Цели:
1) закрепить:
- понятие равенства фигур;
- навыки счета в пределах
- сложение и вычитание чисел на числовом отрезке;
2) формировать умение использовать взаимосвязь между частью и целым;
3) развивать мыслительные операции, память, внимание, речь, совершенствовать вычислительные навыки.
Оборудование: числовой отрезок, вырезанные звездочки, таблички, проектор.
Дидактический материал: цифровые веера, лопаточки, наборы цифр и математических знаков для составления выражений.
I. Введение в тему.
Учитель:
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром – нет ничего.
- Что это? (Звезды)
Звезды всегда привлекали внимание людей. Люди часами могут смотреть в небо, любоваться звездами, а когда видят падающую звезду, то загадывают желание. Говорят, оно исполниться.
У нас с вами сегодня.
Волшебный звездопад
Падают звезды и несут с собой тайну, а кто разгадает тайну, у того исполнится желание, он получит желанную звезду.
II. Итак.
1. Разгадаем тайну первой звезды.
- Посчитаем до 20 и обратно через 4.
- Какое число стоит между числами: 7-9, 11-13, 17-19?
- Назовите соседей числа 6, 10, 15.
- Какие числа из данного числового ряда можно заменить суммой одинаковых слагаемых?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. А вторая звезда нам дарит задачки.
А) Три ягненка дружно жили,
Да козлят еще четыре.
- Посчитайте сколько всего животных?
- Каким действием узнали? Почему?
Докажите.
Б) В хоре 7 кузнечиков песни распевали
Вскоре 2 кузнечика голос потеряли
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре теперь голосов?
- Каким действием узнали?
- Почему? Докажите.
- А теперь вычисления производите в уме, покажите только ответ, то есть результат:
В) Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Три несут травинку,
Три несут былинку
Два несут иголки.
Сколько их под елкой? (8)
Г) В двух автобусах сидят
Девять маленьких ребят.
В первом едут трое только,
Во втором детишек сколько? (6)
Д) В снег упал Сережа,
Зина и Антоша,
А за ними Лена, Катенька и Гена,
А потом еще Игнат.
Сколько на снегу ребят? (7)
Е) У Сашки в кармашке
5 конфет в бумажке.
Еще он дал по конфете
Свете, Пете и Нине.
И сам съел конфету.
А больше нету.
Сколько было конфет (9)
3. Третья звездочка просит найти равные фигуры.
- Как можно определить равные ли фигуры или нет?
- Легче сравнить вырезанные фигуры наложением друг на друга
- Способом подсчета клеток, а в трудных случаях с использованием кальки
Работа по вариантам по учебнику №1 с. 38.
- Назовите равные фигуры.
4. А четвертая звездочка очень любит играть и просит вас поиграть со словами.
- Объясните смысл задания по образцу
- Какие числовые выражения получили? (8-4=4; 8-5=3; 8-1=7)
- Что объединяет эти слова?
- На какие части можно разбить число 8?
- Какое выражение еще можно записать? (6+2=8)
Физминутка
Сколько синеньких кружочков,
Столько встанем на носочки. (5)Сколько красненьких кружков
Столько сделаем прыжков (3)А зеленых, сколько в круге
Столько раз поднимем руки. (2)
5. Пятая звезда хочет проверить, как вы умеете составлять буквенные равенства по рисунку.
А) №2 стр. 38.
- Что обозначает буква П? (Прямоугольник)
- Чем является П в равенствах. (Целое)
- Как получить часть синего цвета?
Б) № 3 стр. 38 аналогично с рассуждением вслух.
6. Тайна шестой звезды прячется в домике. (Показ через проектор)
- Объясните смысл задания.
(Для каждой геометрической фигуры справа нужно найти равную фигуру слева и раскрасить так же).
Проверка по образцу (смотри Приложение к уроку).
7. А седьмая очень любит красиво писать.
С. 39 – В чем закономерность?
1 строчка – каждый раз увеличивается количество цифр 7.
2 строчка – в каждой тройке чисел 1-ая и 3 цифры не меняются, а вторая последовательно увеличивается на одну цифру.
3 строчка – узор.
Вот мы и разгадали тайны семи звезд.
А у меня к вам еще загадка:
В темном небе звездной ночью
Я нашел 7 ярких точек,
Семь горящих глаз нашел,
Называется ковшом…
- А как еще называют ковш из семи звезд? (Большая медведица)
- Есть еще созвездие из семи звезд, образующих ковш.
- Как оно называется? (Малая медведица)
III. Итог урока
Итак, вы сегодня очень хорошо работали. Давайте вспомним:
- Какие фигуры называются равными?
- Придумайте свое слово из 8 букв, чтобы с ним можно было бы поиграть как сегодня на уроке.
На уроке сегодня хорошо работали…
Я им дарю звезды