Урок на тему "Сокровища Земли под охраной человечества"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Развивающие: развивать умение организовать свои дела, решая различные проблемы; умение результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней.
  • Образовательная: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; научить пользоваться VS PowerPoint, научить умению использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
  • Воспитательная: приобщить к полезной деятельности охраны природы, воспитать любовь к природе, к окружающему миру, воспитать инициативность и любознательность.

Оборудование: мел, классная доска, интерактивная доска, мультимедийная презентация урока, проигрыватель Winamp.

Раздаточный материал: карты самооценки.

Ход урока

1. Станция "Ситуации успеха". (звучит медленная музыка)

Сегодня у нас урок-путешествие в страну Сокровищ. Нам предстоит многое узнать и увидеть. Совершим мы путешествие в "Голубом вагоне". Желаю всем успеха, в добрый путь! (слайд1)

Презентация.

2. Станция "Актуализация знаний".

Нам нужно решить кроссворд и угадать основную мысль нашего путешествия.(слайд2)

Кроссворд

Вопросы

  1. Как называется наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают?
  2. Специалисты по экологии - историки и :
  3. Как называется международная экологическая организация?
  4. Самое большое, чистое и глубокое озеро в России?
  5. В какую книгу занесены исчезающие виды растений и животных?
  6. У берегов какой реки поставлен памятник национальному герою башкирского народа Салавату Юлаеву?

3. Станция "Проблемной ситуации".

Мы получили ключевое слово "охрана". Значит, мы с вами сегодня поговорим об охране природы. У меня в руках телеграмма, не простая, а с вопросами. (Учащимся раздаются телеграммы)

  1. Как вы понимаете понятие сокровища Земли?
  2. Известно ли вам понятие достопримечательности природы?
  3. Как вы относитесь к выражению "Человек властелин и покоритель природы"?

(Учащиеся выдвигают свои версии ответов, ключевые слова пишут на доске. Сами приходят к мысли, что они не все знают по теме.)

4. Станция "Формулирование проблемы".

Учитель: "Какой возник вопрос?" (Нужно подвести учащихся связывать между собой понятия: "охрана" "сокровища", "достопримечательности", "человек властелин"

5. Станция "Открытие нового знания".

Объяснения учителя.

Сегодня мы продолжим изучении экологических проблем нашего Земного шара. (слайд3 "Сокровища Земли под охраной человечества"). Нам предстоит знакомство с удивительными Сокровищами Земли, узнаем о работе людей по охране этих достопримечательностей.

Учащимся предлагается самостоятельно работать по учебнику, с. 54-55. (обсуждение по прочитанному)

В древности необычные творения рук человека, которые поражали современников своей красотой, размерами, техникой исполнения, называли "Семь чудес света". (слайды4-11)

  1. Пирамиды в Гизе ( Египет)
  2. Висячие сады Семирамиды (Ирак)
  3. Могила царя Мавсола (Турция)
  4. Храм Артемиды Эфесской (Турция)
  5. Статуя Зевса (Олимп, Греция)
  6. Родосский колос (Греция)
  7. Фарос, маяк Александрийский (Египет)

В настоящее время сохранились только египетские пирамиды. Все прочие чудеса были уничтожены пожарами, землетресениями, набегами иноземных захватчиков. Чтобы мир не лишался этих бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. (слайд12) Перед вами эмблема Всемирного наследия. Всемирное природное наследие - это объекты природы, а объекты творения человеческих рук - это Всемирное культурное наследие. Эти две части неразрывно связаны между собой, круг символизирует природу, а квадрат в центре - творения человеческих рук.

6. Станция "Применение нового знания".

Предлагаю вам изучить карту -схему на с. 56-57. (Самостоятельная работа по учебнику) Назовите объекты природного наследия . А сейчас назовите объекты Всемирного культурного наследия.

Физминутка.

Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
Путешествуем по свету
Изучаем все на свете
Сохраним мы этот мир
Как прекрасен он и мил.

Продолжаем наши знакомства с достопримечательностями.(Подготовленный ученик читает свое сообщение по теме, остальные угадывают, дают ответы, слайд 13).

"Рыбе - вода" о чем эти строки? Почему автор бьет тревогу?

Ученики: Потому что зверей, птиц, всех животных нужно охранять.

Учитель: Что вы знаете об исчезающих видах растений и животных?

Ученики: Их записывают в Красную Книгу.(слайд14)

Учитель: В чем цель этой книги?

Версии учащихся: Основная цель - выявление и учет животных и растений, которые могут исчезнуть и меры по их защите.

Учитель: Давайте откроем некоторые страницы из этой книги (слайды15-18)

Как вы считаете, почему они оказались в грани исчезновения?

Версии учащихся: Их уничтожают ради красивой кожи, из них делают украшения, мясо употребляют в пищу.

Учитель: Как бы вы поступили?

Ответы учащихся.

А сейчас на экспресс-вагоне я вас приглашаю на путешествие по родному Башкортостану, посмотреть на некоторые его культурные и природные достопримечательности. (слайды19-23).

Сообщение подготовленных учеников:

1) "Стерлитамакские шиханы" (Приложение2)

2) "Озеро Аслыкуль" (Приложение3)

7. Станция "Итоги".

О чем мы сегодня узнали?

Учащиеся: О Всемирном наследии и об их охране. (слайд24)

Учитель: Запишите в схему "Всемирное наследие" объекты природные и культурные. (Работа учащихся у доски). Выводы учащихся по проблемам охраны природы.

Самооценка по карточкам.

8. Станция "Домашнего задания".

Читать с. 54-62, ответить на вопросы "Проверь себя". Придумайте правила, которые помогут охране объектов Всемирного наследия, животных и растений.