Общая характеристика Второй мировой войны

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


Форма урока: урок – практикум.

Цели:

  • выяснить характер войны, основные периоды, итоги и значение;
  • развить навыки работы с документами, дополнительной литературой, умение отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал, умение общаться, отстаивать собственную позицию;
  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся и ориентации личности школьника на гуманистические ценности в межгосударственных отношениях.

Оборудование: карта «Вторя мировая война», карточки с фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей, презентация «Вторая мировая война».

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Эпиграф:

Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, -
Не разбейте глиняный сосуд.
В. Высоцкий

2. Изучение нового материала (в форме лекции)

1 сентября 1939 – день когда началась Вторая мировая война. Вторая мировая война – самый крупный военный конфликт в истории человечества. В ней приняло участие 62 государства мира. На территории, охваченной войной, проживало 80 % населения Земли. Военные действия велись на всех океанах, в Евразии, Африке и Океании. Продолжалась – 6 лет. В армии воюющих стран было призвано 110 млн. человек. Она стала наиболее разрушительной из всех войн.

Главные причины второй мировой войны:

  1. Противоречивость и изначальная непрочность Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
  2. Мировой экономический кризис 1929-1932 гг., явившейся дополнительным дестабилизирующим фактором.
  3. Агрессивные планы и политика Германии, Италии и Японии.
  4. Политика «умиротворения» Германии, проводимая Англией и Францией.
  5. Провал попыток создать систему коллективной безопасности в Европе.
  6. Противоречивость дипломатии и внешней политики СССР.

Периоды Второй мировой войны

Дата

Период

Сентябрь 1939 г.- июнь 1941 г.

Начальный период войны

Июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.

Расширение фашисткой агрессии на восток, нападение на СССР

Ноябрь 1942 г. –декабрь 1943 г.

Коренной перелом в ходе войны

Январь 1944 г. – май 1945 г.

Разгром фашизма в Европе

Май 1945 г. – сентябрь 1945 г.

Завершающий этап войны, разгром Японии

Итоги Второй мировой войны

Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 62 государства (80 % населения земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 50—55 млн чел., из них убито на фронтах 27 млн человек, большинство из которых — граждане СССР. Также большие людские потери понесли Китай, Германия, Япония и Польша.

Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60—70 % национального дохода воевавших государств. Только промышленность СССР, США, Великобритании и Германии изготовила 652,7 тыс. самолётов (боевых и транспортных), 286,7 тыс. танков, самоходных орудий и бронемашин, свыше 1 млн артиллерийских орудий, свыше 4,8 млн пулемётов (без Германии), 53 млн винтовок, карабинов и автоматов и огромное количество другого вооружения и снаряжения. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей.

В результате войны ослабла роль Западной Европы в общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. Война показала неспособность их и других западноевропейских стран содержать огромные колониальные империи. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное движение. В результате войны часть стран смогла добиться независимости: Эфиопия, Исландия, Сирия, Ливан, Вьетнам, Индонезия. В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединённых Наций на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.

В некоторых странах сложившиеся в ходе войны партизанские движения пытались продолжить свою деятельность и после окончания войны. В Греции конфликт между коммунистами и довоенным правительством перерос в гражданскую войну. Антикоммунистические вооружённые отряды ещё некоторое время после окончания войны действовали на Западной Украине, в Прибалтике, Польше. В Китае продолжилась гражданская война, длящаяся там с 1927 года.

Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.

Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический. Отношения между двумя блоками резко ухудшились. Уже через пару лет после окончания войны началась Холодная война.

(Для более прочного закрепления полученной информации можно просмотреть клип о войне)

3. Работа учащихся с карточками. (Класс делится на 2 или более групп, группы получают карточки с фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей и работают с ними в течение 10-15 мин. и отвечают на проблемный вопрос).

Карточка 1.

Из вступлений А. Гитлера 23 мая 1939 г. на совещании с высшим генералитетом: «Дальнейшие успехи не могут быть достигнуты без пролития крови… Не может быть вопроса о том, чтобы уступить Польшу, и нам оставлен один выход: атаковать ее при первой возможности… Если же будет создан союз Франции, Англии и России против Германии, Италии и Японии, я буду вынужден нанести Англии и Франции несколько уничтожающихся ударов… Война с Англией и Францией будет не жизнь, а на смерть. Мы должны сжечь свои корабли и ставить вопрос не о том, кто прав, а кто виноват, но вопрос: быть или не быть 80-милионному народу».

Карточка 2.

Из заявления А.Гитлера на Мюнхенской конференции (в 1938 г.): «Это последние территориальные претензии, которые мы имеем в Европе. Я больше не заинтересован в Чешском государстве».

Карточка 3.

Из выступления в парламенте У. Черчилля (1939 г.): «Если правительства Его Величества, пренебрегавшее так долго нашей обороной, отрекшись от Чехословакии, со всей ее военной мощью… Отклонит и отбросит необходимую помощь России и таким образом вовлечет нас наихудшим путем в наихудшую из войн, оно плохо оправдывает доверие … соотечественников».

Карточка 4.

Из выступления наркома иностранных дел В.М. Молотова на внеочередной четвертой сессии Верховного Совета СССР первого созыва 31 августа 1939 г.: «Следует … напомнить о том разъяснении нашей внешней политики, которое было сделано несколько месяцев тому назад на XVIII партийном съезде… Товарищ Сталин Предупреждал против провокаторов войны, желающих в своих интересах втянуть страну конфликт с другими странами».

Карточка 5

Из выступления в парламенте У. Черчилля (1937 г.): «Нам предстоит бороться против зверя социализма, и мы будем в состоянии справиться с ним куда более эффективнее, если будем действовать как единая стая гончих, а не как стадо овец».

Карточка 6

Из выступления У.Черчилля в парламенте весной 1939 г.: «Никто не может сказать, что не существует солидной общности интересов между западными демократиями и Советской Россией. …Величайшей глупостью, которую мы могли совершить, был бы подрыв нашего единого сотрудничества с Советской Россией».

Карточка 7

В 1939 г. после отставки комиссара иностранных дел М.М. Ливитанова во внешней политике СССР стали происходить все более серьезные изменения. У. Черчилл высказался по этому поводу следующем образом: «Смещение Левитанова означало конец эпохи. Оно регистрировало то обстоятельство, что в Кремле потеряли веру в обеспечении безопасности совместно с западными державами и в возможность организации совместного Восточного фронта против Германии».

Карточка 8

Имеется ли, по вашему мнению, зерна истины в высказывании писателя-фронтовика В.Кондратьева: «Если в 41-м Сталин был не готов к войне, то для мет нет сомнений, что в сорок втором или в сорок третьем он бы сам начал войну с Гитлером, с Германией, которая бы, наверно, все еще воевала с Англией и материально и морально находилась бы в худшем положении, чем в сорок первом, а мы к тому времени сумели бы перевооружить всю армию. Так что, думаю, разговоры о превентивном характере начавшейся войны имели основания».

Карточка 9

«Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед… Над нашей родиной нависла серьезная опасность. Как могло случиться, что наша славная Красная Армия сдала фашистским войскам ряд наших городов и районов? Это объясняется главным образом тем, что война фашистской Германии против СССР началась при выгодных условиях для немецких войск и невыгодных условиях для советских войск. Дело в том, что войска Германии, как страны ведущей войну, были целиком отмобилизованы, тогда как советским войскам нужно было еще отмобилизоваться и придвинуться к границам. Немалое значение имело здесь и то обстоятельство, что фашистская Германия неожиданно и вероломно нарушила пакт о ненападении, заключенный в 1939 г. между нею и СССР, не считаясь с тем, что она будет признана всем миром страной нападающей. Понятно, что наша миролюбивая страна, не желая брать на себя инициативу нарушения пакта, не могла встать на путь вероломства». (из выступления И.В. Сталина)

Проблемный вопрос: Подумайте, можно ли говорить об ответственности правительств всех ведущих государств мира за возникновение Второй мировой войны? Различна мера этой ответственности?

(Идет обсуждение проблемы).

4. Итог урока.

В итоге можно вынести на общее обсуждение вопрос: как вы считаете, были ли у ведущих мировых держав в конце 30-х годов шансы предотвратить Вторую мировую войну?

Приложение