Урок по теме "Равные фигуры"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) закрепить:

- понятие равенства фигур;

- навыки счета в пределах

- сложение и вычитание чисел на числовом отрезке;

2) формировать умение использовать взаимосвязь между частью и целым;

3) развивать мыслительные операции, память, внимание, речь, совершенствовать вычислительные навыки.

Оборудование: числовой отрезок, вырезанные звездочки, таблички, проектор.

Дидактический материал: цифровые веера, лопаточки, наборы цифр и математических знаков для составления выражений.

I. Введение в тему.

Учитель:

Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром – нет ничего.

- Что это? (Звезды)

Звезды всегда привлекали внимание людей. Люди часами могут смотреть в небо, любоваться звездами, а когда видят падающую звезду, то загадывают желание. Говорят, оно исполниться.

У нас с вами сегодня.

Волшебный звездопад

Падают звезды и несут с собой тайну, а кто разгадает тайну, у того исполнится желание, он получит желанную звезду.

II. Итак.

1. Разгадаем тайну первой звезды.

  • Посчитаем до 20 и обратно через 4.
  • Какое число стоит между числами: 7-9, 11-13, 17-19?
  • Назовите соседей числа 6, 10, 15.
  • Какие числа из данного числового ряда можно заменить суммой одинаковых слагаемых?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. А вторая звезда нам дарит задачки.

А) Три ягненка дружно жили,

Да козлят еще четыре.

  • Посчитайте сколько всего животных?
  • Каким действием узнали? Почему?

Докажите.

Б) В хоре 7 кузнечиков песни распевали
Вскоре 2 кузнечика голос потеряли
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре теперь голосов?

  • Каким действием узнали?
  • Почему? Докажите.
  • А теперь вычисления производите в уме, покажите только ответ, то есть результат:

В) Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Три несут травинку,
Три несут былинку
Два несут иголки.
Сколько их под елкой? (8)

Г) В двух автобусах сидят
Девять маленьких ребят.
В первом едут трое только,
Во втором детишек сколько? (6)

Д) В снег упал Сережа,
Зина и Антоша,
А за ними Лена, Катенька и Гена,
А потом еще Игнат.
Сколько на снегу ребят? (7)

Е) У Сашки в кармашке
5 конфет в бумажке.
Еще он дал по конфете
Свете, Пете и Нине.
И сам съел конфету.
А больше нету.
Сколько было конфет (9)

3. Третья звездочка просит найти равные фигуры.

  • Как можно определить равные ли фигуры или нет?
  • Легче сравнить вырезанные фигуры наложением друг на друга
  • Способом подсчета клеток, а в трудных случаях с использованием кальки

Работа по вариантам по учебнику №1 с. 38.

- Назовите равные фигуры.

4. А четвертая звездочка очень любит играть и просит вас поиграть со словами.

  • Объясните смысл задания по образцу
  • Какие числовые выражения получили? (8-4=4; 8-5=3; 8-1=7)
  • Что объединяет эти слова?
  • На какие части можно разбить число 8?
  • Какое выражение еще можно записать? (6+2=8)

Физминутка

Сколько синеньких кружочков,
Столько встанем на носочки. (5)

Сколько красненьких кружков
Столько сделаем прыжков (3)

А зеленых, сколько в круге
Столько раз поднимем руки. (2)

5. Пятая звезда хочет проверить, как вы умеете составлять буквенные равенства по рисунку.

А) №2 стр. 38.

  • Что обозначает буква П? (Прямоугольник)
  • Чем является П в равенствах. (Целое)
  • Как получить часть синего цвета?

Б) № 3 стр. 38 аналогично с рассуждением вслух.

6. Тайна шестой звезды прячется в домике. (Показ через проектор)

  • Объясните смысл задания.

(Для каждой геометрической фигуры справа нужно найти равную фигуру слева и раскрасить так же).

Проверка по образцу (смотри Приложение к уроку).

7. А седьмая очень любит красиво писать.

С. 39 – В чем закономерность?

1 строчка – каждый раз увеличивается количество цифр 7.

2 строчка – в каждой тройке чисел 1-ая и 3 цифры не меняются, а вторая последовательно увеличивается на одну цифру.

3 строчка – узор.

Вот мы и разгадали тайны семи звезд.
А у меня к вам еще загадка:
В темном небе звездной ночью
Я нашел 7 ярких точек,
Семь горящих глаз нашел,
Называется ковшом

  • А как еще называют ковш из семи звезд? (Большая медведица)
  • Есть еще созвездие из семи звезд, образующих ковш.
  • Как оно называется? (Малая медведица)

III. Итог урока

Итак, вы сегодня очень хорошо работали. Давайте вспомним:

  • Какие фигуры называются равными?
  • Придумайте свое слово из 8 букв, чтобы с ним можно было бы поиграть как сегодня на уроке.

На уроке сегодня хорошо работали…

Я им дарю звезды