Цель:
– учить детей правилам телефонного разговора;
– формирование навыка использования вежливых слов и выражений;
– закрепление навыка пользования телефонным аппаратом;
– воспитание уважения к другим людям.
Оборудование: сюжетные картинки, сюжет из детской передачи “Уроки хороших манер”, магнитофон, аудиозапись, зеркальце на каждого ученика.
Ход урока
I. Организация класса. Эмоциональный настрой.
– Нравится ли Вам мальчик, изображенный на картинке? Чем он вам нравится?
(Приложение 1)
---
---
– Посмотрите на себя в зеркальце. Что Вам нравится в себе?
---
---
– Как ласково называют вас по имени мама или бабушка?
---
---
– Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.
II. Новая тема.
– Тему нашего занятия вы узнаете, отгадав загадку.
Не будильник – а звонит,
Не приемник – говорит.
Угадайте кто же он?
Ну конечно…
---Телефон.
2) Учитель читает стихотворение, учащиеся рассматривают сюжетную картинку (смотри Приложение 2).
Нам включили телефон.
До чего красивый он!
Красный, лаковый, блестит,
Громко, радостно звонит!Как же мне с ним поиграть?
Буду просто диск вращать!
Интересная игра: набираю номера.Все куда-то попадаю,
А куда и сам не знаю.
Мне о чем-то говорят,
Даже сердятся, кричат;Я же в трубку помолчу –
Положу и хохочу!!!
Мама сзади подошла
И веселье прервала.Очень строго мне велела!
Раз звонишь, звони по делу!
Телефон не занимай
И людей не отвлекай.
– Ребята, телефон – это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаем о здоровье близких и друзей, договариваемся о времени и месте встречи, быстро передаем важные сообщения и т.д. Без телефона трудно представить нашу жизнь. В наше время телефоны есть у всех домашний или сотовый (мобильный), поэтому очень важно уметь правильно разговаривать по телефону. Сегодня мы с вами поучимся культуре телефонного общения. Существуют основные правила телефонного разговора. И сегодня мы поговорим об этих правилах.
– Давайте подумаем и ответим на вопрос: что необходимо сделать, чтобы позвонить маме, бабушке, другу…
– Снять трубку. Набрать номер телефона.
– Любой номер? (подвести детей к тому, что необходимо знать именно тот номер телефона, куда звонишь).
– Итак, с чего мы начинаем телефонный разговор? Начинаем со слов “Алло”, или “Да”, ну если вам позвонили. А если позвоните вы, то, услышав это “Алло” каким словом мы должны приветствовать говорящего?
– Здравствуйте.
– Первое правило телефонного разговора: начинай разговор с приветствия: здравствуйте.
– Существуют и другие слова приветствия. Если вы звоните утром, каким, словом мы приветствуем того с кем говорим?
– Доброе утро.
– Если звоним днем? Вечером?
– Добрый день.
– Добрый вечер.
– Расставьте слова приветствия в соответствии со временем суток (смотри Приложение 3).
3) – Послушайте, как разговаривает по телефону мальчик Саша. Он звонит на работу маме (включить аудиозапись).
– Алло! Здравствуйте. Будьте добры, пригласит, пожалуйста, к телефону Матвееву Анну Ивановну, ее спрашивает сын.
– Ребята, как вы думаете, вежливо ли говорил мальчик по телефону? Какие слова он использовал?
– Саша говорил вежливо.
– Он использовал слова: Будьте добры, пригласите, пожалуйста.
– А еще мальчик представился.
– Правильно. Ребята, а какие слова прощания вы знаете. Назовите их.
– До свидания.
– До скорой встречи.
– Всего хорошего.
– Всего доброго.
– Следующее правило телефонного разговора: заканчивай разговор словами прощания.
– Посмотрите видеозапись и подумайте, какие мальчик сделал ошибки при разговоре по телефону (видеозапись учебного материала, выполненная педагогом).
– Алле! Это кто?
– Простите, а кто вам нужен?
– Это, как его, мне Никиту.
– Но мальчика с таким именем у нас нет. Вы, вероятно, ошиблись номером.
– А, ну ладно (короткие гудки).
– Какие ошибки совершил при разговоре мальчик.
– Мальчик не представился.
– Не поздоровался.
– Не попрощался.
4) Обыгрывание ситуации, предлагается конкретному ребенку, второй участник разговора – педагог:
– позвонить на работу маме;
– позвонить учителю, сообщить о своей болезни;
– ответить по телефону человеку, который ошибся номером.
– Еще одно правило телефонного разговора телефонного разговора: говори по телефону ровным, спокойным голосом, не груби, не применяй слов “паразитов”.
– Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос: что мальчик Жора сделал не так (просмотр видеосюжета детской передачи “Уроки хороших манер”).
– Жора не представился, не поздоровался, говорил грубо.
– Я вам предлагаю обыграть следующую ситуацию: – по телефону пригласить друга погулять.
5) – Ярослав подготовил нам стихотворение, послушав которое мы с вами определим следующее правило телефонного разговора (стихотворение читает ученик класса).
Занят телефон у нас,
Брат болтает с другом час,
О машинах, вертолетах,
О космических полетах.Он беседой увлечен!
Я могу его понять.
Но нельзя же занимать
Так надолго телефон!
– Итак, следующее правило нельзя подолгу занимать телефон, когда в этом нет необходимости, ведь в это время вам могут звонить, чтобы передать важное сообщение, или телефон нужен кому-то домашним.
– Еще одно правило: перед тем как позвонить подумайте, не побеспокоит ли людей ваш звонок, так как может быть раннее утро, или поздний вечер.
– Посмотрите на сюжетную картинку (смотрите Приложение 4) и скажите, в какое время суток звонит мальчик девочке. Правильно ли он поступает, почему?
---
---
6) Викторина “Отвечай правильно”.
– Закончим наше занятие викториной, которая покажет, как хорошо вы усвоили правила телефонного этикета. Вам необходимо отвечать на вопросы, правильный ответ оценивается жетоном. Набравший к концу викторины большее количество жетонов участник получает звание “Знатока телефонного этикета”.
- С каких слов необходимо начинать телефонный разговор?
- Какими словами мы заканчиваем телефонный разговор?
- Можно ли при разговоре по телефону жевать жевательную резинку или что-то кушать? Почему?
- Можно ли звонить по телефону друзьям рано утром? Почему?
- Можно ли звонить по телефону поздно вечером?
- Когда можно звонить по телефону в выходные дни?
- Что делать, если ты звонил другу, но ошибся номером и попал совсем в другую квартиру?
- Ты звонишь другу, но его нет дома. Трубку взял кто-то из родителей. Нужно ли представиться, называя свое имя, или лучше держать его в тайне.
- Как долго можно продолжать телефонный разговор?
- О каких волшебных словах нельзя забывать при телефонном разговоре.
7) Итог урока.
– Итоги викторины показали, что вы хорошо усвоили правила телефонного этикета, и никто не будет поступать так, как герой стихотворения, прочитанного в начале занятия.