 14. Графическая работа: чертеж детали, содержащий соединение половины вида детали и половина разреза.
Урок 15. Графическая работа: чертеж детали, содержащий соединение половины вида детали и половина разреза.
Урок 16. Местные разрезы.
Урок 17. Разрезы (вырезы) на аксонометрических изображениях деталей.
Урок 18. Графическая работа на построение аксонометрической проекции с разрезом.
Урок 19. Контрольная работа по теме простые разрезы.
Урок 20. Сложные разрезы: ломаный, ступенчатый.
Урок 21. Алгоритм построения ступенчатых разрезов.
Урок 22. Графическая работа на построение ступенчатого разреза.
Урок 23. Графическая работа на построение ступенчатого разреза.
Урок 24. Алгоритм построения ломаных разрезов.
Урок 25. Графическая работа на построение ломаного разреза.
Урок 26. Графическая работа на построение ломаного разреза.
Урок 27. Самостоятельная графическая работа на построение сложных разрезов.
Урок 28. Эскизы.
Урок 29. Чтение чертежей и эскизов деталей.
Урок 30. Технический рисунок.
Урок 31. Выполнение разрезов на эскизах и технических рисунках
Урок 33. Итоговая контрольная работа.
Урок 33 Резерв.
Урок 34. Резерв.

Примерное поурочное планирование по курсу “черчение”.

8-й Класс.

(34 часа.)

Урок 1. Правила безопасности, правила оформления чертежей, проецирование, построение комплексного чертежа.
Урок 2. Простые разрезы, сложные разрезы.
Урок 3. Графические работы на выполнение комплексных чертежей деталей с применением разрезов.
Урок 4. Стандартизация и взаимозаменяемость.
Урок 5. Разъемные и неразъемные соединения.
Урок 6. Резьба. Изображение и обозначение резьбы.
Урок 7. Графическая работа по нанесению резьбы на валы и отверстия.
Урок 8. Резьбовые соединения (болтовое соединение).
Урок 9. Самостоятельная работа на выполнение типовых соединений деталей.
Урок 10. Графическая работа на выполнение болтового соединения.
Урок 11. Резьбовое соединение (шпилечное соединение).
Урок 12. Графическая работа на выполнение шпилечного соединения.
Урок 13. Винтовое соединение.
Урок 14. Графическая работа на выполнение винтового соединения.
Урок 15. Шпоночное и штифтовое соединение.
Урок 16. Графическая работа на выполнение шпилечного соединения
Урок 17. Графическая работа на выполнение штифтового и шпоночного соединения.
Урок 18. Контрольная работа на тему “типовые соединения”.
Урок 19. Сборочная единица. Комплект документации сборочной единицы.
Урок 20. Сборочный чертеж.
Урок 21. Спецификация.
Урок 22. Деталирование сборочных чертежей.
Урок 23. Чтение сборочных чертежей.
Урок 24. Графические работы по выполнению комплекта документации на сборочную единицу.
Урок 25. Графические работы по выполнению комплекта документации на сборочную единицу.
Урок 26. Графические работы по выполнению комплекта документации на сборочную единицу.
Урок 27. Графические работы по выполнению комплекта документации на сборочную единицу.
Урок 28. Графические работы по выполнению комплекта документации на сборочную единицу.
Урок 29. Самостоятельная графические работы по выполнению комплекта документации на сборочную единицу.
Урок 30. Строительные чертежи.
Урок 31. Графические работы по выполнению строительных чертежей.
Урок 32. Графические работы по выполнению строительных чертежей
Урок 33. Повторение по курсу “черчение”.
Урок 34. Итоговая контрольная работа.