Цель урока:
- Развивающие: развивать умение организовать свои дела, решая различные проблемы; умение результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней.
- Образовательная: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; научить пользоваться VS PowerPoint, научить умению использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
- Воспитательная: приобщить к полезной деятельности охраны природы, воспитать любовь к природе, к окружающему миру, воспитать инициативность и любознательность.
Оборудование: мел, классная доска, интерактивная доска, мультимедийная презентация урока, проигрыватель Winamp.
Раздаточный материал: карты самооценки.
Ход урока
1. Станция "Ситуации успеха". (звучит медленная музыка)
Сегодня у нас урок-путешествие в страну Сокровищ. Нам предстоит многое узнать и увидеть. Совершим мы путешествие в "Голубом вагоне". Желаю всем успеха, в добрый путь! (слайд1)
2. Станция "Актуализация знаний".
Нам нужно решить кроссворд и угадать основную мысль нашего путешествия.(слайд2)
Кроссворд
Вопросы
- Как называется наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают?
- Специалисты по экологии - историки и :
- Как называется международная экологическая организация?
- Самое большое, чистое и глубокое озеро в России?
- В какую книгу занесены исчезающие виды растений и животных?
- У берегов какой реки поставлен памятник национальному герою башкирского народа Салавату Юлаеву?
3. Станция "Проблемной ситуации".
Мы получили ключевое слово "охрана". Значит,
мы с вами сегодня поговорим об охране природы. У
меня в руках телеграмма, не простая, а с
вопросами. (Учащимся раздаются телеграммы)
(Учащиеся выдвигают свои версии ответов, ключевые слова пишут на доске. Сами приходят к мысли, что они не все знают по теме.)
4. Станция "Формулирование проблемы".
Учитель: "Какой возник вопрос?" (Нужно подвести учащихся связывать между собой понятия: "охрана" "сокровища", "достопримечательности", "человек властелин"
5. Станция "Открытие нового знания".
Объяснения учителя.
Сегодня мы продолжим изучении экологических проблем нашего Земного шара. (слайд3 "Сокровища Земли под охраной человечества"). Нам предстоит знакомство с удивительными Сокровищами Земли, узнаем о работе людей по охране этих достопримечательностей.
Учащимся предлагается самостоятельно работать по учебнику, с. 54-55. (обсуждение по прочитанному)
В древности необычные творения рук человека,
которые поражали современников своей красотой,
размерами, техникой исполнения, называли "Семь
чудес света". (слайды4-11)
В настоящее время сохранились только египетские пирамиды. Все прочие чудеса были уничтожены пожарами, землетресениями, набегами иноземных захватчиков. Чтобы мир не лишался этих бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. (слайд12) Перед вами эмблема Всемирного наследия. Всемирное природное наследие - это объекты природы, а объекты творения человеческих рук - это Всемирное культурное наследие. Эти две части неразрывно связаны между собой, круг символизирует природу, а квадрат в центре - творения человеческих рук.
6. Станция "Применение нового знания".
Предлагаю вам изучить карту -схему на с. 56-57. (Самостоятельная работа по учебнику) Назовите объекты природного наследия . А сейчас назовите объекты Всемирного культурного наследия.
Физминутка.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
Путешествуем по свету
Изучаем все на свете
Сохраним мы этот мир
Как прекрасен он и мил.
Продолжаем наши знакомства с достопримечательностями.(Подготовленный ученик читает свое сообщение по теме, остальные угадывают, дают ответы, слайд 13).
"Рыбе - вода" о чем эти строки? Почему автор бьет тревогу?
Ученики: Потому что зверей, птиц, всех животных нужно охранять.
Учитель: Что вы знаете об исчезающих видах растений и животных?
Ученики: Их записывают в Красную Книгу.(слайд14)
Учитель: В чем цель этой книги?
Версии учащихся: Основная цель - выявление и учет животных и растений, которые могут исчезнуть и меры по их защите.
Учитель: Давайте откроем некоторые страницы из этой книги (слайды15-18)
Как вы считаете, почему они оказались в грани исчезновения?
Версии учащихся: Их уничтожают ради красивой кожи, из них делают украшения, мясо употребляют в пищу.
Учитель: Как бы вы поступили?
Ответы учащихся.
А сейчас на экспресс-вагоне я вас приглашаю на путешествие по родному Башкортостану, посмотреть на некоторые его культурные и природные достопримечательности. (слайды19-23).
Сообщение подготовленных учеников:
1) "Стерлитамакские шиханы" (Приложение2)
2) "Озеро Аслыкуль" (Приложение3)
7. Станция "Итоги".
О чем мы сегодня узнали?
Учащиеся: О Всемирном наследии и об их охране. (слайд24)
Учитель: Запишите в схему "Всемирное наследие" объекты природные и культурные. (Работа учащихся у доски). Выводы учащихся по проблемам охраны природы.
Самооценка по карточкам.
8. Станция "Домашнего задания".
Читать с. 54-62, ответить на вопросы "Проверь себя". Придумайте правила, которые помогут охране объектов Всемирного наследия, животных и растений.