Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Цвет – это одно из наиболее ярких выразительных средств доступных детям.

Цвет – это одно из первых характеристик окружающего мира, который воспринимают дети.

Свойства цвета, его природа, влияние на человека и многое другое сформировали основы науки – цветоведение. Слово “цветоведение” кажущееся по началу сложнопроизносимым и непонятным становится ямным при его расшифровке. Ведать цветом. Ведать – значит знать.

На наш взгляд цветовосприятие – одно из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Недостаточное внимание к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета, на наш взгляд, одно из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству.

Известно, что основные новообразования в дошкольном возрасте-произвольные психические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики, а так же способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитие ребенка в целом.

Задача развития у детей чувства цвета предусматривается программой воспитания и обучения в детском саду, но она сформирован в виде общих указаний. В большинстве случаев цвет рассматривается как признак предмета.

Интерес предлагаемой работы состоит в ознакомлении детей со свойствами и особенностями цвета, что практически не рассматривается в специальной литературе для дошкольников.

Опираясь на работы педагогов Комаровой Т.С., Максимовой Ю.В., Пателеевой Л.В., Секачевой А.В.и др. мы выделили:
– свойства цвета: цветовой фон, светлота, насыщенность;
– рассмотрели две группы цветов – хроматические и ахроматические;
– дали понятие гармонии (сочетание цветов, теплые и холодные тона, сближение тона), определение цветовым ощущениям и цветовым ассоциациям.

Опираясь на работы Комаровой Т.С., Пантелеевой Л.В. и др. мы выделили условия развития цветовосприятия у детей и выявили, что основными условиями являются:
– Предоставление всем детям на занятии равных и реальных практических возможностей,
– Систематическая работа по наблюдению окружающей действительности.
– Пользование дидактических игр и упражнений,
– Осуществление индивидуального подхода, в работе с детьми.
– Творческие задания.

Цель нашей работы является научить детей видеть красоту в гармонии красок, ощущать связь между миром цвета и миром собственных чувств.

Нами были определены следующие задачи:
– закреплять и развивать знания детей об основных и дополнительных цветах спектра,
– познакомить детей с правильным подбором цветовых сочетаний, придать особое значение выбору цветовой гаммы,
– научить детей свободному смешиванию и цветообразованию,
– учить детей видеть, наслаждаться цветовым богатством природы, произведениями искусства,
– знакомить детей со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, насыщенностью, особенностью перехода одного тона в другой и т.д.),
– поощрять творческие находки стремления детей к самостоятельному решению образа.

В работе использовались следующие принципы:
– принцип последовательности: предполагает постепенное усложнение предлагаемого материала,
– принцип наглядности с опорой на зрительные и слуховые, чувствительные анализаторы,
– принцип доступности и активности,
– принцип практичности: на практике использовать полученные знания,
– системности,
– индивидуальности.

Характеристика диагностического обследования на начало учебного года.

Проведенная педагогическая диагностика на начало учебного года показала, что дети компенсирующей группы с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в определении цвета и называния его, плохо дифференцируют, обнаружилась тенденция к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, желтый, вместо фиолетового – голубой, синий).

У детей компенсирующей группы с общим недоразвитием речи недостаточно хорошо, получается, выкладывать цветовой ряд (от самого светлого, до самого темного), т. е. низкий уровень цветового восприятия. Дети плохо подразделяют и находят теплые и холодные цвета.

В работе с детьми мы используем такие методы, как

1. Игровые методы.

Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс воспитания и продуктивного творчества разнообразны, и доминирующей является сказочно-игровая форма. Она активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков, развивает фантазию и воображение. Поэтому ключевым моментом, который проходит через все занятия по цветовосприятию – это использование воображаемой ситуации, когда дети попадают в волшебную страну сказок, где встречаются с королевой – Радугой, которой злой волшебник Клякса испортил ее красивое и волшебное платье, поэтому в стране красок стало грустно, тускло и не красиво.

Дети с увлечением и трепетом выполняют все задания, чтобы помочь королеве – Радуге и поэтому каждое занятие получается как необыкновенное и занимательное путешествие, на котором дети не только играют, но и знакомятся с необыкновенным миром красок и учатся видеть и ощущать красоту вокруг себя.

Так же введение сказочных героев приносит свою увлекательность и разнообразие в процесс обучения – это такие герои как, волшебница, королева – Радуга, злой волшебник Клякса, гномы – краски и другие персонажи.

На своих занятиях мы используем ролевые действия, когда дети сами могут поучаствовать и стать волшебниками– фокусниками, чтобы при помощи эксперимента получить новую краску.

2. Наглядный метод.

Для того чтобы развивать у детей художественный и эстетический вкус на своих занятиях мы широко используем репродукции картин знаменитых художников, таких как; И.И.Левитан, Д.Сурин, М.Врубель, К.Юон, В.Суриков, И.И.Шишкин и т.д.

Также детям очень близки иллюстрации к сказкам и рассказам, которые мы просматриваем на занятиях и в совместной деятельности.

На занятиях по цветовосприятию я широко использую такой наглядный метод, как показ способов действий, т.к. этот метод наиболее позволяет повысить эффективность работы с детьми.

3. Словесные методы.

Обязательным методом в работе над цветовосприятием являются:
– художественное слово (используем стихи С. Маршака, И. Я. Акимова, И. Демьянова, Я. Акима, Э. Успенского и т.д.; загадки о цветах и их оттенках; используем в своей работе эстетические беседы, вопросы, рассказы и т.д.)

4. Практические методы.

Применяем различные виды упражнений, которые позволяют в процессе многократного системного выполнения сформировать навык:

а) Подражательно – исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом).

Для того чтобы ребенок мог творить, его начало нужно научить тому, как перенести на бумагу образы, возникшие в его воображении. Если этого не сделать, замечательные фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленный рисунок, который вызовет у ребенка негодование или разочарование и может оттолкнуть от занятий изобразительной деятельностью. Поэтому на занятиях и совместной деятельности мы используем этот метод, чтобы научить ребенка разными способами выразить задуманное в рисунке или аппликации.

б) Творческие упражнения. Этот метод предполагает закрепление и совершенствование усвоенных навыков.

В ходе игр – занятий по цветовосприятию дети усваивают новые понятия и, сопоставляя увиденное со своим опытом воспроизводят полученные навыки в творческих заданиях и упражнениях. Для выполнения задания дети используют разную по цвету и фактуре бумагу, картон, гуашь, акварельные краски и т.д.

Так у детей старшей компенсирующей группы накапливается опыт творческой деятельности, который в дальнейшем проявляется в живописи, рисунке, аппликации.

Большое внимание уделяем работе с родителями, проводим: групповые, индивидуальные беседы, показ занятий, выставка детских работ.

Проведенная работа показала необходимость использования методов и приемов обучения в системе подобранных игровых упражнений и занятий.

Разработанный перспективный план – схема помогает систематизировать и обобщить работу по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятия формируют у детей художественный вкус, свое видение окружающего мира.

В дальнейшем необходимо, продолжать поиск новых эффективных методов и приемов в работе, расширять картотеку игр, заданий и упражнений с детьми, разработать советы, рекомендации для специалистов и родителей по развитии цветовосприятия у детей с общим недоразвитием речи.