Пояснительная записка
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.
Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?
Предлагаемая программа «Кроха» – адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Цель работы психолога в решении данного вопроса — помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Еще хотелось бы отметить, что психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям.
Поэтому помощь психолога деткам в 2-3-летнем возрасте заключается и в помощи их родителям. Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему. Поэтому в программе разработаны специальные мероприятия консультативного характера, призванные расширить психолого-педагогические знания и опыт родителей.
Цель программы:
Создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задачи программы:
- Прогноз вероятной степени адаптации ребенка.
- Разработка схемы введения ребенка в группу детского сада.
- Консультирование родителей.
- Консультирование персонала.
Содержание работы педагога-психолога:
– помощь каждому из детей в установлении
контакта со сверстниками, с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей детей;
– помощь персоналу детского сада в установлении
отношений с детьми и их родителями;
– помощь родителям в установлении отношений со
своими детьми в новых жизненных обстоятельствах,
с другими родителями и детьми, посещающими эту
группу, с сотрудниками детского сада.
Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению
Первичная диагностика проходит по трем направлениям:
- Характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей см. Приложение 4 и Приложение 5)
- Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада
- Оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации
По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаются семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь – не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
План работы с родителями | Приложение 1 |
Тематический план мероприятий для детей | Приложение 2 |
Проведение адаптационных мероприятий с учетом режима дня | Приложение 3 |
Анкета для родителей | Приложение 4 |
Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» | Приложение 5 |
Лист педагогической адаптации | Приложение 6 |
Лист психологической адаптации | Приложение 7 |
Памятка для родителей | Приложение 8 |
Игры на развитие эмоциональной сферы, снятие физического напряжения, тревожности, развитие коммуникации | Приложение 9 |
Подвижные оздоровительные игры | Приложение 10 |
Зарядка в стихах | Приложение 11 |
Полезные забавы для самых маленьких | Приложение 12 |
Литература:
- Аксарина Н.М. Адаптация детей при поступлении в детское учреждение // Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни. – М.: Просвещение, 1972.
- Большова Т.В. Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники). – Санкт-Петербург, 2005.
- Гайлен X. Тихие упражнения. Из педагогической практики. – М., 1978.
- Ильина М.Н. Развитие ребенка. – Санкт-Петербург, 2004.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия Развития, 1996.
- Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. – М.: Линка-Пресс, 2005.
- Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная Педагогическая Академия, 1994.
- Маханева М.Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – Москва, 2005.
- Романова О. Л. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 5.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Совершенство, 1998.
- Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – СПб.: Феникс, 2005.