Актуальность проекта
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей как посещающих, так и не посещающих детский сад. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают заболевания органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения, 70 % страдают кариесом зубов. Чрезвычайно высока распространенность морфофункциональных отклонений (до 75 %). Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. У 19 %детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств. До 40 % детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов.
Исследования показали, что при поступлении в детский сад, от 20 до 50 % детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. Почти треть детей имеют неблагоприятные реакции на дозированную физическую нагрузку, а также низкую устойчивость организма к гипоксии.
Проанализировав сведения о состояния здоровья дошкольников, поступающих в наш детский сад за последние три года, мы получили следующую картину:
2005 | 2006 | 2007 | |
Кол-во детей, поступивших в детский сад, из них: | 185 | 220 | 232 |
- с общей заболеваемостью | 185 | 220 | 232 |
- с острыми простудными заболеваниями | 130 | 180 | 213 |
Процент часто болеющих детей | 4,4 | 5,6 | 6,3 |
Анализ данных по группам здоровья дошкольников показал следующее:
год/ группа | Д I | Д II | Д III |
2005 | 64 (54%) | 45 (38%) | 9 (8%) |
2006 | 73 (40%) | 106 (56%) | 7 (4%) |
2007 | 57 (45%) | 63 (50%) | 6 (5%) |
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Однако, мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают не только образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, но и образ жизни семьи, как ближайшего социального окружения растущего человека, условия социальной среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов... Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
Очевидно, что семья и детский сад , имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Однако остается актуальной задача разработки проблемы сотрудничества педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья детей при организации их жизнедеятельности как здоровьесозидающей, то есть организованной на основе принципов здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей дошкольников и направленной на укрепление их здоровья посредством подражания, взаимообучения и самоорганизации.
Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно- образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. А проанализировав данные анкет, полученные в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что, хотя родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности "здоровья", рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.
Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.
Актуальность нашего исследования определяется рядом следующих противоречий между:
- потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
- необходимостью теоретического обоснования формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и отставанием в разработке этого вопроса теории дошкольного воспитания;
- имеющимся воспитательным потенциалом семьи и недостаточной степенью использования его в деятельности ДОУ
- потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и умений здорового образа жизни в процессе взаимодействия ДОУ и семьи и отсутствием моделей взаимодействия ДОУ и семьи в данном аспекте.
Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему исследования : каким образом можно спроектировать и проверить эффективность модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи, обеспечивающей успешное формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста?
На основании выявленных противоречий и проблемы была сформулирована
Тема исследования: "Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".
Объектом исследования выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.
Предметом исследования является педагогическая технология взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающая успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании технологии взаимодействия образовательного учреждения и семьи в процессе формирования основ здорового образа жизни и экспериментальной проверке этой технологии.
Задачи:
- Осуществить теоретический анализ различных подходов к проблеме взаимодействия ДОУ и семьи.
- Уточнить и конкретизировать содержание "педагогическая технология взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни ".
- Выявить педагогические условия организации процесса формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
- Разработать и апробировать методику совместных физкультурных занятий родителей с детьми.
- Разработать педагогическую модель взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей и экспериментально проверить эффективность данной модели.
- Разработать методические материалы по организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников.
Гипотеза исследования: организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни будет осуществляться более эффективно, если:
- использована модель взаимодействия ДОУ и семьи, основанная на идее единства воспитательного воздействия;
- реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;
- подготовка педагогов будет носить опережающий характер;
- разработана технология дифференцированного взаимодействия, учитывающая последовательность включения родителей в образовательный процесс ДОУ;
- деятельность всех служб ДОУ направлена на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили положения диалектического материализма о взаимосвязи социальных и природных факторов, обусловливающих развитие здоровой личности, понятия здоровья как социально-педагогической и психологической категории; современные философские, социально-педагогические концепции, определяющие сущность, содержание и организационные формы процесса формирования культуры здорового образа жизни.
Теоретической основой исследования являются: теория формирования здорового образа жизни (Н.М.Амосов, Н.Г.Веселов, М.Я.Виленский), современные исследования в области валеологии (И.А.Аршавский, И.М.Воронцов, Г.К.Зайцев), исследования, направленные на решение проблем физкультурно-оздоровительных работ с детьми в условиях ДОУ (В.П.Богданов, Л.Л.Головина), теория личностно-ориентированного педагогического образования (А.С.Белкин, А.В.Запорожец, А.В.Петровский и др.), исследования в области педагогической технологии конструирования взаимодействия субъектов педагогического процесса (Т.И.Бабаева, А.В.Петровский и др.).
Методы и средства исследования
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:
Теоретический: теоретический анализ психолого-педагогической и философской литературы по проблеме исследования. Сравнение, классификация, обобщение.
Эмпирический: наблюдение (прямое и косвенное); опрос (очный, заочный); анкетирование; беседа, тестирование , педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).
Статистический: качественная и количественная обработка экспериментальных данных методами математической статистики, шкалирование, педагогическое измерение.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
I этап. Поисково-теоретический.
Цель: определение теоретического и практического уровней разработанности обозначенной проблемы и выявление возможностей ее решения в ДОУ.
Задачи:
- разработать концепцию, сформулировать гипотезу, цель, задачи исследования;
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- разработать диагностические методики для оценки хода и результатов исследования;
- определить педагогические условия организации процесса формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОУ;
- разработать и провести подготовительные занятия с родителями;
- разработать методику совместных физкультурных занятий родителей с детьми 5-6 лет.
II этап. Экспериментальный.
Цель: опытно-экспериментальная работа по реализации модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей;
Задачи:
- разработать теоретическую модель взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей;
- создать систему управления процессом взаимодействия ДОУ и семьи средствами физической культуры;
- разработать рациональный гибкий режим дня и сетку занятий с учетом лечебно-профилактической работы, и методическое описание совместных физкультурных занятий родителей с детьми 5-6 лет;
- апробировать серию совместных физкультурных занятий.
- отработать методику проведения лечебно-профилактических и оздоровительных процедур и их рациональное сочетание
- внести коррективы в содержание и методику лечебно-оздоровительной работы.
III этап. Обобщающий.
Цель: обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
Задачи:
- опытная реализация модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей;
- проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы;
- разработать методические рекомендации по организации взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей. Особое место в рекомендациях будет отведено методике проведения совместных физкультурных занятий родителей с детьми, а также их рациональному сочетанию с воспитательно-образовательной работой в детском саду.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- дополнено содержание понятия "основы здорового образа жизни", которое включает формирование элементарных представлений о человеческом организме, факторах поддержания и укрепления здоровья, наличие привычки здорового образа жизни, понимания зависимости собственного здоровья от состояния окружающей экологической среды;
- определена и экспериментально проверена модель педагогического взаимодействия в формировании основ здорового образа жизни в системе "ребенок-родитель-педагог";
- разработана система педагогических условий успешного формирования основ здорового образа жизни у семей различного социального уровня;
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности и необходимости улучшения здоровья ребенка для его успешной социализации с использованием специально разработанной модели взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни; в разработке педагогической технологии формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, разработке диагностики, позволяющей определить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования:
Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе формирования основ здорового образа жизни у дошкольников использованы в системе педагогического просвещения родителей.
Разработаны и апробированы совместные физкультурные занятия родителей с детьми 5-6 лет.
Предложенная программа и результаты исследования используются в работе других дошкольных учреждений.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологическим подходом к решению поставленной проблемы, анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки, комплексом методов исследования, определенных целью и задачами исследования, а также наличием данных, свидетельствующих о позитивных изменениях в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.
Положения исследования:
Педагогическая модель взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у старших дошкольников включает стимулирование деятельности индивида в сохранении собственного здоровья, опережающую подготовку педагогов и дифференцированную работу с семьями разного уровня социализации.
Формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников обеспечивается организацией эффективного взаимодействия в системе " педагог-ребенок-родитель" и включает:
переориентацию педагогов и родителей на здоровый образ жизни; пополнение багажа теоретических знаний, овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни, активное участие в оздоровительных мероприятиях;
формирование адекватных представлений о собственном организме у детей дошкольного возраста, осознание самоценности своей жизни и ценности жизни другого человека; потребности в физическом, нравственном самосовершенствовании; в поддержании здорового образа жизни; привитие элементарных навыков профилактики и гигиены, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков.
Предлагаемое нами взаимодействие ДОУ и семьи носит активный характер субъект - субъектных отношений, организация взаимодействия ДОУ и семьи обеспечивается целенаправленным, активным включением детей, педагогов и родителей в процесс формирования основ здорового образа жизни.
План опытно-экспериментальной работы
Сроки исследования: начало 2008 г., окончание - 2013г.
Наименование этапа | Сроки | Цель | Содержание работы | Ожидаемые результаты |
1 этап Диагностический | 2008-2009 гг. | 1. Выявление проблемы и обоснование ее актуальности | 1. Изучение психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования.
Обоснование ее актуальности. 2. Анализ состояния воспитательно-образовательного процесса по проблеме "здоровья". 3. Проведение опроса родителей по степени удовлетворенности оздоровительной работой, проводимой в ДОУ. 4. Изучение уровня профессионального мастерства воспитателей ДОУ. 6. Создание творческой группы педагогов |
1. Определена исходная позиция
исследования. 2. Уточнен научный аппарат исследования. 3. Разработан пакет диагностических методик по определению уровня исследовательских умений и навыков педагогов. |
2 этап Прогностический |
2009-2010гг. | Разработка программы опытно-экспериментальной работы, создание необходимых условий для проектирования модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей | 1. Разработка и уточнение теоретической
модели взаимодействия ДОУ и семьи по
формированию основ здорового образа жизни у
детей 2. Разработка плана работы ДОУ, предусматривающего включение новых технологий (интегрированные занятия) |
1. Разработана модель взаимодействия
ДОУ и семьи по формированию основ здорового
образа жизни у детей. 2. Составлена программа опытно-экспериментальной работы |
3 этап Организационный |
2010-2011 гг. | Создание необходимых условий для получения результатов опытно-экспериментальной работы | 1. Обеспечение координации
взаимодействия субъектов эксперимента. 2. Разработка экспериментальных материалов для проведения опытно-экспериментальной работы (анкет, тестов и др.). 3. Разработка системы взаимодействия медика, психолога с педагогическим коллективом, родителями; подготовки педагогов к режиму работы по созданию и отработке модели взаимодействия ДОУ и семьи |
1. Разработано координационное
взаимодействие всех субъектов
экспериментальной работы. 2 Разработаны экспериментальные материалы для проведения опытно-экспериментальной работы. 3. Готовность педагогов, медика, психолога, администрации ДОУ к проведению эксперимента. 4. Сформированность у родителей представления о значимости эксперимента. |
4 этап Практический | 2011-2012 гг. |
Реализация модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей | 1. Корректировка программы развития. 2. Реализация образовательно-оздоровительной программы. 3 Консультации медика, психолога. |
1. Публикация статей по теме
исследования. 2. Доклад на методсовете о ходе опытно-экспериментальной работы. 3. Практический семинар для воспитателей ДОУ района 4.Отчет на родительском собрании в ДОУ. |
5 этап Обобщающий |
2012-2013 гг. | Проведение итогов опытно-экспериментальной работы | 1. Анализ и обработка данных,
соотнесение результатов эксперимента с
поставленными целями и задачами. 2. Накопление педагогами, психологом, медиком методических разработок интегрированных занятий, проведенных в результате ОЭР. 3. Апробация нововведений |
Подготовка методических рекомендаций по теме эксперимента |
Критерии оценки ожидаемых результатов:
- общая заболеваемость детей, в том числе инфекционная;
- группы здоровья;
- % часто болеющих детей;
- % посещаемости;
- физическая подготовленность детей в ДОУ;
- % участия родителей в мероприятиях, направленных на укрепление здоровья детей.
Прогноз положительных результатов
- постепенное снижение уровня заболеваемости детей;
- закрепление у детей дошкольного возраста целесообразных для их возраста гигиенических навыков и привычек, осознанного отношения к здоровью, личной и общественной безопасности;
- увеличение процента охвата родителей, участвующих в мероприятиях, направленных на укрепление здоровья детей;
- потребность родителей по формированию у детей основ здорового образа жизни не только в ДОУ, но и дома (режим дня, гигиена, оздоровительные мероприятия);
- включение родителей в планирование, организацию и оценку результата воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Прогноз возможных негативных последствий
- в ряде случаев участие родителей в мероприятиях, направленных на укрепление здоровья детей, без желания, лишь в качестве приглашенных;
- инертность, неготовность части родителей к осуществлению в домашних условиях систематических оздоровительных мероприятий
Формы представления результатов опытно-экспериментальной работы
N п/п | Формы представления | Сроки |
1 | Отчеты о ходе проведения опытно-экспериментальной работы на методическом совете | ежегодно |
2 | Публикации в газете, на телевидении | постоянно |
3 | Участие в районных и областных научно-практических конференциях | ежегодно |
4 | Участие в областных конкурсах по дошкольному образованию | ежегодно |