Цель. Знакомство с жизнью и бытом людей в селе.
Задачи.
Познакомить с жизнью и бытом
людей в селе; сравнить с жизнью городских
жителей. Расширить кругозор учащихся. Обогащать
словарный запас.
Оборудование: иллюстрации с изображением сельского труда; названия профессий сельских жителей на карточках; иллюстрации с изображением города и села; картинки с изображением трактора, грузовика, комбайна.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация предшествующих знаний и сообщение темы урока.
- На прошлых уроках мы с вами говорили о том, где и кем работают люди в городе. Назовите профессии городских жителей. Но ведь не все же люди живут в городе. Многие живут и работают в селах. И сегодня мы с вами поговорим о жизни людей в селе. Чем она отличается от жизни городских жителей. И где жить лучше?
3. Работа по теме урока.
На доске несколько картинок с изображением города и села. Нужно отобрать иллюстрации, на которых изображен город и иллюстрации с изображением села.
- Ребята, а где мы с вами живем? (В городе).
- Назовите виды городского транспорта. (Трамвай, автобус и т.п.)
- На чем ездят люди в селе? (В основном передвигаются пешком; ездят на лошадях; из деревни в город - на автобусе).
- Где транспорта много? Мало?
- Какие дома в городе? В деревне?
- Посмотрите на сельский дом. (Картинка) Какой он? Что является сердцем сельского дома? (печь)
- На каких предприятиях работают люди в городе?
- Чем занимаются люди в селах?
(Ответы учащихся).
- В селах люди занимаются выращиванием растений: хлебных культур, овощей. И профессия этих людей называется полеводы, растениеводы. (Названия вывешиваются на карточках на доску).
- А сейчас, отгадав загадки, назовите помощников людей в полевых работах.
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы все с полей
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина, грузовик).
На доску вывешивается картинка.
Конь стальной по полю ходит,
Лихо борозду выводит,
Сена никогда не просит.
Пашет, сеет, даже косит. (Комбайн).
Вывешивается картинка.
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет -
Семь плугов тащит. (Трактор).
Вывешивается картинка.
- Занимаются жители села и разведением животных. В специальных помещениях, которые называются фермы (название вывешивается на доску) ухаживают за животными; дают им корм, воду, следят за состоянием их здоровья. Профессия этих людей - животноводы, птицеводы. (Рассматриваются картинки - иллюстрации). Названия профессий вывешиваются на доску.
- Все мы с вами любим вкусное и полезное молоко. А как называется профессия людей, которые получают от коров молоко? (доярки). (Рассматривание иллюстраций).
- А чем еще занимаются люди, живущие в селе? (Сажают огород, собирают грибы, ягоды, ходят на охоту, рыбалку, делают заготовки, ухаживают за домашними животными).
Физминутка.
Мы отложим все дела
Отдохнуть нам все пора.
Собирайся детвора,
Мы поедем до села.Справа - низкие дома.
Слева - хлебные поля.
В небе солнышко блестит,
Под горой река бежит.Речку вплавь переплывем,
Ягод горсточку нарвем,
Чистый воздух мы вдохнем
И работать вновь начнем.
4. Закрепление.
- Как называется крупный населенный пункт? (город).
- Как называется небольшой населенный пункт? (село).
- Какие профессии у людей, живущих в селе?
- Чем занимаются животноводы? Полеводы? Доярки? Пастухи? Конюхи?
- Есть ли в селах фабрики, заводы? Значит где воздух чище : в городе или в селе?
- Кто из вас был в селе, деревне?
- Чем вы там занимались?
- Нравится ли там бывать? Почему?
- У тружеников села нелегкий, важный и почетный труд.
5. Итог.
Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Из села люди пытаются попасть в город, чтобы найти работу на крупных предприятиях. А жители города приобретают жилье в селах, чтоб дышать свежим воздухом и отдыхать от суеты больших городов, чтобы вырастить на грядках здоровые и безопасные овощи и фрукты. Каждый выбирает, что ему ближе и лучше. Когда вы повзрослеете, будете делать свой выбор. А для этого нужно лучше узнать самого себя.