Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях дыхания на примере позвоночных животных.
Обучающие задачи: Расширить и углубить знания учащихся о дыхании животных на примере позвоночных, изучить строение и функции органов дыхания позвоночных.
Развивающие задачи: продолжить развитие умений работать с различными источниками информации, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.
Развивать умения самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитывающие задачи: продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к изучению окружающего нас мира.
Формировать коммуникативность учащихся через совместную работу.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- интерактивная доска (ИАД);
- презентация;
- видео;
- flash-анимации.
Ход урока
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Оргмомент. Целеполагание и мотивация |
Организаторская Вовлечение учащихся в целеполагание урока. |
Определение целей |
2. | Актуализация знаний. Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями об особенностях дыхательной системы беспозвоночных животных |
Организатоская. Контролирующая. 1)
“Что?” “Когда?” “Как?” “Зачем?” |
Взаимоконтроль с использованием
табличного конспекта. Выполняют задания. |
3. | Усвоение новых знаний и способов
действий. Дидактическая задача: обеспечение восприятия и первичного запоминания нового материала учащимися. I.Органы дыхания рыб |
Определяет исходный уровень знаний по
теме. Какие животные относятся к позвоночным? Что вы знаете об особенностях дыхания позвоночных? Организует работу по усвоению новых знаний flash – анимация “Строение и работа жаберного аппарата” Познавательные задачи:
Анализ ответов учащихся |
Отвечают на поставленные вопросы Решают познавательные задачи Заполняют таблицу |
2. Особенности дыхательной системы
наземных животных 1) Дыхание земноводных |
Кто относится к земноводным? Почему их
так называют? Как дышат земноводные? Познавательная задача: Если раскрыть рот лягушке с помощью пинцета она начнет задыхаться. Почему? Анализ ответов. flash – анимация “Дыхательная система земноводных” |
Отвечают на вопросы
Решают познавательную задачу Заполняют таблицу |
|
2) Дыхание пресмыкающихся и млекопитающих | Организует работу в парах. 1 вариант. Дыхание пресмыкающихся 2 вариант. Дыхание млекопитающих В чем сходство и чем отличается дыхательная система пресмыкающихся и млекопитающих? |
Читают текст Проводят взаимообучение Формулируют выводы |
|
3) Дыхание птиц. | В чем особенности птиц? (Видео) Почему птица не задыхается в полете? Рассмотрите дыхательную систему птиц. Чем она отличается от дыхательной системы изученных животных? flash – анимация “Двойное дыхание птиц” Какое значение имеют воздушные мешки? |
Отвечают на вопросы Формулируют выводы. Заполняют таблицу. |
|
4. | Закрепление полученных знаний Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний и использование их в других ситуациях. |
Задания
|
Выполняют задания |
5. | Подведение итогов урока. Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения поставленных задач перед уроком; Рефлексия. |
Информационно-оценочная. Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно” Какие были затруднения? Что на уроке было главным? Что нового узнали? Практическое значение? |
Самооценка |
Домашнее задание § 39. Стр. 145-146, А* В; С** Составить кроссворд.