Цели:
- закреплять умение выполнять деление с остатком;
- деление двузначного числа на однозначное и двузначное число;
- умение решать задачи изученных видов;
- развивать вычислительные навыки, творческую активность, внимание, математическую речь;
- прививать любовь к книге и чтению.
Оборудование: презентация по сказкам А.С.Пушкина.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Пора за дело браться,
Придется постараться.
Чтобы быстро все решать –
Надо думать, рассуждать.
– У нас сегодня много гостей. Давайте повернемся и поздороваемся с нашими гостями. Садитесь.
Грянул ворон во трубу.
И пошли чудеса:
Засинели небеса.
Вышли в море паруса,
Встали темные леса.
А в лесной избушке затопилась печь,
Пироги с морошкой начал зайка печь.
Пироги покушай, сказочку послушай…
– Какая это будет сказка: бытовая, о животных или волшебная?
Дети: Волшебная.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы пойдем по дорогам сказок А.С.Пушкина (Приложение. Слайд 1.), где будем закреплять умение решать примеры и задачи. Итак, мы отправляемся в сказочную математику.
3. Работа по теме урока.
Учитель:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью Кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
– Откуда эти строки?
Дети: Эти строки из поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”. (Слайд 2)
Учитель: Ученый Кот за день рассказал 28 сказок и спел 7 песен. Во сколько раз больше Кот рассказал сказок, чем спел песен?
Дети: В 4 раза. Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее число.
Учитель: Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась сложением.
Дети: Сколько всего сказок и песен рассказал ученый Кот?
Учитель: Составьте устно обратные задачи.
(Дети выполняют задание.)
Учитель:
Поделом тебе, старый невежа.
Впредь тебе, невежа, наука
Не садись не в свои сани!
– Из какой сказки эти слова?
Дети: Это “Сказка о рыбаке и рыбке”. (Слайд 3)
Учитель: Сколько лет рыбачил старик?
Дети: Он рыбачил 30 лет и 3 года. (Слайд 4)
Учитель: За это время сеть его прохудилась. Посмотрите, сколько дырок! Вы согласны починить сеть? Тогда…
В сторону карандаши,
Ни тетрадок, ни ручек, ни мела.
Устный счет!
Мы творим это дело
Только силой ума и души.
– Как называются числа при сложении? Как найти неизвестное слагаемое?
(Дети отвечают и заполняют таблицу.) (Слайд 5)
Слагаемое | 24 | 17 | 15 | 13 | |
Слагаемое | 5 | 24 | |||
Сумма | 37 | 40 | 50 | 65 |
– Как называются числа при вычитании? Как найти неизвестное уменьшаемое? Как найти неизвестное вычитаемое? (Слайд 6)
Уменьшаемое | 80 | 78 | 90 | ||
Вычитаемое | 13 | 15 | 24 | ||
Разность | 37 | 40 | 50 | 65 |
– Как называются числа при умножении? Как найти неизвестный множитель? (Слайд 7)
Множитель | 7 | 8 | 9 | ||
Множитель | 9 | 6 | 4 | ||
Произведение | 36 | 40 | 28 | 45 |
– Как называются числа при делении? Как найти неизвестное делимое? Как найти неизвестный делитель? (Слайд 8)
Делимое | 63 | 32 | 56 | ||
Делитель | 9 | 6 | 4 | ||
Частное | 8 | 4 | 5 | 7 |
4. Физкультминутка.
Вы трудились все, считали
И немножечко устали.
А теперь мы отдохнем,
И станцуем и споем.
(Танец утят.)
5. Решение задач.
Учитель:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Дети: “Сказка о царе Салтане …” (Слайд 9).
Учитель: Первая сестра напряла за вечер 20г пряжи. Вторая – на 4 г больше, чем первая, а третья в 3 раза меньше, чем вторая. Сколько всего пряжи напряли сестры?
(Полный анализ и решение задачи.)
– Вчера они напряли 48г пряжи и разделили на 3 мотка поровну. Сколько граммов пряжи в 5 таких мотках?
(Разбор и решение задачи.)
– Молодцы! А какие вы знаете геометрические фигуры? Дайте определение названной фигуре.
(Дети отвечают.)
– О ком эти слова и что это за сказка?
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До света все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет.
Дети: О Балде. “Сказка о попе и его работнике Балде” (Слайд 10).
Учитель: Балда вспахал полосу прямоугольной формы, длиной 9м и шириной 7м. Найдите ее периметр.
– Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон.)
– Как найти периметр прямоугольника? (Надо сложить все стороны. Можно к
длине прибавить ширину и умножить на 2.)
– Решите задачу самостоятельно.
(Проверка решения.)
Учитель: Из какой сказки эти слова?
Сказка ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам урок.
Дети: “Сказка о золотом петушке”(Слайд 11).
Учитель: Помогите золотому петушку найти ошибку (Слайд 12).
(96 – 80) : 2 = 8
54 – 14 : 2 = 20
(65 + 15) – 25 = 65
7 * 2 + 18 = 22
– Молодцы!
(В класс заходит старшеклассница в костюме Царевны-лебеди.)
Лебедь: Во все время урока я была за дверью и слушала, как вы хорошо работали на уроке. А меня вы узнали?
Дети: Да! Царевна-лебедь.
Лебедь: Спасибо. Я вам принесла из сказки золотые орешки с математическими заданиями. Надеюсь, что вы быстро расколете эти орешки.
6. Самостоятельная работа.
1 вариант | 2 вариант | ||
45 : 15 48 : 3 69 : 23 76 : 2 |
14 : 4 15 : 6 |
38 : 19 42 : 3 81 : 27 54 : 3 |
23 : 7 28 : 5 |
(Сдают “орешки”).
7. Викторина “Узнай сказку” (Слайд 11, 12, 13).
8. Итог урока.
Учитель: Вот и закончилась наша сказка. Понравилась она вам? Подходит к концу урок.
– Что же мы повторили на уроке?
– Что было самым интересным? Самым трудным?
– Оценки за урок.
8. Домашнее задание. (Слайд 14) С. 163 № 10, 14.
Учитель: Большое спасибо за урок. (Слайд 15)